Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа
Мир становится глобальным сообществом, а туризм – глобальным бизнесом, расширяющийся рынок которого не оставляет без внимания ни единого местечка на Земле. Говоря о туристском потенциале в Республике Казахстан, следует отметить, что наша республика обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом и имеет большие возможности для туризма, как внутреннего, так и международного. У Казахстана есть все шансы предоставить мировому туристскому рынку этой сфере свои услуги.
ВВЕДЕНИЕ 3
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОГО ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА 5
Природные факторы развития лечебного туризма Казахстана 5
Социально-экономические факторы развития лечебного
туризма Казахстана 13
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ САНАТОРНО-
КУРОРТНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 27
Районы и зоны развития санаторно-курортного
туризма в Казахстане 27
Динамика и анализ развития рекреационной
деятельности в Казахстане 29
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-
КУРОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ 35
Основные направления развития санаторно-курортного
туризма на перспективу 35
Внедрение мирового опыта управления санаторно-
курортным делом в казахстанскую практику 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Такого же ранга могут быть следующие территориально-рекреационные системы.
Северо-Казахстанская ТРС (в пределах Кокшетауской ГСНМ и частично Акмолинской ГСНМ) как зона отдыха и лечения пользуется популярностью у населения республики, а также жителей Урала и Западной Сибири. Здесь основу рекреационного потенциала составляют благоприятные климато-бальнеологические факторы, базирующиеся на реликтовых сосновых лесах мелкосопочника и мелколиственных лесах равнин. Основное направление рекреации Северо-Казахстанской ТРС - курортно-оздоровительное. Ведущую роль играет курорт Боровое, где комплекс бальнеологических факторов создаёт исключительно благоприятные условия лечения легочных больных, а лесные массивы, крупные пресные озёра и живописный рельеф позволяют организовать различные виды массового отдыха. Общая ёмкость учреждений рекреации может достичь здесь 110 тыс. мест.
Восточно-Казахстанская
ТРС, курортно-рекреационный
Южно-Казахстанская ТРС в пределах южной региональной системы расселения имеет в своём составе три рекреационных центра: Шымкентский, Жамбылский и Туркестанский. Наряду с развитием санаторно-курортного лечения на базе источников минеральных вод здесь все большее значение приобретает познавательный туризм, ориентированный на посещение памятников истории, культуры и архитектуры средневековья. Учреждения рекреации в этой ТРС на перспективу могут вместить 235 тысяч человек, причём значительную часть составят учреждения для лечения и отдыха детей (детские санатории и лагеря, загородные дачи и т.п.).
В республике имеются также возможности для развития ТРС местного значения в пределах следующих ГСНМ: Уральской, Костанайской, Петропавловской (Ишимской), Павлодарской, Семипалатинской. Кызылординской. Рекреационные ресурсы этих систем способны обеспечить организацию длительного и кратковременного отдыха местного населения, как в летнее время, так и в зимний сезон. В составе Семипалатинской, Павлодарской и Костанайской ТРС дальнейшее развитие получат учреждения санаторного типа на базе климатобальнеологических ресурсов сосновых боров, минеральных вод.
Большими ресурсами обладает Джунгарская ТРС, в среднегорной и предгорной частях северного склона хребта Джунгарского Алатау. В настоящее время она используется в основном для обслуживания населения Талдыкорганской ГСНМ, но в перспективе здесь возможна организация зоны лечения и отдыха республиканского значения.
Перспективно
также создание многопрофильных
территориально-рекреационных
Программа
освоения рекреационных ресурсов Казахстана
не может рассматриваться
Понятно, что определяющими в развитии рекреации являются социально-экономические условия. Экономический спад и удорожание жизни ограничивают возможности населения в удовлетворении рекреационных потребностей, в то же время они не исчезают совсем. Поэтому на кризисном этапе возрастает доля активных форм отдыха, а также отдыха, не требующего от населения значительных затрат (самодеятельный туризм). В этих условиях рекреационную притягательность сохранят в основном те районы, которые уже сейчас обладают сравнительно развитой инфраструктурой (Баянаульский природный парк, Каркаралинская зона, Щучинско-Боровская, предгорья Заилийского Алатау близ Алматы). Для охраны природных комплексов и их благоустройства в этот период необходимо внедрение таких рычагов природопользования, как платежи за использование природных ресурсов [5].
Долгосрочной целью освоения рекреационных ресурсов является обеспечение потребностей населения республики в различных видах курортного и туристского обслуживания. На следующем этапе экономических преобразований(1999-2015гг.) должно завершиться формирование территориальной структуры рекреационной системы и её развитие на базе научно-технического прогресса. Первостепенное внимание при этом уделяется комплексному использованию имеющихся ресурсов лечения, отдыха и туризма. Широкое развитие рекреации обеспечит формирование специфичных территориальных хозяйственных систем. Расширение межведомственных и межотраслевых связей будет способствовать более рациональному использованию капитальных вложений.
Рекреационная деятельность, определяя специализацию района, в свою очередь ускорит развитие других отраслей экономики, связанных с обслуживанием туристов (строительная индустрия, создание инфраструктуры, производство сувениров, издание туристской литературы и реклама, народные промыслы и другое). При этом размещение материальной базы туризма должно осуществляться таким образом, чтобы активно влиять на формирование туристского потока.
