Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:54, курсовая работа
Целью защиты нематериальных благ человека или неимущественных прав граждан служит такой институт гражданского права, как институт компенсации морального вреда, закрепленный в ГК РФ в качестве основного способа защиты этих благ. С другой стороны, нормы о компенсации морального вреда содержаться и в разделе, посвященным обязательствам, возникающим из причинения вреда, то есть в нормах, регулирующих гражданско-правовую ответственность.
Введение_______________________________________________________3
Глава 1. Правовое регулирование компенсации морального вреда в российском законодательстве________________________________________________
1.1. Понятие компенсации морального вреда. Основания возникновения права на возмещение морального вреда__________________________________
1.2.Объект правовой защиты______________________________________
Глава 2. Проблемы компенсации морального вреда__________________
2.1 Проблемы определения критериев определения размера компенсации морального вреда_______________________________________________
2.2 Проблемы компенсации морального вреда при защите чести, достоинства, деловой репутации______________________________________________
2.3 Проблемы компенсации морального вреда юридических лиц в российском праве_________________________________________________________
Заключение____________________________________________________
Список используемых источников и литературы_____________________
Приложение___________________________________________________
Из этого следует, что все остальные члены общества должны воздерживаться от действий нарушающих право на жизнь и здоровье.
В основном требования о компенсации морального вреда, причиненного здоровью, встречаются в делах о возмещении вреда, причиненного источниками повышенной опасности.
Но также законом предусмотрены случаи, когда право на возмещение морального вреда возможно и по договорным отношениям. Например, если в процессе исполнения авторского договора об издании произведения издатель нарушает личные неимущественные права автора (право на имя или на неприкосновенность произведения).
В случае спора об авторстве обязанность
доказывания иного и
Содержанием субъективного авторского права является совокупность имущественных и неимущественных прав, принадлежащих автору произведения.
Для рассмотрения проблем компенсации
морального вреда правовой интерес
представляют неимущественные права
авторов произведений науки, литературы
и искусства, так как в соответствии
со ст.151 ГК только нарушение неимущественных
прав может породить право на компенсацию
причиненного этим нарушением морального
вреда. Конечно, нарушение имущественных
прав автора также может причинить
ему нравственные страдания, однако
для возможности требования имущественной
компенсации за их причинение необходимо
специальное указание об этом в законе.
В настоящее время
В соответствии с п.1 ст.15 Закона об авторском праве и смежных правах совокупность личных неимущественных прав автора состоит из следующих прав:
-
права авторства, т.е. права
признаваться авторами
-
права на имя, т.е. права
-
права на обнародование
-
права на защиту репутации
автора, т.е. права на защиту
произведения, включая его название,
от всякого искажения или
Глава 2. Проблемы компенсации морального вреда
2.1 Проблемы определения
Вопрос определения размера компенсации морального вреда, критерии такого определения – являются одним из самых дискуссионных.
Действующее гражданское законодательство
не устанавливает ни минимального,
ни максимального размера
В июле 2004 года Конституционный суд РФ рассматривал жалобу о конституционности положений п.2 ст.1101 ГК РФ. Заявитель указал на то, что «при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости». По мнению заявителя, данным положением, как неопределенным по своему содержанию, а потому не обеспечивающим равенство прав граждан в отношениях с государством, в частности при определении судом размера компенсации морального вреда, причиненного гражданам незаконными действиями государственных органов, перечисленными в статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, были нарушены его права и свободы, гарантированные статьями 2, 19 и 45 Конституции Российской Федерации».
Постановлением Пленума
Таким образом, гражданское законодательство, предусматривая в качестве способа защиты гражданских прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы для определения размера такой компенсации (статьи 151 и 1101 ГК РФ).
Как
указал Конституционный суд РФ «само
по себе использование в оспариваемой
норме таких оценочных понятий,
как «разумность» и «справедливость»
в качестве требования, которым должен
руководствоваться суд при
Кроме того, применяя общее правовое предписание к конкретным обстоятельствам дела, судья принимает решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод гражданина.
Итак, в законодательстве устанавливаются следующие критерии определения размера компенсации морального вреда:
Специфическая ситуация складывается
в отношении определения
Учитывая, что законом
дан не исчерпывающий перечень легальных
критериев оценки размера компенсации
морального вреда, суды могут применять
дополнительные, специфические критерии.
Так, в юридической литературе легальные
критерии расширяются и дополняются.
