Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:56, дипломная работа
Цель данной работы состоит в изучении и анализе проблем, связанных с приобретением наследства, анализе, исследовании практики и рассмотрении коллизионных вопросов в этой области.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение понятия принятия наследства и его значения;
- изучение способов принятия наследства, проблемы фактического принятия наследства;
- изучение сроков принятия наследства, а также восстановления сроков для его принятия;
- рассмотрение перехода права на принятие наследства (наследственной трансмиссии);
- изучение проблем защиты приобретателей наследства в части выделения обязательной доли, преимущественных прав при наследовании, проблем судебной защиты наследников.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЯТИЯ НАСЛЕДСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ, СРОКИ И СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ НАСЛЕДСТВА 5
1.1 Принятие наследства 5
1.2 Способы принятия наследства 10
1.3 Срок принятия наследства. Принятие наследства по истечении установленного срока 20
1.4 Переход права на принятие наследства (наследственная трансмиссия) 27
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ НАСЛЕДСТВА 31
2.1 Обязательная доля как средство обеспечения прав родственников наследодателя 31
2.2 Преимущественные права приобретения наследства как средство защиты прав приобретателя 38
2.3 Судебная защита наследственных прав 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Еще одним проблемным моментом является включение в перечень обязательных наследников категории иждивенцев наследодателя, подлежащих призванию к наследованию на основании п. 1 и 2 ст. 1148 ГК РФ. К таким лицам относятся нетрудоспособные на день открытия наследства граждане, находившиеся на иждивении наследодателя не менее года и проживавшие совместно с ним либо отдельно от него. Существование обязательной доли связано в первую очередь с семейно-правовыми обязанностями наследодателя, с положениями о защите семьи и родственников наследодателя. Включение несовершеннолетних или нетрудоспособных детей наследодателя, его нетрудоспособного супруга и родителей в круг необходимых наследников является продолжением обязанностей, существовавших при жизни наследодателя. Однако необоснованно включение на равных основаниях в круг обязательных наследников иждивенцев наследодателя, поскольку эти лица не являются членами его семьи в правовом смысле слова. Содержание таких иждивенцев принято на себя завещателем самостоятельно по собственному усмотрению, в силу разнообразных личных обстоятельств. Кроме того, наследодатель, выражая свою волю, не указывает в завещании данных лиц. Содержание нетрудоспособных категорий лиц является обязанностью государства в силу ст. 7 и 39 Конституции РФ. При призвании иждивенцев в качестве обязательных наследников их статус резко повышается, и они приравниваются к ближайшим родственникам наследодателя, получая приоритетное право наследования, например, перед внуками наследодателя.
На основании изложенного представляется логичным уменьшить обязательную долю, причитающуюся иждивенцам в качестве необходимых наследников. Однако, такие иждивенцы не должны полностью исключаться из категории необходимых наследников, поскольку предоставление права на продолжение содержания таким лицам гарантирует в какой-то мере обеспечение им достойного уровня жизни.
В обязательную долю засчитывается все, что наследник, имеющий право на такую долю, получает из наследства по какому-либо основанию, в том числе стоимость установленного в пользу такого наследника завещательного отказа (п. 3 ст. 1149 ГК). Однако на законодательном уровне не закреплен порядок оценки имущества при определении размера обязательной доли. В частности, это касается предметов обычной домашней обстановки и обихода, т.к. для их оценки необходимы правоустанавливающие документы (которые обычно отсутствуют) или произведенная нотариусом опись, что на практике делается не всегда.
Обязательный наследник может отказаться от своей доли, но безоговорочно, а не в пользу других наследников. Данный запрет обусловлен специфическим назначением обязательной доли, которая направлена на материальную поддержку наиболее уязвимой категории наследников. Лицо получает право на обязательную долю в наследстве именно в силу специфических, присущих только ему признаков (несовершеннолетние, нетрудоспособные иждивенцы).
