Договор мены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - юридическая характеристика договора мены как одного из разновидностей гражданско-правового договора.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3

1 Правовое регулирование договора мены российским законодательством………………………………………………………………………..5

1.1 Понятие и признаки договора мены…………………………………………..5

1.2 Элементы договора мены……………………………………………………..10

2 Содержание договора мены……………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………………...19

Глоссарий………………………………………………………………………….21

Список использованных источников…………………………………………….22

Приложение А……………………………………………………………………..24

Содержимое работы - 1 файл

Договор мены.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку ответчик в установленные сроки оставшуюся часть пшеницы истцу не передал, последний, руководствуясь статьей 466 ГК РФ, отказался от договора и потребовал оплаты оказанных услуг.

В связи с тем, что данное требование совхозом не выполнено, иск акционерного общества о применении ответственности, установленной статьей 395 ГК РФ, подлежит удовлетворению[7].

 

1.2 Элементы договора мены

 

Сторонами договора мены могут выступать любые субъекты гражданского права. Ограничения на участие в договоре мены, существующие для граждан и юридических лиц, в целом аналогичны ограничениям на их участие в купле-продаже. При этом договор мены может носить как потребительский, общегражданский характер (между гражданами, а также некоммерческими организациями), так и коммерческий (между предпринимателями) в зависимости от назначения предмета договора.

Сторонами мены могут выступать только лица, обладающие правом собственности или другим вещным правом, предполагающим возможность распоряжения соответствующим имуществом.

Единственным исключением из этого правила является случай участия в договоре мены комиссионера.

Условие о предмете — это единственное существенное условие договора мены. ГК РФ не раскрывает понятия товара, являющегося предметом договора. Возможность мены любых не изъятых из оборота вещей, в том числе будущих, сомнений не вызывает.

Как явствует из ст. 455 ГК РФ («Условия договора о товаре»), под товаром понимаются любые вещи с соблюдением требований, предъявляемых ст. 129 Кодекса («Оборотоспособность объектов гражданских прав»). В соответствии с последней, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте.

Тогда как мена имущественных прав — конструкция, непривычная для отечественной цивилистики. Из содержания главы 31 ГК РФ невозможно усмотреть прямого запрета договоров мены имущественных прав. Пункт 2 ст. 567 ГК РФ по вопросам регулирования мены отсылает к правилам о купле-продаже, если таковые не противоречат ст. 567—571 ГК РФ и существу мены. Эта отсылка относится и к п. 4 ст. 454 ГК РФ, включающему в предмет купли-продажи имущественные права. Сама по себе мена имущественных прав не противоречит природе договора мены и его заключение следует считать возможным. Можно сделать вывод и о допустимости мены вещи на имущественное право.

Субъективные гражданские обязанности, а также личные неимущественные блага не могут выступать предметом мены (так же как и купли-продажи).

Обозначая предмет договора мены как «товар» (в отличие от «имущества» как предмета купли-продажи), законодатель порождает терминологическую путаницу[8]. Ведь товар — понятие более широкое, нежели имущество. Товарами являются не только вещи или права, но также и работы, услуги. Значит ли это, что предмет договора мены шире, чем купли-продажи? Нет, поскольку при определении предмета мены в соответствии с п. 2 ст. 567 ГК необходимо руководствоваться ст. 454 и 455 ГК РФ. Возмездное отчуждение работ или услуг не охватывается понятием купли-продажи, а, следовательно, и мены.

При невозможности определить по договору мены наименование или количество товара, подлежащего передаче одной из сторон, договор считается незаключенным[9].

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к агрофирме о взыскании стоимости переданного трактора, убытков, вызванных его доставкой, и процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ.

Ответчик против исковых требований возражал, ссылаясь на то, что они не вытекают из содержания договора.

Суд исковые требования удовлетворил, исходя из следующего.

Согласно материалам дела сторонами подписан договор мены, по условиям которого общество обязалось передать агрофирме трактор в обмен на продукцию, наименование, ассортимент и количество которой подлежали дополнительному согласованию в течение десяти дней с момента подписания договора.

Общество свои обязательства по передаче трактора выполнило. Поскольку на его предложение о необходимости согласования наименования, ассортимента и количества продукции агрофирма не ответила и установленный договором для этого срок истек, общество обратилось в суд, полагая, что к отношениям сторон, связанным с передачей трактора, должны применяться нормы, регулирующие договор купли-продажи.

