Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданское право".
Иное положение сложилось в странах, применяющих систему англосаксонского права. Хотя и там в принципе закон стоит над другими источниками права, однако судебная практика также является источником права и зачастую в регулировании гражданских правоотношений до настоящего времени играет большую роль по сравнению с источниками так называемого писаного права - законами и подзаконными актами.
В Англии и США, а также в других странах, воспринявших их правовую систему, действует принцип судебного прецедента; это означает, что решение, вынесенное по какому-либо делу, обязательно для всех судов равной и низшей инстанции при рассмотрении ими аналогичных дел. В результате создается положение, при котором формально действующий закон фактически не имеет силы.
Одним из источников гражданского
и торгового права во всех странах
является обычай. Отсутствует единое
для всех стран определение обычая
как правовой нормы. Более того, в
доктрине одной и той же страны
могут существовать различные определения
обычая. В качестве основных признаков,
которыми, как правило, характеризуется
обычай, указываются следующие
В настоящее время обычай
все-таки играет второстепенную роль по
сравнению с другими
Помимо обычаев, имеющих нормативный характер и применяющихся так же, как и любая другая норма права, в доктрине и практике выделяются еще так называемые обыкновения, играющие особенно большую роль при регулировании отношений сторон по торговой сделке. Подобно обычаям обыкновения - это правила поведения, сложившиеся в определенной отрасли торговли на основе постоянного и единообразного их применения. Однако в отличие от обычаев они не являются источником права и применяются только при условии, что эти правила известны сторонам и нашли отражение в сделке в виде прямой отсылки или подразумеваемого условия.
8) Обычаи, деловые обыкновения, судебная практика и судебный прецедент в странах системы континентального и общего права
Обычай признается во Франции одним из источников права. Прямые отсылки к обычаям содержатся в ряде законодательных актов, в том числе и в гражданском кодексе (например, ст. 1135, 1159, 1160 и др.). В соответствии с доктриной и практикой считается, что отсылка может быть не только прямой, но и подразумеваемой, в частности в тех случаях, когда в законе не дается разъяснение употребляемых в нем понятий, например вины, вреда, то есть обычай применяется в дополнение к закону.
Помимо этого, обычай может
применяться и независимо от закона,
то есть в обычае может быть сформулировано
правило, совершенно не известное закону.
Такого рода обычаи распространены главным
образом в сфере торгового
права в значительной мере из-за
недостатков кодексов, несоответствия
их предписаний современным
Наконец, обычай может применяться и против закона. В первую очередь это касается диспозитивных норм закона. Но доктрина и практика допускают отступление от обычаев и от императивных норм закона. Так, торговые обычаи для торговых сделок в ряде случаев изменяют императивные нормы гражданского кодекса (установление в силу обычая презумпции солидарной ответственности нескольких должников, особые правила начисления процентов). Не исключается также в принципе возможность отступления от императивных норм торгового права. В ряде случаев широкое распространение некоторых из таких обычаев привело в дальнейшем к формальной отмене соответствующих предписаний ФТК.
Обычай. Значение обычая как нормы права в Англии имеет ряд специфических особенностей. В этом смысле следует говорить лишь о местных обычаях, то есть нормах права, применяемых только в определенной местности. Это объясняется тем, что обычаи общие, применяемые на территории всей страны, в связи с историческими особенностями английского права рассматриваются не как обычаи в собственном смысле, а как нормы общего права или права справедливости. Для того чтобы местный обычай мог быть применен судом в качестве правовой нормы, он должен и существовать, и действовать непрерывно с незапамятных времен, его содержание должно быть определенным и разумным. Значение таких обычаев в современных условиях весьма невелико. Гораздо более существенную роль играет так называемый торговый обычай. Однако под этим термином понимается не обычай как источник права, а скорее торговые обыкновения, которые квалифицируются и применяются лишь как подразумеваемые условия договора. Речь идет об общеизвестных правилах поведения в определенной сфере деловой жизни, которые рассматриваются судом в качестве составной части заключенного контракта, если только такое правило не было исключено в прямой или подразумеваемой форме.
Судебная практика. Формально судебная практика в Германии не является источником права. Однако на деле роль судебной практики весьма значительна. Многие формулировки ГГУ сами по себе дают большой простор судебному усмотрению и правотворчеству.
Обычай. В Германии обычное право признано источником права наряду с законом. Согласно ст. 2 Вводного закона к ГГУ, «Законом в смысле гражданского уложения и настоящего закона является всякая правовая норма».
Условием существования обычая (и одновременно средством доказательства его существования) является применение обычая, что находит отражение в деятельности судов или в административной практике.
В отличие от других норм права судья не обязан знать обычай, поэтому обязанность доказать существование и содержание обычая может быть возложена на сторону, ссылающуюся на него.
По своей силе обычное право равно закону, и поэтому действующий на территории всей страны обычай в принципе может отменить закон.
9) Физические лица как субъекты права
Субъектами права являются люди и объединения людей или организации. Первые в законодательстве и доктрине именуются физическими лицами, а вторые - юридическими лицами.
В настоящее время правовое
положение физических лиц во всех
странах урегулировано
В странах прецедентного права такие нормы содержатся в законах, однако характерным для этих государств является отсутствие единого акта по данному вопросу. Так, в Англии нормы, определяющие правовое положение физических лиц, содержатся в законах, регулирующих брачно-семейные отношения, в специальных законах о правовой помощи несовершеннолетним, в гражданско-процессуальном законодательстве. Большое значение как источник права для указанных стран имеет судебная практика, которая не только восполняет многочисленные пробелы в законодательстве, но и до настоящего времени продолжает создавать новые предписания, не известные писаному праву. В США издание законов, определяющих правовое положение граждан, составляет компетенцию законодательных органов штатов, поэтому для федерации нет единого законодательства по упомянутому вопросу.