При определении обязательной доли возникает вопрос о ее соотношении с супружеской долей. Следует иметь в виду, что при наследовании имущества лица, состоявшего в браке, речь может идти только о доле в общей совместной собственности супругов. При отсутствии брачного договора или соглашения о разделе имущества доли супругов предполагаются равными. Доля умершего супруга в этом имуществе входит в состав наследства и переходит к наследникам по правилам, установленным ГК РФ. Возможны ситуации, когда супруги проживали в разных жилых помещениях и один из супругов приватизировал свое жилое помещение только на свое имя (второй супруг не имел права этого делать, поскольку был зарегистрирован в другом месте). Возникает вопрос, можно ли рассматривать такую квартиру как совместно нажитое имущество. Согласно п. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ[47] имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью. Поскольку приватизация является безвозмездной сделкой, то совместная собственность не возникает.
Подводя итог, можно сказать, что обязательная доля - это гарантированный законом минимум в наследстве, который должен быть выделен обязательному наследнику, даже если этого не желает наследодатель. Положение об обязательной доле является традиционным институтом для наследственного права РФ, а также для большинства европейских стран. Но, несмотря на это, следует отметить, что на сегодняшний день применение норм об обязательной доле в нотариальной и судебной практике достаточно противоречиво и требует более детальной законодательной регламентации.
2.2 Преимущественные права приобретения наследства как средство защиты прав приобретателя
Категория «преимущественные права» не является новшеством для российского законодательства. Однако для наследственного права России преимущественные права являются нововведением. Законодатель развил идею преимущественных прав с учетом необходимости обеспечения целостности некоторых наиболее значимых объектов наследования и развития экономических отношений. Они предусмотрены в соответствии со ст. 1168-1170, 1178 ГК РФ в отношении предметов обычной домашней обстановки и обихода, предприятий и неделимых вещей, в том числе жилых помещений и земельных участков.
ГК РФ не содержит законодательного определения преимущественных прав. Попытки сформулировать его в цивилистической литературе встречаются редко. Так, С.Е. Никольский дает следующее определение преимущественных прав: «Преимущественные права - это право наследника на защиту его обособленных имущественных интересов при разделе имущества, входящего в состав наследства»[48]. Можно согласиться с тем, что преимущественные права предназначены прежде всего для защиты прав и законных интересов лиц, в чью пользу они установлены. Но, на наш взгляд, основное содержание преимущественных прав заключается не в возможности требовать защиты своего права, а в возможности его непосредственного осуществления при указанных законом условиях. Такой точки зрения придерживается и В.А. Белов[49]. Он отмечает, что преимущественные права - это относительные субъективные гражданские права, предоставляющие их носителю - управомоченному лицу - возможность требовать совершения чужих действий и (или) действовать по собственному усмотрению, преимущественные перед аналогичными возможностями других лиц. Статус преимущественных имеет смысл придавать только тем относительным правам, ценность которых заключается именно в их осуществлении, в получении по ним исполнения в натуре, а не в возмещении убытков, причем, осуществления именно в том их виде и состоянии, в котором они изначально существуют. Он считает ошибочным распространение преимущественных прав на сферу наследственных правоотношений, т. к. право на получение определенной вещи принадлежит одному наследнику, но не другим. Мы поддерживаем точку зрения Е.А. Ходыревой, считающей, что преимущественные права наследника - это субъективные гражданские права, предоставляющие наследнику приоритетную возможность приобретения определенного законом объекта наследования в его собственность перед другими наследниками, не обладающими установленным законом статусом[50].
Реализация преимущественного права наследника, как указывает О.Е. Блинков, возможна только в случае, если на то имущество, по поводу которого существует преимущественное право, заявлено притязание какого-либо иного наследника, не обладающего преимущественным правом. В содержание преимущественного права включаются: правомочие на собственные действия, направленные на получение определенного имущества в счет своей наследственной доли; правомочие требовать от других наследников воздерживаться от каких-либо действий, препятствующих получению привилегированным наследником определенного наследственного имущества, а в определенных случаях, напротив, требовать совершения определенных действий, направленных на передачу привилегированному наследнику этого имущества; правомочие на защиту нарушенного субъективного преимущественного права[51].
