Культура Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Начало XVIII века было знаменательно для России заметными переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходила на один уровень с европейскими державами.
Затронули преобразования и искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство приобретало черты общеевропейского пути развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…2
Немного истории…………………………………………………........3
Основание Санкт-Петербурга…………….………………………......6
Особенности постройки и архитектура новой столицы…………...10
Мосты Санкт – Петербурга………………………………….………17
Внутренние и внешние экономические связи новой столицы……18
Культурная жизнь Санкт-Петербурга………………………………19
Кунсткамера……………………………………………….…………20
Литература и театр…………………………………………………..21
Музыка и изобразительное искусство……………………………...23
Праздники и развлечения…………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...26
ЛИТЕРАТУРА……………………………………….………………27

Содержимое работы - 1 файл

Содержание питер.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

     XVIII век - это эпоха господства  в Европе нового стиля в  искусстве - стиля барокко. Определенно  протянутые по фасаду линии кажутся неприятно резкими и просто непринужденными, их стараются либо перебивать другими формами, либо просто выбрасывают. Само здание уже более не кажется сложенным из отдельных камней, а точно вылитым из одного гигантского куска, скорее вылепленным, чем построенным.В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит их постепенно, повторяя их по два, по три и по пять раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм, воспринимает сложную систему поднимающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то пропадающих линий. Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм.

     Источнику всякой живописи - свету - художники  барокко отводят главное место. Никогда еще просторные, широкие помещения не были залиты таким морем света, как теперь. А помещения были действительно грандиозные, соответствующие «большой манере», которая предполагала непременно огромные сооружения. В то время как никогда раньше, ни позже, любили играть на контрастах, еще более подчеркивающих грандиозность замысла: очень расчетливо вводили зрителя из небольшого, невзрачного вестибюля в исполинский по масштабу зал, играли на искусственно подстроенной перспективе, обманывая то насчет глубины, то насчет высоты.

Настало время пышного расцвета индивидуализма. Знаменательно, что именно стиль  барокко, объявивший войну классицизму, гораздо ближе, чем ренессанс, подошел  к одной из наиболее захватывающих  сторон римской архитектуры - создания грандиозных архитектурных пространств. Любимый прием барокко - центральность композиции. Старинное деление храма на три нефа, характерное для готики, было удержано в эпоху Ренессанса, и только в дни барокко уступило место единству пространства, архитектуре больших масс. Зодчие убрали прочь все перегородки и аркады, мешавшие глазу охватывать могучее пространство, и залили храм таким морем света, какого еще не знали до сих пор.

     Планирование  и прокладка улиц и магистралей  Петербурга - явление в сущности уникальное. Основная масса архитекторов их планировку объясняет влиянием западноевропейских планировочных композиций, восходящих к лучевым магистралям Версаля  и Рима. Однако нетрудно доказать своеобразие петербургской планировочной системы.

     Сравнение лучеобразных систем магистралей Рима, Версаля и Петербурга дает возможность  сделать следующие заключения: если в Риме и Версале лучевые системы  обладают симметрией, при которой  средняя улица становится главной, то в Петербурге такой симметрии нет. Наоборот, решающую роль в петербургской лучевой композиции играет боковой, косо направленный Невский проспект. И это направление главной магистрали вполне себя оправдывает, ибо комплексы, окружающие Адмиралтейство, как и весь центр Петербурга, не обладают симметрией.

     Широко  расходящиеся петербургские проспекты  не дают возможности видеть их в  целом. В Петербурге лучевая система  рассчитана на прямо противоположный  оптический эффект: если в Риме улицы ведут от планировочного узла, то в Петербурге они приводят к планировочному узлу. Великолепная Адмиралтейская башня, увенчанная сверкающей иглой, является оптической "целью" для трех петербургских проспектов и производит несравненно более сильное впечатление, чем римский обелиск или пустынный почетный двор Версальского дворца.

     Самое закрепление башней исходной точки  трех лучевых проспектов - есть русское  нововведение, впервые примененное  в Петербурге. Широкий веер петербургских  проспектов находит полное оправдание в композиции генерального плана Петербурга, так как эти проспекты прорезают насквозь левобережную территорию города и прочно держат кольцевые магистрали в наиболее существенных местах, а именно: в точках перегиба Фонтанки и Мойки. Лучевые магистрали Петербурга чрезвычайно удобны и в транспортном отношении, на что указывает дальнейшее развитие этих проспектов.