По мнению суда, у покупателя возникло обязательство оплатить товар по истечении срока, установленного сторонами для согласования условий договора по обязательствам агрофирмы.

Неисполнение этой обязанности является основанием для привлечения агрофирмы к ответственности, предусмотренной статьей 395 ГК РФ.

Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, сославшись на следующие доводы.

В подписанном сторонами договоре не определены условия о предмете договора (наименование и количество). При их отсутствии договор в соответствии со статьей 432 ГК РФ является незаключенным.

В связи с изложенным суд кассационной инстанции договор мены признал незаключенным, требования истца удовлетворил в части взыскания стоимости переданного трактора и процентов за пользование чужими денежными средствами[10].

Цена договора мены — это стоимость каждого из встречных предоставлений. По общему правилу, обмениваемые товары предполагаются равноценными (п. 1 ст. 568 ГК РФ). Если же стороны признают, что стоимости обмениваемых товаров не равны, передача менее ценного товара должна сопровождаться уплатой разницы в ценах (компенсации). Такой платеж производится непосредственно до или после передачи соответствующего товара (п. 2 ст. 568 ГК РФ).

В статье 568 ГК РФ устанавливаются диспозитивные правила двоякого вида.

Одно из них касается обмена равноценными товарами и связанными с этим расходами, второе - обмена неравноценными товарами.

ГК РФ исходит из предположения равноценности обмениваемых товаров. Вместе с тем в договор может быть включено условие иного содержания. Стороны вправе «отойти» от текста закона и при решении вопроса о расходах на передачу и принятие обмениваемых товаров. Не исключается возможность отнесения к таким расходам, в частности, суммы расценок на оформление прав на имущество, стоимости его перевозки.

Если из текста договора явствует, что обмениваются товары неравноценные, возникает необходимость оплаты разницы в цене. Подобная обязанность ложится на сторону, получающую более дорогостоящий товар. И в этом случае контрагенты вправе договориться о другом, чем предусмотрено в статье, порядке компенсации разницы в ценах обмениваемых товаров.

При отсутствии в договоре мены условий, свидетельствующих о неравноценности передаваемых сторонами друг другу векселей, они рассматриваются как равноценные независимо от того, что суммы векселей (номинальные стоимости) различны.

Экологический центр, руководствуясь пунктом 2 статьи 568 ГК РФ, обратился в арбитражный суд с иском к предпринимателю о взыскании денежной суммы, составляющей разницу между суммами простых векселей, которые стороны передали друг другу на основании договора мены.

Суд исковое требование удовлетворил, сославшись на то, что обязательные реквизиты векселей в договоре были указаны. Сумма векселя, переданного центром предпринимателю, была на одну Тысячу рублей больше суммы векселя, полученного в обмен.

Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил и в иске отказал, сославшись на следующее.

Согласно статьям 142 и 143 ГК РФ и Положению о переводном и простом векселе вексель является ценной бумагой, в которой выражено ничем не обусловленное денежное обязательство: обязательство уплатить определенную денежную сумму.

Цена векселя как вещи не может отождествляться с размером денежной суммы, подлежащей уплате на основании векселя. Его цена (рыночная стоимость) зависит не только от вексельной суммы, но и от того, кто является лицом, обязанным по векселю, сроков исполнения вексельного обязательства и других обстоятельств.

Поэтому хотя из договора мены следует, что суммы векселей различны, это само по себе не должно рассматриваться как условие, свидетельствующее об их неравноценности. Для решения данного вопроса необходимо выяснение воли сторон, заключивших сделку.

Поскольку из содержания договора не следует, что стороны имели намерение обменяться неравноценными векселями, то они в соответствии со статьей 568 ГК РФ должны рассматриваться как равноценные[11].

Указание цены договора мены в денежных единицах необязательно. Ведь ценой товара в этом договоре является другой товар, передаваемый взамен.

Поэтому, определив предмет договора (наименование и количество обмениваемых товаров), стороны тем самым определяют и его цену (в натуральном выражении). Даже в тех случаях, когда цена является существенным условием договора купли-продажи того или иного товара (например, недвижимости), мена таких товаров может не сопровождаться их денежной оценкой.

Срок договора мены определяется самими сторонами.

