Договор транспортной экспедиции, как разновидность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: произвести всесторонний комплексный анализ договора транспортной экспедиции, как разновидности оказания договоров оказания транспортных услуг.
Задачи работы:
- дать понятие договора транспортной экспедиции и определить особенности его нормативно-правового регулирования;
- выяснить содержание договора транспортной экспедиции; проанализировать вопросы ответственности по данному договору;

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие и признаки договора транспортной экспедиции. Правовые основы экспедиторской деятельности 7
1.2. Субъектный состав договора транспортной экспедиции 12
1.3. Порядок заключения договора транспортной экспедиции 16
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 20
2.1. Условия договора транспортной экспедиции. Порядок заключения и форма договора 20
2.2. Права и обязанности сторон. Исполнение договора транспортной экспедиции 25
2.3. Ответственность по договору транспортной экспедиции 37
ГЛАВА 3. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДОГОВОРОВ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ. ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 49
3.1. Соотношение договора транспортной экспедиции с другими договорами о возмездном оказании услуг 49
3.2. Наиболее типичные споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и их разрешение в судебной практике 57
3.3. Возможности совершенствования действующего законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции 68
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 84

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМ Договор транспортной экспедиции, как разновидность договора оказания транспортных услуг .doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

То есть, основным отличием договора экспедиции будет предоставление услуг по организации перевозки, а значит применение судом к правоотношениям сторон, вытекающим из этого договора, правил договора перевозки должно быть признано неправомерным.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не исключает возможности осуществлять перевозку грузов силами экспедитора. Тем не менее, при перевозке грузов железнодорожным транспортом в качестве перевозчика на сегодняшний день фактически не осуществимо, т.к. руководствуясь ст.12 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте  в Российской Федерации» к перевозчику предъявляются требования, которые на сегодняшний по силам выполнить только ОАО «РЖД».

Необходимо заметить, что некоторые компании, осуществляя по сути транспортно-экспедиционную деятельность, сами формально возлагают на себя повышенные обязательства – обязательства перевозчика, закрепляя его в заключаемом ими договоре.

3.3. Возможности совершенствования  действующего законодательства  в области регулирования договора  транспортной экспедиции

 

Кроме внесенных в  предыдущих главах, предложений касающихся  возможностей  совершенствования  действующего законодательства в области  регулирования договора транспортной экспедиции, отметим, что нами были урегулированы не все многочисленные пробелы и коллизии в правовом регулировании отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции направлен на освобождение грузоотправителя (грузополучателя) от несвойственных ему  функций и этим отличается от иных видов обязательств, в частности договоров поручения, комиссии и агентского договора. Договор транспортной экспедиции является консесуальным и не может существовать без договора перевозки грузов, хотя бы и потенциального, поэтому несостоятельны доводы тех, кто включает перевозку в предмет договора транспортной экспедиции. Вспомогательная перевозка может быть элементом сложного транспортно-экспедиционного обязательства, но лишь постольку, поскольку выполняется одновременно два условия: во-первых, существует самостоятельное обязательство основной перевозки ; во-вторых, вспомогательная перевозка является услугой, призванной обеспечить основную перевозку71.

Отсюда можно сделать  вывод о том, что предмет договора транспортной экспедиции нуждается  в уточнении. При этом формулировка обязанности экспедитора по организации перевозки транспортом и по маршруту, избранному клиентом, зачастую трактуется излишне широко, и дает основание полагать, что она охватывает собой и перевозку грузов, и услуги локомотивной тяги. Наименование этой услуги делает ее сходной с организацией услуг, связанных с перевозкой и с договором на организацию перевозок. Кроме того, вторая часть п. 1 ст.801 ГК перечисляет как однопорядковые обязанности экспедитора по заключению договора перевозки, обязанности по обеспечению отправления и получения грузов и обязанности по организации перевозки, которая охватывает все ранее перечисленные обязанности.

Кроме того,  деление  транспортно-экспедиторских услуг  на основные и дополнительные лишено всякого смысла, поскольку отсутствует критерий такого деления, и оно лишено практического значения.

По нашему мнению, договор  транспортной экспедиции должен иметь  следующие виды: договор полного  транспортно-экспедиционного обеспечения  перевозки грузов, договор транспортно-экспедиционного обеспечения договора фрахтования, договор транспортно-экспедиционного обеспечения перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, договор на обеспечение завоза грузов в порты, аэропорты и на станции железнодорожные станции; договор транспортно-экспедиционного обеспечения международных перевозок; договор на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания. В этой связи структура главы 41 ГК РФ должна быть сложной и содержать нормы, общие для всех видов экспедиции, и нормы, регулирующие каждый вид деятельности.

