Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:49, реферат
Еще до появления аэрофотосъемки геологами при геологическом картировании использовались различные признаки в строении природных ландшафтов, подчеркивающие отдельные особенности геологического строения. Давно установлена тесная связь четвертичных отложений со строением рельефа земной поверхности и в практической работе используется геоморфологический метод их изучения и картирования,
В целом тон изменяется от очень светлого, почти белого, свойственного слабо развитым почвам на песках, до темно-серого, характерного для переувлажненных почв на иловато-торфянистых грунтах и торфяниках. Однако ввиду неустойчивости этого признака тон фотоизображения той или иной разновидности почти всегда следует рассматривать лишь в сопоставлении со смежными участками.
Смена растительных сообществ и разновидностей почв обычно легко устанавливается даже по мелкомасштабным аэроснимкам и не требует специальных знаний. Дешифрирование же сообществ растительности и разновидностей почв требует уже соответствующих знаний и укрупнения масштабов аэрофотографироваиия.
На рис. 2 и 3 приводится несколько примеров характерного фотоизображения типов и разновидностей почв в пределах некоторых литолого-генетических типов четвертичных отложений. Почвы на флювиогляциональных песках различной мощности представлены дерновыми в различное степени оподзоленными песчаными разностями в комплексе с подзолисто-болотными. Приурочены они к вершинам и пологим склонам незначительных повышений в виде гряд, бугров. Контуры почвенных разностей имеют преимущественно вытянутую конфигурацию. Дерново-подзолистые песчаные почвы, подстилаемые песками незначительной мощности или песками с прослойками супесей и суглинков, часто вовлекаются в распашку.
Открытые участки пашни с такими почвами образуют своеобразный полосчатый рисунок, обусловленный наличием водоупорных прослоек на различной глубине от поверхности (рис, 2, 7).
На отдельных участках флювиогляциальные пески малой мощности лежат на размытой поверхности морены в виде полос, гряд. Контуры песчаных грив , подстилаемых мореной, имеют неправильную форму и отличаются от окружающих более светлым тоном и размытым рисунком (рис, 3,5).
Для почв приуроченных к аллювиальным пескам надпойменных террас, характерным является однородность почвенного профиля, естественный дренаж. Почвы в основном дерново-слабо- и скрытоподзолистые песчаного и легкосупесчаного состава; подстилаются переотложенными тонкозернистыми слоистыми песками. Контуры различной формы вытянуты параллельно пойме реки. Ширина такой полосы почв не одинакова, она изрезана долинками мелких речек и ручьев, Такие участки редко вовлекаются в распашку, а распаханные имеют на аэроснимках светлый ровный тон (рис. 2, 4а).
К лессовидным породам приурочен в основном тип серых лесных оподзоленных почв пылеватосупесчаного и легкосупесчаного состава, а также оподзоленных, выщелоченных и обыкновенных черноземов. Данные почвы образуют сплошные массивы, а также встречаются в виде крупных пятен и участков среди дерново-подзолистых почв песчаного и супесчаного состава. Районы распространения данных почв, как наиболее плодородных, давно осваиваются человеком. Леса в настоящее наиболее сильно вырублены и площади распаханы, за исключением пометь гослесфонда и овражных.
Разновидности серых оподзоленных почв (светло-серые, серые, темно-серые) отличаются друг от друга содержанием гумуса и мощностью гумусового горизонта. Это различие выражается в изменении тона фотоизображения (рис. 1, 2, 3), Участки склонов со смытыми почвами изображаются светлым топом.
Элементы деятельности человека……………………….
Характер культурного ландшафта показателен для определенных типов отложений.
Пашни, как правило, приурочены к наиболее плодородным почвам, лучше дренируемым, и к лучшим микроклиматическим условиям района. Таковые в пределах моренных и моренных возвышенных равнин области последнего оледенения наблюдаются на вершинах и в верхних частях склонов моренных холмов. На аэроснимках массивы пашен имеют вид крупных светлых пятен на темном фоне лесов и сырых лугов. На зандровых равнинах пашни приурочены в основном к массивам супесей среди песков на участках близкого залегания морены. Фруктовые сады обычно расположены на водопроницаемых отложениях и условиях хорошего дренажа.
О характере отложений можно судить по дорожной сети. Расплывчатые колеи дорог и неравномерная их ширина характерны для песков, Разъезженные колен свойственны суглинистым и глинистым отложениям на участках с избыточным увлажнением. На водораздельных участках для них характерны четкие границы и постоянная ширина. Болота и заболоченные участки обходятся грунтовыми дорогами, признаком чего могут служить также сеть дренажных канав, торфоразработки, карьеры ,ямы. опознаваемые на аэроснимках по характерному рисунку.