Закон не требует одномоментности обмена товарами - сроки их передачи могут не совпадать. Но тогда должны быть особо обеспечены интересы той стороны, которая в силу договора обязана передать товар первой, до того, как получит товар от другой стороны.

Соответствующие права предоставляются ст. 328 ГК (к которой отсылает данная норма) о встречном исполнении обязательств. Эта сторона при перечис­ленных в статье условиях (в случае непредоставления другой стороной обусловленного договором исполнения обязательства или наличия обстоятельств, с очевидностью свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в обусловленный срок) вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков.

Договоры мены, исполняемые в момент совершения, а также сделки между гражданами на сумму менее 10 МРОТ могут заключаться в устной форме. Все остальные договоры мены должны облекаться в письменную форму (ст. 159—161 ГК РФ[12]).

Порядок заключения договоров мены определяется по общим правилам, аналогичным нормам о купле-продаже.

Таким образом, российский законодатель дает легальное определение договора мены, из которого вытекают соответствующие специфические признаки договора мены.

2 Содержание договора мены

 

Обязанности участников договора мены, составляющие его содержание, одинаковы для обеих сторон. Основной обязанностью является передача товара в собственность контрагенту. При этом каждая из сторон самостоятельно несет расходы по передаче и принятию соответствующего товара (п.1 ст. 568 ГК РФ).

Все условия о количестве, качестве, ассортименте, комплектности и упаковке (таре) обмениваемых товаров регулируются соответствующими нормами главы 30 ГК в силу прямого указания п. 2 ст. 567 ГК РФ. Аналогично определяются и последствия нарушения сторонами этих условий (с учетом, разумеется, специфики мены)[13].

По общему правилу, передача обмениваемых товаров должна производиться одновременно. Если же сроки передачи товаров по условиям договора не совпадают, стороны должны руководствоваться общими нормами о встречном исполнении обязательств (ст. 328 ГК РФ[14]).

Новым для российского законодательства является правило ст. 570 ГК РФ о переходе права собственности. Этот переход приурочен к моменту исполнения обеими сторонами лежащих на них обязанностей, т е. фактически к моменту исполнения договора. Таким образом, право собственности у обоих приобретателей (покупателей) возникает одновременно после того, как произведена последняя по времени передача товара. Впрочем, стороны своим соглашением могут это правило изменить.

Достаточно сложен вопрос о моменте перехода рисков случайной гибели или повреждения обмениваемых товаров, который главой 31 ГК РФ специально не урегулирован. С одной стороны, ст. 211 ГК РФ связывает несение риска случайной гибели вещи с наличием права собственности на эту вещь, если иное не предусмотрено законом или договором. С другой стороны, ст. 459 ГК РФ, которая и является таким законным правилом, приурочивает переход риска к моменту исполнения обязанности по передаче товара. Но эта статья может применяться к договору мены, только если это не противоречит существу мены (п. 2 ст. 567 ГК РФ).

Если между вручением обмениваемых товаров имеется разрыв во времени, одна из сторон лишается владения вещью (передав ее другой стороне), но сохраняет при этом право собственности на нее (которое не переходит к приобретателю в силу общего правила ст. 570 ГК РФ). В этой ситуации возложение риска случайной гибели вещи на ее собственника поставило бы его в затруднительное положение, ведь он уже не может реально влиять на сохранность вещи. Поэтому применение ст. 459 ГК РФ вполне логично и не противоречит существу договора мены. Таким образом, риск случайной гибели или повреждения вещи может переходить на покупателя по договору мены до момента возникновения у него права собственности на соответствующий товар. В известном смысле это должно стимулировать его к скорейшей передаче (встречной) своего товара.

Обязанность передать товар свободным от прав третьих лиц вытекает из толкования ст. 571 ГК РФ. Ее содержание определяется соответствующими статьями главы 30 ГК РФ (ст. 461—462 ГК). Эвикция товара, являющегося предметом мены, дает потерпевшей стороне право требовать возврата переданного ею в обмен товара, а также возмещения убытков.

Обязанность стороны договора информировать контрагента о нарушении последним условий договора мены не предусмотрена главой 31 ГК. Однако такая обязанность существует, как и в договоре купли-продажи, и регулируется аналогично правилам ст. 483 ГК РФ.

В статье 570 ГК РФ говорится, что если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

Информация о работе Договор мены