     Таким образом, лучевая планировочная  система Петербурга лишь при самом  поверхностном рассмотрении может  показаться вариантом версальской  или римской системы. На самом деле она является независимым и живым решением, целиком принадлежащим русскому градостроительному гению.

     Строительство в городе в 1709 г. развивалось сравнительно медленно и только с устранением  непосредственной военной угрозы темпы застройки значительно ускорились.

     По  указу Петра для жилых домов  архитектор Трезини разработал типовые  проекты, ярко отразившие классовую  структуру феодального общества. Дома для "именитых", "зажиточных" и "подлых" людей отличались друг от друга не только размерами, планировкой и этажностью, но и богатством архитектурного оформления их фасадов.

     Учитывая  большое международное значение перенесения столицы в Петербург  и значение Невы как основной транспортной магистрали города, правительство указами  обязывало на берегах Невы и ее главных протоков строить каменные здания. В связи с этим, на набережной от Летнего сада до Адмиралтейства строилось после 1709 г. большое количество монументальных каменных и мазанковых зданий, далеко превосходивших образцовые дома Трезини. Дома вельмож строились также на территории, расположенной от Летнего сада вверх по Неве. О характере архитектуры петровского Петербурга дают хорошее представление сохранившиеся до нашего времени архитектурные памятники того времени.

     К началу 80-х годов XVIII в.Петропавловская крепость уже значительно изменила свой первоначальный вид, как об этом можно судить по панораме Зубова. Земляные валы и бастионы начали заменяться кирпичными на каменном цоколе. С восточной стороны в крепость вели главные Петровские ворота, сооруженные архитектором Трезини в 1708 г. из дерева, а в 1718 г. выполнены по его же проекту из камня. Они сохранились до нашего времени.

     В 1718 г. у Невы на Сенатской площади  начала строиться каменная церковь  Исаакия Далматского (будущий Исаакиевский собор). Она была заложена вместо первоначально существовавшей деревянной церкви и к концу жизни Петра еще оставалась недостроенной (окончена в 1730 г.)

     В 1716 г. начала складываться многолучевая композиция планировки улиц, ориентированных  на башню Адмиралтейства. Первым лучом явилась Миллионная улица (Халтурина). Второй луч - Невский проспект - был проложен в 1711 г. для улучшения связи Адмиралтейского острова со старой дорогой, которая вела из Москвы и Новгорода к берегам Невы. Следующие три луча доходили только до реки Мойки. Последний луч (шестой) - будущий Вознесенский проспект - в то время доходил только до реки Фонтанки.

     На  Миллионной линии находился первый Зимний дворец Петра, построенный в 1711 г. и расширенный в 1725 г. Застройка  вдоль набережной Невы и Миллионной линии тянулась до Царицына луга - современного Марсова поля - и заканчивалась у него мазанковым двухэтажным зданием Почтового двора, в котором приезжающие в Петербург могли останавливаться.

     Вся территория между Адмиралтейством и Фонтанкой, Невой и Мойкой была застроена и освоена. Мойку соединили с Фонтанкой, а также с Невой, для чего были прорыты три канала, получившие название Лебяжьей канавки, Красного канала и Зимней канавки.

     Намеченная  и прорытая сеть каналов в городе и на островах имела троякое назначение. Каналы служили на первых порах как дренажные магистрали, способствовавшие осушению территории города. Затем в основной своей массе были расширены и углублены, и стали служить постоянными транспортными магистралями, а во время наводнений - приемниками - распределителями излишков воды из Невы, тем самым, уменьшая уровень поднятия воды.

     Вообще  Петр I придавал большое значение наблюдениям  за своенравной и капризной Невой. Регулярные изучения колебаний уровня в реке было начато по указанию Петра в 1715 г. Первый водомерный пост появился у Петропавловской крепости. Здесь была установлена специальная металлическая линейка с дюймовыми делениями - футшток. В дальнейшем наблюдения за уровнем воды в реке проводились у западного павильона Адмиралтейства в Кронштадте, а также и в ряде других мест на Неве.