О составе отложений можно судить и по наличию карьеров их характерным особенностям и связи с близлежащими дорожными и промышленными сооружениями (признаком разработок гончарных глин являются кирпичные заводы, гравия – строящиеся дороги и др.). Все эти признаки используются в сочетании с другими признаками данных образований.
Выделение природно-территориальных комплексов по соответствующим им рисункам фотоизображения существенно для выполнении всех этапов геологического дешифрирования. С него начинается собственно дешифрирование, так как лишь после проведения границ природных территориальных комплексов (без определении их ранга) можно наметить последовательность и объем работы и приступить к его выполнению на всей исследуемой площади. При малых превышениях рельефа и пологих склонах в ряде случаен, только выделив и опознав природный территориальный комплекс, можно установить и тип рельефа, как это имеет место, например, в условиях водноледниковых равнин Легко опознаваемые природные территориальные комплексы могут непосредственно использоваться в качестве индикаторов четвертичных отложений. Наиболее ярким примером этого является дешифрирование торфяников по структуре ландшафтов болот. И, наконец, без выделения и опознания природных территориальных комплексов нельзя проводить экстраполяцию признаков дешифрировании геологических объектов.
Типы урочищ, классифицируемые по генетически однородным формам мезорельефа
Урочища обычно отождествляются с формами мезорельефа, с той иди иной четкостью выраженными как в, рельефе, так и в ландшафте; им отвечает единство условий образования, однородность слагающих отложении и др., т. е. они индицируют отдельные литолого-генетические тины четвертичных отложений.
Основным признаком, используемым при выделении урочищ, являются формы мезорельефа, если они непосредственно видны при стереоскопическом рассматривании аэроснимков. Классификация форм рельефа по типам является основанием для предварительной классификации урочищ по типам, уточняемой затем с помощью других компонентов ланд тафта.
Если формы рельефа из-за сильной заселенности, малых амплитуд высот непосредственно под стереоскопом не видны или обособляются недостаточно четко, для их выделения используются: наличие характерного микрорельефа; рисунок мелкой эрозионной сети; приуроченность растительности определенного типа и закономерная смена ее сообществ; наличие сельскохозяйственных угодий, конфигурация пашен и микрорисунок в пределах, обусловленный сочетаниями почвенных разностей; наличие грунтовых дорог, троп и населенных пунктов сельского типа. Сочетание тех или иных компонентов создает специфический, закономерно повторявшийся рисунок. Однотипные рисунки служат основанием для предварительного выделения урочищ одного типа.
Урочища, составляющие как бы основной фон ландшафта, принято называть уродищами-доминантами. Они территориально соответствуют отложениям, преобладающим в данном районе.
Для целей дешифрирования морфологическое строение отдельных урочищ является показателем менее постоянным, чем характер сочетании урочищ. В пределах урочища естественные закономерности могут быть нарушены деятельностью человека. Следствием этого является частичное или полное замещение или же видоизменение отдельных компонентов ландшафта, и прежде всего растительности и почв, и образование из коренного урочища нескольких вариантов производных. В результате создается пестрота контуров, часто не соответствующая их геологическому содержанию, что нередко затрудняет выделение границ урочищ, Нерезко обособленных по рельефу.
Особенно сильно это проявляется в районах, давно освоенных человеком, с большим разнообразием антропогенных модификаций коренных урочищ, где выделение морфологических частей ландшафта по аэроснимкам, да и на местности может представлять большие трудности. Типичные взаимосвязи здесь при дешифрировании часто приходится устанавливать путем логических рассуждений, опираясь на все доступные данные из литературных и других источников, поскольку внешнее выражение этих взаимосвязей может быть разнообразным и отличаться от такого в коренных ландшафтах. Так, например, в условиях местообитании, характерных для определенного типа елового леса, в настоящее время могут быть пашни, суходольный луг, мелколиственные леса и кустарники, а еловый лес может сохраниться лишь на незначительной площади или полностью отсутствовать. Тем не менее, все это внешне выраженное разнообразие должно быть ограничено контуром одного урочища и этот контур соответствует одному типу отложений.
Таким обратом, в пределах урочищ, подвергшихся воздействию человека, индикаторами служат не естественные группировки растительности и разновидности почв, и их культурные варианты, и этих вариантов в отличие от постоянства строения урочищ в естественных ландшафтах может быть большое количество. Следовательно, здесь в роли индикаторов выступают новые показатели – элементы культурного ландшафта, тип , и характер которых обычно также находятся в соответствии со строением того урочища, в пределах которого они располагаются.
