Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:55, курсовая работа
Одна из актуальных проблем применения уголовного права реализация уголовно-правовых норм о соучастии, в частности - о преступлениях, совершённых группой лиц. Это проблема не может быть решена без единообразного толкования норм Общей части и норм Особенной части УК, предусматривающих ответственность за преступления с соответствующим квалифицирующим признаком. Впервые в Уголовном Кодексе России виды групповых преступлений были названы в Общей части ст. I71 УК РСФСР, включённой в Кодекс законом «О I внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и I Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 1.07.94 г. Но ещё до принятия этого закона в теории уголовного права существовал и остаётся не разрешённым сегодня спор о юридической природе группы лиц и 1 групповых преступлений. В ст. 35 УК РФ 1996 года называются (уже более подробно) виды групповых преступлений.
Введение 3
1. Понятие группового преступления 6
1.1 Классивикация преступных групп………………………………………….7 1.2 Профилактика преступных групп……………………………………………9 2. Формы групповых преступлений………………………………………….10
2.1. Виды преступных групп…………………………………………………..10 2.2.Система преступных групп…………………………………………………14 3.Групповое преступление и соучастие 15
3.1.Отличие организованных от обычных групп...…………………………..16 4. Правовые проблемы определения группового преступления в законодательстве 25
Заключение 35
Список используемой литературы 38
Договоренность по содержанию суть соглашение соучастников о том, какое преступление им предстоит совершить и что делать они это будут совместно. Здесь в отличие от группы без предварительного сговора не требуется простого непосредственного соисполнительства. Сговор для того и производится, чтобы при необходимости для облегчения совершения преступления технически разделить функции. Например, двое возвращавшихся из ночного клуба молодых человека увидели в темном переулке пьяного мужчину. Они договорились похитить у него меховую шапку. Распределили роли так: один подойдет к потерпевшему и попросит прикурить, второй в это время сзади сорвет головной убор, затем оба скроются проходными дворами. Налицо грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору.
Соучастие с предварительным соглашением может быть как простым (соисполнительством) так и сложным и квалифицируется обычно по формулам, свойственным для простого и сложного видов соучастия.
Следует отметить, что в целом ряде статей Особенной части УК соучастие с предварительным сговором в качестве «группы предварительно договорившихся лиц» выступает как квалифицирующий признак (например, в ст. ст. 158, 161 УК). В таких случаях преступление, в котором участвуют два и более исполнителя (соисполнителя), заранее договорившихся о совместном его совершении, считается совершенным «группой лиц по предварительному сговору». Квалифицируется содеянное прямо по соответствующей части статьи Особенной части УК, где предусмотрен такой квалифицирующий признак.8
Повышение
ответственности в случаях
Организованная
группа вид сложного соисполнительства
с более высоким уровнем
а) устойчивость,
б) объединенность,
в) цель совершения одного или нескольких преступлений.
Пленум Верховного Суда РСФСР дал в свое время следующее толкование организованной группы: «Под организованной группой... следует понимать устойчивую группу из двух или более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких преступлений. Как правило, такая группа тщательно готовит и планирует преступление, распределяет роли между соучастниками, оснащается технически и т.д.». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. так формулирует признаки организованной группы: «такая группа характеризуется, как правило, высоким уровнем организованности, планированием и тщательной подготовкой преступления, распределением ролей между соучастниками и т.п.».9
Устойчивость группы связана с целью совершения ею, как правило, не одного, а неопределенного числа преступлений. Если же одного, то такого сложного, как терроризм, захват заложника, захват самолета и т.п. В судебной практике вывод об устойчивости группы часто обосновывается длительностью или многоэпизодностью преступной деятельности.
2.2.Система
преступных групп.
Преступное сообщество представляет собой организацию, т.е. систему, которая может состоять из подсистем в виде нескольких организованных групп. Одна группа реальна лишь на начальном этапе формирования сообщества либо создается с целью совершения одного особо тяжкого преступления (например, захвата власти, мятежа, терроризма), которое может быть выполнено только криминальной организацией. В свою очередь преступные организованные группы как подсистемы криминального сообщества возможны в двух разновидностях:
1) организованные группы, совершающие преступления,
2) группы -структурно-функциональные подразделения сообщества (группы связи, разведки, технического обеспечения, личной охраны и т.д.).
Системность сообщества предполагает ее вертикальные сложные иерархические связи между верхними, средними и нижними структурами по неписанному «кодексу поведения». Горизонтальное взаимодействие сообщества с внешним миром осуществляется посредством названных функциональных подразделений.
Сплоченность преступного сообщества характеризует четкость и спаянность взаимодействия ее групп, подразделений, конкретных соучастников, выполняющих преступные задания организации.
Цель преступного сообщества определена как совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Таковы умышленные убийства, терроризм, захват заложников, хищения и др.
Уголовная статистика МВД учитывает в разных показателях организованные группы и преступные сообщества по признакам международных криминальных связей и коррумпированности.
Криминологическая наука изучает отношения между соучастниками, нo на более раннем этапе -- этапе, который предшествует уголовно наказуемому поведению соучастников. Криминология исследует процесс формирования преступных групп и главной ее целью в изучении соучастия является выяснение причин совершения групповых преступлений.
Методы криминологии дают возможность анализировать в основном правовые, демографические и социальные характеристики соучастников, их моральные и ценностные ориентации, культурный уровень и т.
3.