     Возникновение и развитие ансамбля Летнего сада способствовало застройке берегов  Фонтанки. Весь ансамбль его создавался на протяжении почти двух десятков лет. И уже в 1712 г., по словам современников, производил впечатление благоустроенного и большого парка. Из значительных архитектурных сооружений Летнего сада следует назвать Летний дворец Петра, построенный при впадении Фонтанки в Неву, который сохранился до наших дней: грот, изнутри и снаружи обильно украшенный скульптурой и лепкой, являвшийся первоклассным произведением садово-парковой архитектуры и некоторые другие. Благодаря энергичной деятельности Ивана Матвеева было осуществлено большое количество работ по планировке, посадке деревьев и устройству фонтанов в Летнем саду. Земцов руководил расстановкой по аллеям скульптур, завершая облик Летнего сада петровского времени. Фонтаны Летнего сада питались при помощи водопровода из Лиговского канала, прорытого в 1718-1721 гг. от речки Лиговки, и били под естественным напором.

     В 1720 году Петром, как загородная резиденция для отдыха, был построен небольшой дворец, получивший название Смольного дворца. Свое название он получил от находившегося неподалеку Смольного двора, на котором для нужд флота варилась смола.

     Вскоре  в столице начинает развертываться строительство каменных общественных зданий. К их числу следует отнести прежде всего здание Двенадцати коллегий, Кунсткамеру и каменный Гостиный двор на Васильевском острове.

     Характерным примером пригородных дворцово-парковых ансамблей Петровского времени  были Петергоф (Петродворец), начатый в 1705 г. Принадлежащий самому Петру композиционный замысел Петергофа был чрезвычайно прост. Территория парка была рассечена продольными и поперечными перспективами, соединявшими между собой Верхний дворец, Монплезир, павильон Марли и Эрмитаж. Группой архитекторов были созданы водные каскады и фонтаны Петергофа. На топких берегах Финского залива уже в петровское время была создана блестящая царская резиденция - мировой шедевр садово-парковой архитектуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСТЫ В САНКТ – ПЕТЕРБУРГЕ 

     Трудно  представить Санкт - Петербург без  мостов. Не случайно говориться: без  них не возникла бы Северная столица. Может, Петербург без мостов и  существовал бы, но стал другим городом, с иными судьбами его жителей.

     Потребность в мостах возникла с первых же дней основания Петербурга. Так, в год закладки нового города - крепости в устье Невы с Заячьего на Городовой остров был наведён вначале наплавной, а затем плашкоутный мост - с подъёмными элементами. Так появился первый мост в Северной столице.

     Недолгой  была его жизнь. Стремительно развивался город. С каждым днём возрастала необходимость  в более совершенных дорогах, путях и связях между островами  в устье Невы. Да и многочисленные водные протоки в городе вызывали необходимость строительства мостов.

     В 1711 г. существовал деревянный подъемный  мост, соединявший Петропавловскую  крепость с Городским островом. Это  был первый мост в городе.

     Вскоре  вместо первенца Петербургского мостостроения  был возведён на его месте свайный  подъёмный мост. Называли его и Петровским, и Красным. Чтобы давать проход кораблям, с помощью лебёдок производился подъём и опускание створок моста.

     Для создания и содержания мостов необходимы были немалые деньги. Поэтому первоначально  за проход и проезд по ним взималась  плата. Прохожий платил копейку, всадник - две, а проезжающий в карете - пятак. И лишь в 1754 году императрица Елизавета Петровна отменила эти поборы.

     Один  из первых мостов в городе называется Аничков. Был он построен на Фонтанке в 1715 году солдатами подполковника Аничкова. От его фамилии пошло название моста, и слободы, в которой жили солдаты - строители. Это деревянное сооружение было примерно в четыре раза длиннее современного Аничкова моста.

     Общественная  и экономическая, да и личная жизнь  петербуржцев всегда была связана с мостами. На них назначались встречи и свидания, вблизи располагались трактиры, и велась бойкая торговля, оглашались указы и повеления государей.

     Мосты Санкт - Петербурга всегда находились под пристальным вниманием градоначальства. 
 
 
 
 
 
 

ВНУТРЕННИЕ  И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НОВОЙ СТОЛИЦЫ 

     Промышленность  Петербурга возникла и развивалась  одновременно с возникновением и  развитием самого города и отражала условия его возникновения и  развития.

     Главными  отраслями в оборонной промышленности Петербурга были судостроение и производство оружия. Все остальные отрасли, так или иначе связанные с военными нуждами, имели подсобное значение.

Информация о работе Культура Санкт-Петербурга