К числу условий возникновения у наследника преимущественных прав на наследственное имущество ГК РФ относит: обладание совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь, доля в праве на которую входит в состав наследства; постоянное пользование неделимой вещью, входящей в состав наследства (при условии, что иные наследники не пользовались этой вещью и не являлись участниками права общей собственности на нее); проживание на день открытия наследства в жилом помещении, раздел которого в натуре невозможен (при условии, что у наследника нет иного жилого помещения); проживание на день открытия наследства совместно с наследодателем при наследовании предметов обычной домашней обстановки и обихода; регистрация на день открытия наследства в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации при наследовании предприятия.
Введение в число прав наследника, при наследовании отдельных видов имущества, преимущественных прав обусловлено, прежде всего, особенностями этого имущества, а также отношением наследника к этому имуществу. Именно эти особенности и лежат в основе определения тех юридических фактов, которые необходимы для возникновения преимущественных прав.
Можно выделить несколько признаков преимущественных прав в наследственных правоотношениях. Во-первых, строго личный характер. Реализовать преимущественное право может только то лицо, за которым оно закреплено законом. Будучи тесно связанным с личностью его носителя, преимущественное право не может стать предметом уступки. Во-вторых, срочность существования. Период существования преимущественных прав ограничен пресекательным сроком, истечение которого лишает лицо возможности реализации права. Однако это не означает невозможности осуществления раздела наследственного имущества вообще. Это возможно, но без осуществления преимущественного права кого-либо из наследников. В ст. 1164 ГК РФ предусмотрен трехлетний пресекательный срок для реализации преимущественного наследственного права, исчисляемый со дня открытия наследства. Отсутствие направленной воли лица на реализацию предоставленного законом права в течение срока его существования свидетельствует о нежелании субъекта им воспользоваться. Статья 1164 распространила этот срок на ст. ст. 1168 - 1170 ГК РФ. В законе не предусмотрена возможность восстановления, приостановления рассматриваемого срока или перерыва в нем. Это, безусловно, влечет за собой нарушение законных прав и интересов наследника. Поэтому следует установить взаимозависимость норм о восстановлении срока для принятия наследства со сроком для реализации преимущественного права. Отказать в реализации преимущественного права одному из наследников остальные наследники вправе только в том случае, если он лишен возможности предоставить компенсацию на указанных ими условиях (ст. 1170 ГК РФ). Наследник в этом случае вправе обратиться за разрешением спора в суд. Третьим признаком является возможность возникновения и существования только в случаях, с содержанием и на условиях, предусмотренных законом. В законе определены круг лиц и условия реализации преимущественного права. Тем не менее, соглашением между наследниками могут быть установлены иные, отличающиеся от законодательных предписаний, условия (ст. 1165 ГК РФ). В-четвертых, возможность возникновения компенсационных обязательств вследствие реализации преимущественного права. Несоразмерность имущества, на которое претендует наследник, той наследственной доле, которая определена ему при разделе, устраняется передачей этим наследником остальным компенсации. Между наследниками могут возникнуть споры о форме компенсации. В целях защиты прав и законных интересов наследников, получающих компенсацию, следует право выбора формы компенсации предоставить им, а не преимущественному наследнику. Лишь после предоставления компенсации по общему правилу статьи 1170 ГК РФ возможно осуществление преимущественного права.
В п. 1 ст. 1168 ГК РФ указывается, что наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь, доля в праве на которую входит в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на ее получение в счет своей доли в наследстве.
В данной ситуации наследнику, как участнику долевой собственности, отнюдь не безразлично, кто займет место наследодателя, поскольку владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников и в значительной мере зависит от личности этих участников. Кроме того, наследник также заинтересован в приращении собственной доли. Таким образом, налицо имущественный интерес наследника в приращении своей доли в праве общей собственности и недопущении к участию в ней посторонних лиц, который защищается преимущественным правом.
Согласно п. 2 ст. 1168 ГК РФ наследник, постоянно пользовавшийся неделимой вещью, входящей в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этой вещи перед наследниками, не пользовавшимися этой вещью и не являвшимися ранее участниками общей собственности на нее. В данном случае у наследника отсутствуют какие-либо субъективные права на неделимую вещь. Однако наследник постоянно пользовался этой вещью, возможно, затратил определенные денежные средства и личный труд, а также с этой вещью для него могут быть связаны определенные выгоды в области хозяйственной или иной деятельности.
