Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:40, реферат
КУКЛА-ИГРУШКА
К первой группе, по классификации Лотмана, относятся куклы-игрушки, или куклы для игры. Соответственно к ней же причисляются театральные куклы и де¬тские игрушки, основным отличием которых является способность двигаться или быть объектом игр либо манипуляций. В эту же группу входят обрядо¬вые куклы, куклы для шествий, утилитарные куклы и телекуклы
План:
ТИПОЛОГИЯ КУКЛЫ
Словари, как правило, дают два основных толкования слова «кукла» — как игрушки и как фигуры в театральном представлении; иногда упоминается также кукла как фигура, выставленная в витрине. Однако реальная история куклы выходит за рамки сухих книжных определений. В одних культурах куклы (не только предельно реалистичные, но и достаточно условные) служили вотивными предметами, в других — их религиозно-сакральная функция сочеталась со способностью быть детской игрушкой, в третьих — куклы наделялись ещё более разнообразными свойствами. Но вне зависимости от того, какую роль играла кукла в конкретном регионе в ту или иную историческую эпоху, очевидно, что понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно, а сама она многолика и полифункциональна.
С конца XIX в. кукла как культурное явление находилась в центре внимания многих искусствоведов, философов, культурологов, этнографов, историков, педагогов, специалистов по детской игрушке, коллекционеров. Куклой — «объектом приложения» детской игры занимался философ Л. С. Выготский; игры, игрушки вообще и кукол в частности исследовал в своём труде «Homo ludens» («Человек играющий») культуролог и философ И. Хёйзинга; куклой интересовались историки культуры — представители знаменитой французской школы анналов Ф. Бродель, Л. Февр, М. Блок.
Не раз предпринимались попытки классифицировать кукол, но при этом в большей или меньшей степени «высвечивалась» какая-то одна из их многочисленных функций, поэтому наиболее органичной и всеохватывающей классификационной системой кукол и по сей день остаётся система, разработанная знаменитым философом и культурологом Ю. М. Лотманом. Исходя из принципа «мобильности» кукол, он предложил разделить их на две основные группы, назвав это разделение «исходным материалом мифологии куклы».
Кукла — символ плодородия. Африка. Такие куклы-амулеты охраняли девушек в фертильный период.
Тростевые
театральные куклы, персонажи представления
«Путешествие на запад». Китай. Начало
XX в. Музей ГАЦТК.
КУКЛА-ИГРУШКА
К
первой группе, по классификации Лотмана,
относятся куклы-игрушки, или куклы
для игры. Соответственно к ней
же причисляются театральные куклы
и детские игрушки, основным отличием
которых является способность двигаться
или быть объектом игр либо манипуляций.
В эту же группу входят обрядовые куклы,
куклы для шествий, утилитарные куклы
и телекуклы
ИГРУШКА
Кукла в первую очередь ассоциируется с игрушкой, причём игрушкой детской. Ребёнок и игрушка — понятия нерасторжимые: едва ли не во все исторические эпохи и практически повсеместно непременными участниками детских игр были игрушки. Особое место среди них всегда занимала кукла, и «особенность» обусловлена прежде всего тем, что лишь она создана по образу и подобию человека и только она является его изображением — не важно, реалистическим, гротескным или подчас очень условным.
Но всякое ли изображение человека можно назвать куклой? Понятие «кукла» имеет как расширительное, так и узкое значение. В узком смысле кукла — это игрушка. Но значительно шире трактуют термин «кукла», например, археологи или искусствоведы, вполне обоснованно утверждающие, что способность куклы служить объектом игры лишь одна, далеко не единственная и отнюдь не самая древняя из многих её функций.
Кукла-игрушка в начале своего исторического пути игрушкой не являлась, а имела совершенно иное предназначение — она изображала божество, выступала в роли искупительной жертвы, «ловушки» для злых духов, оберега, талисмана.
Обрядовая кукл; Новые Гебриды. Океания.
Насколько «человекообразными» были куклы-игрушки изначально, на ранних этапах своего развития? Согласно религиозным верованиям, предполагалось, что любое изображение человеческой фигуры несёт в себе часть души, а следовательно, сакрально. Например, в некоторых областях Ирака существовал запрет на игры детей с куклами, считалось, что они могут внезапно ожить и причинить детям вред.
Первые куклы-игрушки часто не имели лиц. В соответствии с традицией человеческий лик, даже грубо и едва намеченный, заслужи вал особого почтения, и «приделать» его кукле-игрушке, а тем более играть таким изображением было кощунством. Чтобы избежать осквернения сакральности и всё же дать ребёнку возможность поиграть, остяки и самоеды заменяли «подобие человеческой головы» символом — верхней челюстью утиного или тарпаньего клюва, к которому пришивали лоскут, обозначающий тело куклы.
И сегодня дети очеловечивают свёрнутых из соломы и тряпок лялек, а порой и просто камень, ветку,
ком глины, бельевую прищепку, фасолину, наделяя эти обыденные предметы «человечностью». Здесь нет ничего удивительного, ведь детская игра строится на присущей ребёнку способности оживлять неодушевлённый предмет и верить в это перевоплощение. Чем больше кукла лишена конкретности, тем больший простор для творчества и фантазии она оставляет ребёнку. Таким образом, тяга детей именно к простым игрушкам (куклам) органично совпадает с древнейшей традицией создания условных, непритязательных кукол-игрушек.
Апогеем условности можно считать... несуществующих кукол, игра с которыми распространена на острове Борнео, у народа бахау. Как подметил В. Шацков, один из российских исследователей куклы, игру девочек бахау отличает «ласковое убаюкивание пустоты, кормление воздуха, нежная влюблённость в ничто» — кукла и есть, и её нет, но она несомненно подразумевается.
