Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:23, курсовая работа
Правосознание это важнейший элемент механизма правового регулирования.
Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Виды, уровни и роль правосознания в жизни общества
3. Правовая культура общества и личности
Заключение
Список литературы
Это могут быть чувства удовлетворения или неудовлетворения правосудием, состоянием законности, реализацией прав и обязанностей, а также более сложные психологические явления в виде привычек, настроений и установок, определяющих готовность реагировать на соответствующую правовую ситуацию.
Явления правовой психологии несут на себе печать эмоциональной окрашенности, выражая тем самым обыденные оценки людей правовых идей и юридической практики. Это мир первичных, крайне неустойчивых и подвижных реакций людей, окрашенных их переживаниями и отношением к правовой действительности. Они проявляются на митингах и собраниях граждан, а также в их повседневном общении в виде разговорных оценок, поведенческих актов, суждений по различным юридическим вопросам. вместе с тем в структуре социально-правовой психики имеются компоненты, обладающие известной стабильностью и консерватизмом; таковы привычки , традиции, предрассудки и убеждения. Они создают атмосферу живучести, национально-исторических представлений о самобытности правовой психологии у отдельных народов. Например, в поговорку превратились представления о немецком педантизме.
Это свидетельствует о сложности и неоднозначности структурных элементов правовой психологии и ее эмпирическом характере происхождения. Эмпирика ее состоит в том, что это повседневные обычные чувства, настроения, переживания людей, реальных участников правовой жизни. В этом смысле явления правовой психики первичны по отношению к правовой идеологии. На уровне правовой психологии происходит первичное впечатление и оценка юридической практики и принципов законодательства, которые впоследствии рационально истолковываются и приобретают идеологическое обоснование. В реальной жизни возможен и обратный процесс, когда идеологические ценности и стандарты определяют отношение личности к правовой действительности, накладывая на явления права своеобразные идеологические клише, относя их к тем или иным уже известным идеологическим стандартам.
В идеале, конечно же, желательно такое положение, когда правовая идеология своей системой идей, теорий была бы первичной, исходной для формирования правовой психики. Будучи теоретически осмысленной и концептуально сформированной, правовая идеология ведет за собой развитие психологии, способствуя возникновению чувств и эмоций вполне конкретной направленности.
Итак,
правосознание есть форма идейно-психологического
отражения и освоения правовой действительности
через систему нормативно-оценочных
представлений и суждений людей о природе
и закономерностях правовых явлений.
2.
ВИДЫ, УРОВНИ И
РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ
В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Виды правосознания определяются его субъектами, носителями и творцами различных форм осознания правовой действительности. В этой связи выделяются три основных вида правосознания: общественное, групповое и индивидуальное. Данное деление основывается на признаке различной степени социальной общности.
Общественное или массовое правосознание представляет собой наиболее абстрактное выражение правосознания вообще. Это исторически сложившаяся на основе общности культурно-национальных особенностей развития система правовых идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, характерных для данного общества в целом. Очевидно, что показателями общественного правосознания являются: исторически сложившийся настрой данного общества по отношению к праву; национально-культурные оценки, в том числе «максимы, мифы и предрассудки» в воззрениях на право; культивируемая в обществе система правовых ценностей; характерные для данного общества правовые принципы и идеи, воплотившиеся в основных его учреждениях и институтах. Несмотря на абстрактный характер, общественное правосознание всегда «заземлено» и генетически привязано к национально-историческим особенностям культуры, религии и социальной структуры конкретного государства и общества. Это позволяет нам говорить о российском правосознании, американском, немецком и т.д. Следовательно, каждый государственно-организованный народ имеет свое социально неповторимое общественное правосознание. Применительно к российскому общественному правосознанию можно, например, говорить о таких его основных чертах как многонациональный характер, исторически сложившаяся идея ориентации на благо социальных общностей и отсутствие личностной суверенизации, критически недоверчивое отношение к праву и его роли в жизни общества, ассимиляция в правовой системе западных и восточных идей при преобладающем тяготении к ценностям континентальной системы права и т.д. Здесь следует возразить против одного из культивируемых в отечественной литературе «мифов» о несформированности российского правосознания и якобы более яркой характерной его черте, выражающейся в господстве идеи правового нигилизма. Думается, что мысль о несформированности российского правосознания и правовом нигилизме в качестве его ведущей черты воспринята и воспроизводится без достаточной критической оценки. Подобные представления отчасти являются продуктом художественной сатирической литературы (А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, и др.), а с другой стороны отражают либеральную и революционно-демократическую тенденцию российской интеллигенции, которая всегда была в оппозиции царскому правительству, административно-командной системе советской России, да и в значительной степени сегодняшнему политическому режиму. Идеологическое противостояние между «западниками» и «славянофилами» также стимулировало популярность концепции об ущербности отечественного правосознания.
Вместе с тем известно, что российская общественно-политическая и правовая мысль породила так называемую «государственную» (или юридическую) школу в историографии (Б.Н. Чичерин, А.Д. Градовский, К.Д. Кавелин), подчеркивающую особую роль государства в формировании источников русского права. Широта научных воззрений, оригинальность в трактовке проблем теории права в дореволюционной научной литературе России и сегодняшнее состояние отечественной научной мысли не дают оснований говорить об ущербности российского правосознания.