Целесообразным, вероятно, следует считать создание государственного органа (республиканская комиссия-комитет по организации отдыха населения), в компетенцию которого должны входить контролирующие и координирующие действия по проектированию и строительству, определению стратегии дальнейшего развития рекреационной отрасли. В настоящее время для последней характерно многоведомственное управление не только в пределах республики, но и в отдельных сформировавшихся курортах (курортных местностях). В этом случае полномочия по управлению такими территориально-рекреационными комплексами следует передать местным Советам народных депутатов через иерархическую структуру комиссий (комитетов). Имея реальное право на формирование планов и сроков строительства и аккумулируя средства долевого участия застройщиков, арендной платы за пользование рекреационными ресурсами, местные Советы получат возможность осуществлять необходимое благоустройство, охрану и рациональное использование курортных объектов, жилищное и гражданское строительство [6].
Неразработанность
экономических отношений в
3.2
Внедрение мирового опыта управления
санаторно-курортным делом в казахстанскую
практику
Созданная у нас в стране система санаторно-курортного лечения не имеет аналогов в мировой практике. Будучи неотъемлемой частью общей структуры «поликлиника, больница, санаторий», в доперестроечные времена она выполняла социально значимые функции, и располагала безальтернативными метода лечения многих недугов. Государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, рассчитанного на массового потребителя. Была отработана система финансирования - и за счет госбюджета, и за счет фондов предприятий, и из других источников. Система реализации санаторно-курортных путевок обеспечивала оптимальную загрузку здравниц.
Реформирования
казахстанской экономики
За прошедшие годы так и не было, к сожалению, полностью сформировано законодательство о санаторно-курортной деятельности. До сих пор не сформирована отраслевая система стандартизации, сертификации и лицензирования, не налажена унифицированная система подготовки кадров и их аттестации.
Как известно, показатели здоровья населения в Казахстане за последние годы ухудшились. При этом число санаторно-курортных учреждений заметно сократилось. Особую тревогу вызывает повсеместное закрытие центров летнего отдыха детей и подростков. Правовая база деятельности летних оздоровительных лагерей к моменту открытия сезона была такова, что если соответствовать во всём букве закона, то следовало бы закрыть практически все учреждения. Проблема упиралась в требование лицензирования. Разработчики норматива не учли ряд аспектов, связанных со спецификой деятельности лагерей. Оттого и возник логический парадокс, в котором надо поставить запятую: «закрыть нельзя, лицензировать». В этой же ситуации не исполнения закона грозило меньшими проблемами, чем его исполнение. Специалисты выявили целый ряд и других проблем, касающихся штатного расписания, подбора кадров, требований санитарно-эпидемиологической станции [16].
Конечно, первое, что необходимо сделать - это ужесточить требования к образовательной программе и к организации питания детей. Так, в 2004 году лагерям предписывалось получить «сертификат соответствия требованиям безопасности услуг питания, выданный государственной системой сертификации Республики Казахстан». По сути, документ, скопированный у служб общественного питания. Но этот подход чиновников фактически перечеркнул еще советское требование практически ежедневного контроля питания детей, который проводят службы санитарно-эпидемиологической станции. Выходило, что сертификаты, полученные один раз на определенную группу товаров, становились своего рода охранной грамотой от проверок на весь сезон. То есть, можно было в мае получить сертификат, а три летних месяца кормить детей, чем придется. К началу сезона 2005 были отработаны практически все вопросы с санитарно-эпидемиологической станцией, пожарными и экологами. Перечень документов на 2005 год остался прежним, но с некоторыми поправками [17].
В лагерях должны работать только преподаватели, притом треть из них должны иметь высшую и первую категории. Вопрос о лицензировании по-прежнему остается. И он требует адаптации и доработки к специфике деятельности. К примеру, в Алматы в соответствии с лицензией отработали только три лагеря и ещё семь в области. Стоимость лицензии для лагеря, как и для всех иных учреждений, десять расчетных показателей. В текущем году это составило 9190 тенге. Безусловно, сумма скажется и на стоимости путевок. Ещё одно требование, существенно удорожавшая стоимость путёвок – начисляемый налог на добавленную стоимость. Своевременная отмена налога на добавленную стоимость позволила бы увеличить число отдохнувших детей. Статья 231 Кодекса «О Налогах и других обязательных платежах в бюджет» предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость работ, выполняемых в сфере дополнительного общего образования и осуществляемых на основании выданной лицензии, однако местные налоговые органы не считали деятельность лагерей таковой.
Конечно, потеря налога на добавленную стоимость с детских путёвок не отразится на доходной части бюджета, но их удешевление позволит оздоровить значительно больше ребят из необеспеченных семей, детей сирот. Семьям среднего достатка это тоже немаловажно. К примеру, ежегодно городской акимат города Алматы выделяет из бюджета на оздоровление детей немалые суммы. В 2004 году- 35 миллионов тенге, в 2005- 45 миллионов. В нынешнем году за счёт этих средств отдохнуло более 2000 человек.