Постепенно кукла начинает играть роль своеобразного зеркала, отражающего изменения человеческого облика и — одновременно — понимание человеком своей внешности. Каждый исторический период диктовал своё соотношение физического и духовного, телесного и интеллектуального, что, в свою очередь, предопределяло различие идеальных образов человека, способов его изображения и в конечном итоге разнообразие кукол, которые во все времена представляли собой совершенное воплощение человеческого тела.
Прекрасные
ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА
Существуют различные точки зрения на происхождение театральной куклы. Согласно первой (Ш.Нодье), истоки его следует искать в детской игре. Согласно второй (Ш.Маньян), искусство, ставшее впоследствии театром кукол, возникло из попыток человека сделать подвижным изображение Бога. Есть мнение, что искусство играющих кукол вытекает из традиционных обрядов, поскольку кукла изначально соотносилась с культом предков и с маской.
История театральной куклы позволяет увидеть всё многообразие её ролевых функций: она представала в роли пращура, потомка, хранительницы души и духа, изображения божества, духовной сущности и. самого человека.
Огромная популярность театральной куклы во времена античности в период раннего Средневековья сменилась упадком. В эпоху Возрождения для театральной куклы начался новый, «активный» этап жизни, исчезли запреты в отношении кукольников и кукольного театра, обновились его связи с актёрским театром.
Золотым веком кукольного
театра стало XVIII столетие: кукольные
спектакли пользовались необычайной популярностью,
куклы-марионетки играли знаменитые пьесы,
поражая своей виртуозной игрой. Однако
возникшая в театральном искусстве оппозиция
куклы живому актёру внесла поправки в
способность куклы служить телесной моделью
человека: если кукла-игрушка была образом
человека вообще, то театральная кукла
стала моделью актёра, причём более других
его напоминала марионетка.
ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
Самые древние куклы — обрядовые; именно в них многие исследователи ищут истоки как театральных кукол, так и кукол-игрушек. Очень часто обрядовые по своей природе и происхождению куклы являются многофункциональными: «обрядовость» куклы сочетается с её «игрушечностью», «театральностью» и т. д.
Нет ни одного народа, не имеющего в своём культурном арсенале обрядовых кукол: Кострома, святочные куклы, Колядау славянских народов, Бефана в Италии, Рапа-нуи в Полинезии и на острове Пасхи — этот список можно продолжать бесконечно.
В первую очередь
обрядовые куклы служили
Например, кукла-игрушка
выступала в качестве магического
средства обеспечения фертильности. У
многих народов: в Югославии, Японии, России,
Испании — в семьях при рождении девочки
делались куколки, призванные в дальнейшем,
по законам симпатической магии, обеспечить
ей плодовитость («подобное вызывает подобное»);
такие куколки передавались по наследству,
вручались на свадьбе невестам (в наши
дни отражением этой традиции является
обычай привязывать куклу к первой машине
свадебного кортежа).
КУКЛА ДЛЯ ШЕСТВИИ
Очевидно, куклы для шествии существовали ещё в Древнем Египте и в древнейших государствах Востока. В Древнем Риме они имели вид огромных фигур с двигающимися руками и ногами и предназначались для религиозных и праздничных процессий. Особое развитие подобные куклы получили в Средние века, в первую очередь во Франции, Испании, Южной Италии. Во время религиозных праздников из храмов выносили фигуры Иисуса, Богоматери и святых. Большие красивые куклы, облачённые в праздничные одежды, благословляли верующих (к рукам куклы привязывались верёвочки, позволявшие управлять ими).
Поскольку наиболее торжественно обставлялся «выход» Богоматери, французский термин «marionette» (букв, «кукла», «образ Богоматери»; производный от имени Марион, уменьшительного от Марии) и его итальянский аналог «marionetta» обозначали именно кукол для шествий, хотя впоследствии закрепились за театральными куклами.
Йорик (Пьетро Ферриньи) в своей книге «История марионетки» приводитещё одну версию происхождения слова «марионетка»: якобы в X столетии в Венеции устраивали праздник, где выбирали самых красивых девушек, но, поскольку они интриговали, их в конце концов заменили раз и навсегда куклами.
В народной религиозной практике также существовали куклы для шествий (преимущественно языческого происхождения) — например, гигантская кукла Коляды с головой из тыквы, тряпичная или соломенная фигура Масленицы.
Политическую окраску куклы для шествий впервые приобрели во время Великой французской революции, когда якобинцы превратили дотоле религиозную куклу в элемент политизированного уличного спектакля, устраивая шествия с гротескными фигурами поверженных врагов. С тех пор политические куклы для шествий существуют как самостоятельное явление, параллельное религиозным куклам, не утратившим своей прежней роли.
Особое развитие политические куклы получили в России после Октябрьской революции 1917 г. В поисках новых выразительных средств, отвечавших идеологическим нуждам социалистического строя, была даже предпринята попытка соединить политическую и религиозную практику, подчинив последнюю потребностям нового времени. Например, комсомольцы объявляли о замене празднования «старого» Рождества «новым», «комсомольским» с соответствующим изменением участвующих в шествиях кукол-марионеток.
Нередко куклы принимают
образы реальных исторических персонажей
и политических фигур. Так, ежегодно
5 ноября, в день празднования годовщины
Порохового заговора, в Англии устраиваются
народные праздничные шествия, сопровождающиеся
сожжением фигуры Рая Фокса, возглавлявшего
заговор. Практически все глобальные события
в современном мире вызывают появление
новых кукол с конкретными чертами — например,
Буша, Блэра и Берлускони в ходе Иракской
военной кампании, Бен-Ладена после взрывов
в США 11 сентября. Несмотря на свою политическую
новизну, эти куклы, как и в древности,
исполняют своеобразную магическую роль.