Также можно предложить  правовое урегулирование деятельности транспортного экспедитора в  качестве оператора комбинированной  перевозки, которого в мире по праву  называют "архитектором перевозок", что позволит на практике организовывать оптимальные схемы доставки товаров от продавца к покупателю с использованием современных логистических методов. Законодательное закрепление единой сквозной ставки, единой ответственности экспедитора, правового статуса документа, выпускаемого экспедитором, действующим в качестве принципала, будет означать, что российские экспедиторы получат возможность полноценно осуществлять деятельность на рынке транспортных услуг в качестве лица, занимающего в этой сфере центральное место при организации доставки груза.

Необходимо также внести  предложения, позволяющие учесть интересы грузовладельцев, грузоотправителей и грузополучателей. Эти предложения должны учесть  особенности деятельности экспедитора в качестве коммерческого представителя, законодательное закрепление экспедиторских обязанностей и прав клиента и др. Представляется, что будет иметь большую практическую значимость законодательное закрепление возможности оказывать экспедиторские услуги при перевозках пассажиров, груза и грузобагажа. Это приведет к созданию целого направления транспортно-экспедиционной деятельности, реализация которой на практике позволит поднять на качественно-новый уровень сервис при перевозках пассажиров.

 

 

 

 

Заключение

 

Как следует из проведенного исследования, анализ правового регулирования транспортной экспедиции как результата общественно-полезного разделения труда показывает первичность данного вида договорных отношений по сравнению с договором, обязательством перевозки. Расположение же в ГК РФ главы 41 «Транспортная экспедиция» и принятие Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» доказывают независимость исследуемого договора от транспортных договоров, что проявляется и в том, что сам договор перевозки в настоящее время может рассматриваться как договор транспортной экспедиции.

Правовое регулирование  обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 ГК РФ, Федеральным законом  от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

Договор транспортной экспедиции – самостоятельный вид гражданско-правового (предпринимательского)  договора,  опосредующий выполнение и организацию  услуг, связанных с перевозкой груза. Он не входит в группу транспортных договоров об организации перевозок и договоров между транспортными организациями,  договор транспортной  экспедиции  является  видом группы  договоров возмездного оказания услуг.

Предмет договора транспортной экспедиции - это оказание экспедитором на возмездной основе клиенту услуг, связанных с перевозкой груза. Предмет договора транспортной экспедиции может включать в себя в качестве одного из своих элементов услуги по перевозке груза.

Существом,  конститутивным  элементом  договора  транспортной экспедиции  является  выполнение  или  организация  выполнения определенных услуг, связанных с перевозкой груза  за вознаграждение и  за  счет  клиента.  Это  существенное  условие  в  любом предварительном  договоре  транспортной  экспедиции.  В  этой  части договор  транспортной  экспедиции  считается  договором присоединения. В отношении дополнительных услуг, перечисленных в ч. II и ч. III п. 1 ст. 801 ГК РФ, права и обязанности сторон вносятся в договор  транспортной  экспедиции  обычным  путем  направления оферты и ее акцепта.

Несмотря на зависимость  договора транспортной экспедиции от договора перевозки, договор транспортной экспедиции всегда является консенсуальным договором. Для того чтобы договор  считался заключенным, передачи клиентом груза экспедитору не требуется. В том же случае, если момент заключения договора и передачи груза экспедитору совпадают, это совпадение не превращает договор экспедиции в реальный договор. Передача груза в данной ситуации выступает лишь основанием для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

По отношению к договору перевозки груза договор транспортной экспедиции может быть двоякого рода. В тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязанность осуществить  перевозку груза, этот договор шире договора перевозки груза по объему оказываемых услуг. Он охватывает как само перемещение, так и оказание других услуг, хотя и связанных с перевозкой груза, но не выражающихся в непосредственном перемещении груза (сортировка груза, снабжение груза ярлыками, погрузка груза, выгрузка груза, оформление документов и другие услуги). Иная ситуация складывается, когда экспедитор не принимает на себя обязанность по перевозке груза. В этом случае услуги, оказываемые по этим договорам, будут различными. По договору транспортной экспедиции, будут оказываться услуги, связанные с перевозкой груза, а по договору перевозки груза будут оказываться услуги непосредственно по самой перевозке груза.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может быть любое лицо, заинтересованное в получении транспортно-экспедиционных услуг. Поэтому при определении договора транспортной экспедиции не следует в категоричной форме утверждать, что в качестве клиента обязательно должен выступать отправитель или получатель груза.

Самостоятельность договора транспортной экспедиции и его коренное отличие  от  договоров  перевозки  грузов  заключается  в  том,  что экспедитор  несет  ответственность  за  нарушение  своих  договорных обязательств  не  в  рамках  главы 40  ГК  РФ  и  соответствующих транспортных уставов и кодексов, а по общим нормам главы 25 ГК РФ. Поэтому включение в ст. 801 ГК РФ положения о том, что обязанности экспедитора  могут  исполняться  перевозчиком,  не  сочетаются  с концепцией самостоятельного правового регулирования отношений по выполнению экспедитором для клиента услуг, связанных с перевозкой  груза.