М.Н.Малеина, например, к числу критериев
определения размера
Как подчеркивают эксперты «проблема отсутствия точно сформулированных критериев и общего метода оценки размера компенсации морального вреда ставит судебные органы в сложное положение». Действительно названные критерии достаточно условны; действующее законодательство не раскрывает содержание критериев, а тем более не дополняет их «не основными критериями». Отсюда совершенно противоположные взгляды на один и тот же критерий в теории, неуверенное применение положений закона судами, которые действительно производят расчет размера компенсации «по своему усмотрению».
Наиболее дискуссионным является вопрос о содержании критерия «учет индивидуальных особенностей потерпевшего», его связи с другими критериями, тем более, что данный вопрос вызывает противоречия, как в теории, так и на практике.
Как следует из ст.ст.151, 1101 ГК РФ законодатель предписывает учитывать степень и характер страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего.
ГК РФ не конкретизирует, какие
именно индивидуальные особенности
потерпевшего могут влиять на размер
компенсации морального вреда. Неразрешенным
остается вопрос - нужно ли учитывать
материальное положение потерпевшего
при определении размера
В литературе высказываются совершенно
противоположные точки зрения о
содержании рассматриваемого критерия.
По мнению В. Ускова, «при определении
размера взыскиваемой в счет компенсации
морального вреда денежной суммы
судам необходимо руководствоваться
не только индивидуальными
Действительно, если размер компенсации
морального вреда автоматически
ставить в зависимость от высокой
должности потерпевшего, его материального
достатка – тогда нельзя говорить
о равенстве прав граждан. И с
этим соглашаются большинство
Между тем, на мой взгляд, нельзя связывать индивидуальные особенности потерпевшего исключительно с его высоким положением в обществе и материальным достатком. Индивидуальные особенности – не столько материально-оценочная характеристика, сколько индивидуальные психологические особенности личности. Поэтому, говоря об индивидуальных особенностях необходимо учитывать обусловленную индивидуальными особенностями потерпевшего глубину нравственных и физических страданий, что даст возможность суду учесть действительный моральный вред и определить соответствующий ему размер компенсации.
В этой связи А.М. Эределевским, для разъяснения критерия «индивидуальные особенности» предложено понятие глубины страданий «среднего» человека. Как подчеркивает ученый, «глубина страданий для «среднего» человека зависит в основном от вида того неимущественного блага, которому причиняется вред, и степени умаления этого блага, а индивидуальные особенности потерпевшего могут повышать или понижать эту глубину (степень) страданий. Поэтому во внимание должны приниматься как эта «средняя» глубина (презюмируемый моральный вред), так и индивидуальные особенности». Говоря о средней глубине страданий ученый вводит понятие презюмируемый моральный вред - это страдания, которые, по общему представлению, должен испытывать (не может не испытывать) «средний», «нормально» реагирующий на совершение в отношении него противоправного деяния человек. По существу, презюмируемый моральный вред отражает общественную оценку противоправного деяния.
Таким образом, делает вывод ученый,
индивидуальные особенности потерпевшего
в смысле ст.151, 1101 ГК - это подлежащее
доказыванию обстоятельство, которое
суд должен устанавливать предусмотренными
процессуальным законодательством
способами и принимать во внимание
при оценке действительной глубины
(степени) физических или нравственных
страданий и определении
На взгляд некоторых юристов, к которому я придерживаюсь, данная точка зрения представляется наиболее рациональной, позволяющей отказаться от «материальных» характеристик критерия «индивидуальные особенности».
Возвращаясь к рассмотрению критериев,
необходимо подчеркнуть, что дополнительные
критерии определения компенсации
размера морального вреда можно
найти в материалах судебной практики
по отдельным категориям дел. Так, в
Постановлении Пленума
Заметим, что судебная практика фактически
дополнила положения
Еще один вопрос, требующий рассмотрения – форма возмещения морального вреда. В соответствии с п.1 ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Данное норма, исключает «товарное» возмещение вреда. Тем не менее, согласимся с исследователями, считающими, что такое указание, не должно рассматриваться в качестве препятствия для сторон прийти к соглашению об иной материальной форме компенсации причиненного вреда, например путем приобретения товаров или оказания услуг, как это было ранее. В «Основах гражданского законодательства Союза СССР и республик», утвержденных Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года №2211-1 года была предусмотрена возможность компенсации морального вреда не только в денежном, но и в ином виде, например в виде предоставления каких-либо услуг или благ.