Групповое преступление
и соучастие
В
действующем уголовном
В
целом практика квалификации преступлений
как совершенных организованной
группой отражает тип опасного поведения
соучастников. Она учитывает, что
заранее обусловленное
Устойчивость
в рамках организованной группы зачастую
характеризуется наличием отработанного
плана и способов совершения посягательства,
подготовкой орудий и средств, фактическим
заранее обусловленным
Все эти показатели охватываются одним, более емким признаком - заранее обусловленным распределением ролей. Именно данный критерий используют следственные органы и суды при квалификации конкретных посягательств как совершенных организованной группой. Однако, считаю, для этого в действующей редакции ч. 3 ст. 35 УК нет оснований. Многие практикующие юристы полагают, что признак "совершение преступления организованной группой" дает основания для квалификации посягательств, в частности на собственность, и в тех случаях, когда отсутствует соисполнительство. Бытуют утверждения, что хищение может быть признано совершенным по предварительному сговору группой лиц как при простом, так и сложном соучастии, т.е. как при соисполнительстве, так и при соучастии с распределением ролей. Такое решение, именно в подобной плоскости, не отвечает, по моему мнению, содержанию действующего уголовного закона. Он подчеркивает, что основным показателем организованной группы является ее устойчивость. К тому же организованная группа относится к иной нежели соисполнительство и сложное соучастие его форме.
Соответствует содержанию ч. 3 ст. 35 УК иной подход, позволяющий стабилизировать практику. Прежде всего, надо установить наличие признаков группового преступления, а лишь после этого определять показатели организованности группы, т.е. ее устойчивость. Иными словами, для того, чтобы содеянное квалифицировать как совершенное организованной группой, следует установить наличие ее устойчивости и заранее состоявшегося объединения ее участников для совершения одного или нескольких преступлений, зафиксированного в известном единстве преступного намерения.
Некорректны попытки расширить признаки организованной группы за счет дополнительных, не предусмотренных уголовным законом. Вызывают сомнение и встречающиеся на практике попытки расширить пределы участия в организованной группе за счет сговора. Нельзя упускать, что соглашение (сговор) - это общее условие наличия соучастия. Умысел без соглашения в соучастии практически невозможен. Иное дело, что он может реализоваться даже в минимальной степени и проявиться в присоединяющейся деятельности. Однако при расширении понятия организованной группы за счет сговора всегда существует опасность объективного вменения, перевода организаторов, подстрекателей и пособников в разряд участников преступления, совершаемого организованной группой. Замечу попутно, что такая практика - канал необоснованного повышения репрессивности уголовного закона.11
3.1.Организованная группа - вид группового преступления. Ее отличие от обычной группы можно усмотреть лишь в трех показателях.
Во-первых, для организованной группы характерны особенности выполнения преступления каждым отдельным участником. В них проявляются черты устойчивости. Группа характеризуется сплоченностью, сорганизованностью соучастников, направленной на достижение целей, которые поставили перед собой виновные, согласованностью их усилий, руководством одного или нескольких участников другими, наличием отработанного плана совершения одного или нескольких преступлений, активной реализацией планов объединения, разработкой способов совершения совместного посягательства, заранее продуманным, отработанным техническим распределением ролей, фактическим заранее обусловленным соучастниками выполнением действий, облегчающих совершение посягательства в будущем, намеренным созданием соучастниками благоприятных условий для последующего совершения преступлений, разработкой специальных внутригрупповых норм ее функционирования и т.п. Показатели эти носят переменный характер. Сам закон позволяет толковать признак устойчивости группы шире, чем только непосредственное участие в выполнении усилий, охватываемых объективными признаками состава преступления. Причем, набор перечисленных показателей в каждом конкретном случае может варьироваться.
В
силу выделенных особенностей, характерных
для организованной группы, отдельные
ее члены могут выполнять
Перед правоприменительной практикой стоит задача поиска формализованного критерия для толкования показателя устойчивости группы. Он должен быть четким и недвусмысленным, чтобы позволять, с одной стороны, точно разграничивать организованную группу с группой лиц, совершающей преступление по предварительному сговору, а с другой - устанавливать водораздел между организованной группой и преступной организацией (преступным сообществом).
Для всех групповых проявлений, кроме организованной группы, такие формализованные критерии уже найдены. В группе по предварительному сговору - это наличие соисполнителей. В преступном сообществе - сплоченность организованной группы (организации), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
В порядке обсуждения предлагаю в качестве формализованного критерия для расшифровки показателя устойчивости организованной группы использовать такой признак, как система совершения преступных посягательств. Систематичность не сводится к повторению (неоднократности) преступления. Она уже предполагает большее число посягательств - три и более, отражающее антисоциальную направленность действий субъектов, серьезное возрастание уровня опасности объединения. Она фиксирует определенную линию поведения участников преступления, их укоренившиеся опасные наклонности. Вывод о систематичности делается на основе всей совокупной деятельности участников преступления. При этом не имеет значения, однотипные, однородные или разнородные посягательства совершает группа. Систематичность свидетельствует об организованном характере самой группы. Во всяком случае, любой факт совершения объединением трех преступлений или более уже жестко фиксирует его организованный характер, хотя такая группа может еще не стать преступным сообществом. С другой стороны, участие в трех и более преступлениях, даже в качестве, например, разработчика планов, вербовщика исполнителей, ведения финансовых дел группы, сбыта похищенного и т.п. переводит такого субъекта в разряд члена устойчивой (организованной) группы лиц. Напротив, один эпизод или только повторение таких действий означает, что субъект является только организатором, подстрекателем или пособником обычного или же только повторного преступления при наличии показателя неоднократности.