Предложения, которые будут способствовать совершенствованию нормативно-правового регулирования договора транспортной экспедиции, состоят в следующем:

-  нам представляется не совсем удачным ограничение объема понятия «клиент» такими субъектами, как «грузоотправитель» и «грузополучатель», закрепленное в п.1 ст.801 ГК РФ. Следовательно, предлагаем следующее понятие «клиент»: «клиент по договору транспортной экспедиции - это любое лицо, заинтересованное в получении транспортно-экспедиционных услуг, заключившее договор транспортной экспедиции»;

-  предлагаем исключить  из п.1 ст.801 ГК РФ указание на  то, что клиент по договору  транспортной экспедиции должен  быть грузоотправителем или грузополучателем, и изложить первый абзац п.1 ст.801 ГК РФ в следующей редакции: «По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза»;

- необходимо обратить  особое  внимание на широкое  использование в мировой практике  экспедиторских документов, разработанных  Международной федерацией транспортно-экспедиторских организаций FIATA. Данные документы удобны в использовании. Они допускают возможность закрепления необходимых условий, согласованных сторонами, и необходимой информации о грузе. Но, существующее в настоящее время в РФ нормативно-правовое регулирование, предлагает далеко не самые совершенные и эффективные формы экспедиторских документов и не лучшим образом закрепляет правила их обращения. Вследствие этого стороны вынуждены заключать в дополнение к нормативно закрепленным экспедиторским документам дополнительные соглашения, которые могут полностью заменять их функцию.  Предлагаю для более эффективного регулирования рассматриваемых отношений отойти от действующего нормативного закрепления форм экспедиторских документов и предоставить возможность субъектам договора транспортной экспедиции более широко использовать в своей деятельности экспедиторские документы, разработанные FIATA;

- предоставление дополнительного  ограничения ответственности экспедиторам, осуществляющим перевозки грузов  в международном сообщении, является несправедливым по отношению к экспедиторам, осуществляющим перевозки грузов во внутреннем сообщении, и нуждается в отмене. Это целесообразно сделать путем унификации правил оказания транспортно-экспедиционных услуг в международном и во внутреннем сообщении. Из действующего законодательства, предлагаем исключить пп.3,4 ст.6 и п.п.2,5 ст.7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

- поскольку существует  непоследовательность в действиях  законодателя, которая заключается  в том, что  с одной стороны он защищает клиента, физическое лицо, использующего услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как заведомо более слабую сторону в договоре, а именно: отменяет для него обязательный претензионный порядок урегулирования споров, устанавливает законные неустойки в случае просрочки экспедитора. С другой стороны, законодатель ставит клиента, в частности, физическое лицо в заведомо невыгодное положение по отношению к экспедитору в случае просрочки оплаты последнему. Например, в договоре розничной купли-продажи законодатель полностью освобождает покупателя от уплаты процентов на просроченную к оплате сумму (п.3 ст.500 ГК РФ). Подобное ущемление клиента может быть одной из причин для заключения договоров перевозки груза, а не договоров транспортной экспедиции.  Как нам кажется,  следует отказаться от неустойки в случае просрочки оплаты клиентом, а также исключить понятие «отказ от оплаты». Необходимо  внести изменение в действующее законодательство и изложить ст.10 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в новой редакции: «Клиент несет ответственность за убытки в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по договору»;

-  поскольку редакция  ст. 801 ГК РФ в связи с отсутствием критериев деления экспедиционных услуг на основные и дополнительные, открытым перечнем указанных услуг не имеет практического значения и должна быть скорректирована. В новой редакции ст. 801 ГК РФ необходимо устранить данное деление применив для определения предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический способ, используемый в ст. 779 ГК РФ – указать примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг и исключительный перечень услуг, которые не могут охватываться данным видом договора;

- как стало ясно  из проведенного исследования, перечень  услуг, связанных с перевозкой  груза, довольно неопределенный, в связи с этим представляется  необходимым  определить, какие  услуги составляют существо договора  транспортной экспедиции, без наличия которых он теряет свою правовую природу, а также какие услуги, например, погрузка и выгрузка груза, являются лишь логическим завершением хозяйственной деятельности экспедитора и включаются в договор транспортной экспедиции как случайные условия. Это позволит окончательно выделить договор транспортной экспедиции из обширной группы возмездно оказываемых услуг, особенно из группы непоименованных транспортных договоров;

Информация о работе Договор транспортной экспедиции, как разновидность