Типы местностей, классифицируемые по морфогенетическим типам рельефа
Границы типов местностей и морфогенетических типов рельефа совпадают с границами территориально преобладающего основного генетического типа четвертичных отложений, с которыми могут сочетаться и другие сопутствующие этому типу отложения.
Основными элементами строения рисунка фотоизображения местности, как морфогенетических типов рельефа, определяющими его специфику и используемыми в качестве признаков при выделении характеристике с помощью аэроснимков являются следующие: особенности морфологического строения местностей – характерные урочища, их относительные размеры и тип сочетания; распределение компонентов ландшафтов по урочищам форм микрорельефа и мелкой эрозионной сети, распределение растительности по элементам мезорельефа и по микрорельефу(конфигурация и размеры участков, занимаемых сообществами как лесной, так и травянистой растительности); проявления особенностей строения коренных пород (рисунок напластований, трещиноватость, нарушения), проявления, связанные с гидрогеологическим строением (выходы грунтовых вод и др.); расположение грунтовых дорог отноительно элементов рельефа и их состояние; типы сельскохозяйственных угодий, их распределение, размеры и конфигурация.
Наиболее устойчивым и легче всего воспринимаемым по аэроснимкам признаком местностей и морфогенетических типов рельефа является характер сочетания и тип составляющих их урочищ.
Типы ландшафта, классифицируемые по типам рельефа
Природные ландшафты, согласно их определению совпадают территориально с типами рельефа, рассматриваемыми по геоголоструктурным элементам с учетом климатических условий и именуемыми по основному для данной территории морфогенетическому типу рельефа. Для них характерны как преобладающие, так и сопутствующие последним литолого-генетические типы четвертичных отложений.
Каждый тип ландшафта, как и тип рельефа, имеет свой характерный рисунок фотоизображения, обусловленный закономерным сочетанием определенных природно-территориальных комплексов низшего ранга, и прежде всего местностей и урочищ.
При дешифрировании четвертичных отложений, особенно в пределах такой хорошо изученной территории, как европейская часть СССР, опознавание типов ландшафта или типов рельефа и определение их границ обычно ведется с помощью литературных и картографических источников.
Различные виды монтажа аэроснимков дают возможность одним взглядом охватить обширные площади и оконтурить в их пределах участки с различным рисунком фотоизображении, закономерно повторяющимся в пределах каждого из выделенных участков. Физико-географическая и теологическая привязка этих контуров с помощью соответствующих карт дает возможность установить их принадлежность к определенным типам рельефа и ландшафта. Следовательно, в разработке признаков дешифрирования типов ландшафта и типов рельефа (в понимании И. С. Шукина) для европейской части СССР необходимости нет, так как эти индикаторы могут быть установлены заранее. В случае необходимости их границы могут быть уточнены по подлежащим обязательному дешифрированию границам природных территориальных комплексов более низких рангов.
Устойчивость признаков дешифрирования природных объектов
Объем получаемых с аэроснимков сведений и их достоверность тем выше, чем большее количество признаков привлекается при дешифрировании. Однако при этом необходимо иметь в виду, что для одних и тех же природных объектов как прямые признаки дешифрирования, так и состав индикаторов могут быть различными. Прямые признаки дешифрирования изменяются в основном в зависимости от состояния самих объектов в момент съемки, от их сезонных аспектов, а также от технических и природных условии аэрофотографироваиия. Наиболее устойчивым прямым признаком дешифрирования является взаимное расположение элементов строения объектов, например структуры поймы, верхового болота с, грядово-мочажинным комплексом, некоторых метаморфических пород и пр.
Из числа индикаторов природных объектов наибольшим изменениям под влиянием деятельности человека подвержены почвы и особенно растительность, индикационное значение культурных вариантов которой обычно незначительно. Наиболее устойчивым индикатором является морфологическое строение природных территориальных комплексов. Эта устойчивость тем выше, тем выше ранг природно-территориального комплекса. Под влиянием деятельности человека резко меняется облик ландшафта, прежде всего из-за вырубки лесов, распашки, строительства коммуникаций и пр., но взаимное расположение и типы составляющих его местностей и урочищ остаются практически неизмененными. Возникают лишь культурные модификации урочищ тех же типов и новые формы микро-, реже мезорельефа, что связано с появлением новых фаций и исчезновением некоторых старых. Создается пестрота рисунка фотоизображения, затрудняющая дешифрирование, но не вносящая принципиальных изменений в его процесс.
Информация о работе Принципы дешифрирования четвертичных отложений