Правовое положение физических лиц в гражданских и торговых отношениях раскрывается через категории правоспособности и дееспособности. Однако две указанные категории терминологически различаются не во всех правовых системах. В Англии и США дееспособность и правоспособность определяются одним термином «правовая способность». Эта традиция корнями уходит в средневековую судебную практику, а в настоящее время в литературе и судебной практике применяются также термины «пассивная правовая способность», что по смыслу, вкладываемому в это понятие английскими юристами, соответствует понятию правоспособности, и «активная правовая способность», «способность к совершению правового акта», что означает дееспособность. Во Франции, как и в Англии, четкого терминологического различия между дееспособностью и правоспособностью не проводится. В ст. 488 ФГК содержится норма, согласно которой по достижении совершеннолетия гражданин становится способным ко всем актам гражданской жизни. В судебной практике и юридической литературе проводится различие между дееспособностью и правоспособностью. В отличие от французского и английского права в ГГУ применяются три термина: «правоспособность», «дееспособность» и «деликтоспособность». Такое различие проводится и ГК Швейцарии.
10) Юридические лица как субъекты права
В качестве субъектов гражданского права в имущественном обороте выступают не только лица физические, но и лица юридические.
Юридические лица в зарубежном праве - это прежде всего различного рода предпринимательские объединения, играющие решающую роль в экономике любого государства. Не случайно институт юридического лица относится к центральным институтам гражданского права зарубежных государств.
Юридическое лицо рассматривается как носитель присущих только ему имущественных прав и обязанностей, выступающий от своего имени и существующий независимо от лиц, входящих в его состав.
Среди признаков юридического лица в праве особое значение имеет имущественная обособленность. Имущество юридического лица обособлено от имущества членов и не зависит от их судьбы.
Наличие собственного имущества,
в свою очередь, является необходимой
предпосылкой самостоятельной имущественной
ответственности юридического лица
по договорам, которые оно заключает.
Наиболее распространенными являются
такие юридические лица, которые
по своим обязательствам несут не
только самостоятельную, но и исключительную
имущественную ответственность. Именно
в них наиболее ярко и полно
проявляется сущность и направленность
института юридического лица. Не случайно
ведущее место среди
Характерным признаком юридического
лица в праве Англии и США, рассматриваемым
в качестве основополагающего, считается
независимое существование от составляющих
его членов. Такая квалификация юридического
лица ведет к важным практическим
последствиям. Достаточно указать на
то, что она используется для обоснования
правомерности юридических лиц,
состоящих из одного лица. Признание
независимого существования юридического
лица делает далее возможным его
вступление в различные гражданско-
11) Коммерсанты и торговые сделки
Во многих странах, где
существует торговое право как самостоятельная
отрасль, известно понятие коммерсанта,
или купца как участника
Законодательству государств с единой системой частного права, в таких как США, Англии и стран английской системы права, Италии, Нидерландов, Швейцарии и некоторых других, как правило, не известно формально-юридическое понятие коммерсанта и торговой сделки. Это связано в первую очередь с тем, что торговое право здесь не выделено из гражданского. Но это не означает, что в нем отсутствуют отдельные нормы, предусматривающие специальные правила об организации деятельности лиц, ведущих производственные операции в виде промысла, и определении особых прав и обязанностей сторон в сделках, заключаемых этими участниками оборота. Более того, по мере «коммерциализации» гражданского права, его наполнения нормами, рассчитанными на регулирование промысловой деятельности в гражданских отношениях, количество таких специальных правил возрастает.
В США Единообразный торговый
кодекс, выдвигая в отличие от других
стран этой группы общее определение
«коммерсанта»
(ст. 2-104), включает в себя целый ряд положений,
рассчитанных на сделки между такими участниками
оборота (в отношении заключения договоров,
условий продажи, гарантий продавца, перехода
прав на вещь и т.д.).
В Англии в законе о продаже товаров 1979 г. (разд. 14) предусматриваются особые гарантии продавца, действующего «в порядке профессиональной деятельности», а в законе о поставке товаров и предоставлении услуг 1982 года - ряд специальных правил для лиц, осуществляющих профессионально «коммерческую деятельность» (п. 2 ст. 8, ст. 13 и др.).
В Швейцарском обязательственном
законе имеется целый ряд правил,
рассчитанных на коммерческие сделки
и коммерсантов. В ст. 190 и 215 содержатся
правила о коммерческих продажах,
в
ст. 124, 212, 423-430 имеются отсылки к торговым
обычаям и т.д.
Гражданский кодекс Италии
1942 г. включает в себя положения о
некоторых чисто коммерческих контрактах,
в частности кредитования (ст. 1548-1551),
банковских сделках (ст. 1834-1860) и др.,
а также особые положения о
«коммерческой деятельности»
(ст. 2195) участников оборота, в частности
о представительстве (ст. 2203 и след.), отчетности
(ст. 2214 и след.), торговой регистрации (ст.
2195 и след.) и т.д.
В результате для всех национальных систем права характерно (в большей или меньшей степени) наличие, с одной стороны, особых правил деятельности коммерсантов как самостоятельных предпринимателей, действующих на промысловой основе, а с другой стороны - особых правил заключения и исполнения сделок, квалифицируемых как торговые или коммерческие.