Групповое правосознание представлено в макро- и микрогруппах, составляющих национальную, классовую, социокультурную, производственную структуру общества. Эта система правовых идей, теорий, взглядов, чувств и настроений, являющихся характерными для данных социальных общностей, выражающих их преимущественный настрой по отношению к праву, его коллективные оценки. Такое значение имеют правовые воззрения классов, наций, народностей, трудовых и даже временных коллективов, в которых сложилась некая психологическая общность оценок правовой действительности. Здесь следует подчеркнуть особую роль классового правосознания, представленного в виде правосознания рабочего класса, крестьянства, буржуазии и т.д. В истории общественного развития эти виды коллективного правосознания часто служили идеологическими источниками революционной ломки и реформ национальных правовых систем.
Не менее важную роль играет в жизни общества правосознание малых групп: трудовых коллективов, общественных организаций, учебных групп, пенсионеров и т.д. оно представляет собой своеобразный идейно-психологический срез индивидуального и общественного правосознания в коллективной жизнедеятельности людей. Это сложившиеся на основе групповой сплоченности и общности интересов правовые взгляды и оценки правопорядка, законности, правосудия, правовых институтов и учреждений общества, культивируемые в данной группе. Из этого объективно сложившегося или сознательно сформированного комплекса правовых воззрений и оценок члены группы черпают свои представления о праве, к этому усредненному правосознанию они прибегают для аргументации мотивов своего отношения к праву и своего поведения. Важными показателями группового правосознания являются микроклимат законности, установки правомерного поведения, образы и стандарты типичного поведения членов группы. Следовательно, групповое правосознание выглядит как своеобразное звено, опосредующее индивидуальное и общественное правосознание. При помощи его осуществляется социализация индивидуальных правосознаний, формируется определенное отношение индивидов к законодательству и правовой действительности.
Индивидуальное правосознание, с одной стороны, есть конкретизированное выражение общественного и группового правосознания в мировоззрении отдельной личности, а с другой стороны, является индивидуально неповторимой, усвоенной индивидом суммой правовых знаний, идей и концепций, а также соответствующих правовых чувств, настроений и ориентаций, определяющих отношение конкретного человека к праву и правовой действительности. Существование индивидуального правосознания в советский период отрицалось практически до середины 60-х годов. Очевидно, что это результат господствовавшей в то время установки на примат общества над личностью, общественного над индивидуальным.
Индивидуальное правосознание, безусловно, несет в себе общественное содержание, поскольку оно формировалось на основе общественного бытия и в определенной правовой атмосфере, создаваемой общественным сознанием и правовой жизнью эпохи. Вместе с тем в нем проявляются особенности воспитания и образования личности, индивидуальной и коллективной, опыт ее поведения в правовой сфере, субъективно сформировавшиеся взгляды, оценки и ориентации. Оно может быть масштабным и ограниченным, компетентным и обыденным, пробельным и деформированным, демонстрируя тем самым индивидуально неповторимый мир правовых ценностей отдельно взятой личности. Вот почему особо остро и актуально звучит проблема профессионального образования и воспитания студентов – будущих юристов. Субъективно усвоенный ими «багаж» правовых знаний должен быть сориентирован на вечные и общечеловеческие идеалы, ценности и представления о гражданском и профессиональном долге.
Если общественное, групповое и индивидуальное правосознание характеризует его виды, то обыденное, профессиональное и теоретическое раскрывают уровни формирования и функционирования. Виды правосознания, таким образом, определяются субъектами, составляющими социальную структуру общества, в то время как уровни показывают степень и качество его сформированности. Точнее говоря, уровень правосознания определяется глубиной, полнотой и способом отражения правовой жизни в общественном сознании.
Обыденное правосознание представляет собой такую совокупность правовых взглядов и соответствующих им психологических форм, которые непосредственно на базе повседневного опыта людей отражают общественное бытие и правовые явления.
Основными его чертами являются: массовость, эмпирический характер и не всегда достаточная компетентность. Обыденное правосознание означает повседневное познание правовой действительности самыми широкими народными массами, коллективами и конкретными людьми. Это наиболее распространенные и первичные правовые воззрения людей на состояние законодательства, правосудия, законности и выражающие их оценочное отношение к правовой сфере общества. В этих представлениях о праве содержится как непосредственный правовой опыт народа, так и его иллюзии (мифы, легенды, предрассудки), и, следовательно, наблюдается переплетение рациональных и психологических компонентов правосознания при преобладании роли последних. Именно здесь складываются и приобретают свою живучесть народные пословицы, выражающие повседневное отношение людей к праву. Художественное и народное творчество в обыденном правосознании может демонстрировать как меткость и глубину народного прозрения, так и ограниченность и некомпетентность суждений по вопросам правовой жизни. Являясь выражением первичного эмпирического уровня отражения правовой действительности, обыденное правосознание выступает своеобразной идейно-психологической почвой, предпосылкой для формирования правосознания теоретического и профессионального. Исторически оно предшествует юридически грамотному, компетентному анализу правовой действительности и является для него питательной средой и одним из важнейших источников.
Теоретическое правосознание есть систематизированное концептуальное отражение закономерностей правовой жизни общества в форме научных понятий и категорий. Это гносеологически более высокий уровень отражения в сознании людей правовой сферы, состоящий в стремлении не ограничиваться анализом и оценкой правовых явлений, а вскрыть их сущность. Отсюда теоретическое правосознание представлено правовой наукой и идеологией. Теоретическое осмысление права и его явлений выражается в системном характере научных знаний, в глубоком проникновении познания в сущность закономерных связей правовой жизни и стремлении вскрыть истину объекта исследования.
С
теоретическим правосознанием тесно
связано, взаимодействует и
В
научной литературе отмечаются такие
черты профессионального