Согласно п. 3 ст. 1168 ГК РФ преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли жилого помещения, раздел которого в натуре невозможен, имеет наследник, проживавший в этом помещении и не имеющий иного жилого помещения. В данном случае наследник не имел ко дню открытия наследства никаких прав на жилое помещение, однако он имеет имущественный интерес в получении этого жилого помещения в счет своей наследственной доли, поскольку у него нет иного жилого помещения.
Согласно ст. 1169 ГК РФ наследник, проживавший на день открытия наследства совместно с наследодателем, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли предметов обычной домашней обстановки и обихода.
Следует отметить, что согласно ранее действовавшему законодательству предметы обычной домашней обстановки и обихода переходили к наследникам по закону, проживавшим совместно с наследодателем до его смерти не менее одного года, независимо от их очереди и наследственной доли (ст. 533 ГК РСФСР 1964 г.). Теперь, согласно ст. 1169 ГК РФ наследник, как по закону, так и по завещанию, проживавший совместно с наследодателем на день открытия наследства, имеет преимущественное право на получение предметов обычной домашней обстановки и обихода, но лишь в счет своей наследственной доли. Преимущественное право наследников на получение при разделе наследства предметов обычной домашней обстановки и обихода не ограничивает права наследодателя по своему усмотрению завещать эти предметы любому лицу, в том числе и тому, которое не относится к наследникам, имеющим преимущественное право на получение указанных предметов в порядке ст. 1169 ГК РФ. И в этом случае наследники право, предоставленное им ст. 1169 ГК РФ, реализовать не смогут. Этот вывод прямо вытекает из того, что право завещателя по своему усмотрению завещать принадлежащее ему имущество любому лицу ограничено лишь правилами закона об обязательной доле[52].
Из вышесказанного следует, что наследник должен иметь какое-либо отношение к наследуемому имуществу на день открытия наследства. Исключение составляет наследование предприятий. Поскольку предприятием является имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, правило, предусмотренное ст. 1178 ГК РФ, защищает имущественные интересы тех наследников, которые имеют возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку остальные наследники не имеют возможности использовать предприятие, входящее в состав наследства, самостоятельно. Перечень преимущественных прав является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, под преимущественным правом понимается субъективное гражданское право, предоставляющее наследнику приоритетную возможность приобретения определенного законом объекта наследования в его собственность перед другими наследниками, не обладающими установленным законом статусом. Преимущественным правом наделяется не любой наследник, а только наследник, имеющий к наследуемому имуществу определенное отношение. В случае, если на имущество не претендует никто, кроме привилегированного наследника, последний унаследует указанную вещь на общих основаниях, не прибегая к помощи преимущественного права. В целом, проблема преимущественных прав в наследственном праве является не только весьма сложной и многоаспектной, но и малоизученной.
2.3 Судебная защита наследственных прав
Действующее законодательство устанавливает различные способы защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, в том числе в области наследования. Наиболее распространенной формой является обращение в судебные органы для защиты нарушенных или оспариваемых прав. Статья 11 ГК РФ устанавливает, что судебная защита может осуществляться путем обращения в суд, арбитражный суд или третейский суд, в соответствии с правилами, установленными процессуальным законодательством.
Большую роль в обеспечении права на судебную защиту играет Конституция РФ. Статья 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Кроме того, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47).
Конституционное право на обращение в суд является надежной гарантией защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций и обеспечивается организационными, экономическими и собственно юридическими гарантиями: действием принципов гражданского процессуального права, доступностью судебной формы защиты права, невысокими размерами государственной пошлины, наличием в гражданском процессуальном законодательстве исчерпывающего перечня оснований к отказу в принятии заявления и др.[53] Немаловажным для реализации конституционного права граждан и организаций на обращение в суд является и закрепленное в части 2 ст. 3 ГПК РФ правило, в соответствии с которым отказ от права на обращение в суд недействителен.