Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 17:35, курсовая работа
В сельском хозяйстве земля - главное средство производства, функционирующее одновременно как предмет труда и как средство труда. Земля не может быть заменена никакими другими средствами производства; без неё не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии.
Введение 3
1. Статистика земельных ресурсов
1.1. Земельный фонд: определение и состав. 4
1.2. Экономическая оценка земельного фонда. 8
1.3. Статистическое наблюдение за состоянием земельных ресурсов. 15
2. Методологические принципы статистического анализа состояния земельных ресурсов.
2.1 Обеспеченности земельными ресурсами 20
2.2 Показателей уровня загрязненности и охраны земельных ресурсов 28
2.3 Охарактеризовать показатели ущерба из-за загрязнения земельных площадей и показатель рекультивированной земли, как статистическая оценка качества земельных ресурсов. 40
3. Анализ состояния и охраны земельных ресурсов в Тюменской области.
3.1. Анализ структуры и движения земельных ресурсов в Тюменской области. 44
3.2. Статистическая оценка качества земельных ресурсов тюменского региона. 54
3.3. Анализ состава и источников финансирования затрат на мероприятия по охране земельных ресурсов. 55
Заключение. 57
Список использованных источников
При этом в основу определения эксплуатационной ценности лесоземельного угодья положен принцип максимизации суммарной лесоэксплуатационной ренты. Одновременно с установлением ее величины определяется возраст кадастровой спелости, максимизирующий эксплуатационную ценность.
Оценка средозащитной ценности лесов находится в стадии теоретической разработки. Один из подходов к практическому решению этой проблемы основан на установлении норматива для приведения разновременных затрат и эффектов (норматива дисконтирования) в лесном хозяйстве, исходя из социально-экологических требований к режиму лесопользования. Весьма низкий норматив приведения разновременных затрат и эффектов показывает, что часть продукции лесного хозяйства (средозащитный эффект леса) не получает денежного выражения, а поступает в распоряжение общества практически бесплатно.
При оценке водных ресурсов также можно исходить из рентных отношений. Возникновение здесь дифференциальной ренты связано с ограниченностью водных ресурсов, с одной стороны, и в известной мере с монополией на воду как одного из средств ведения.
Земельная рента -- это доход от фактора «земля», предложение которого на рынке неэластично. Она рассчитывается как излишек выручки над издержками предпринимателя. Фактор «земля» может принадлежать собственнику, который сам ведет бизнес, или использоваться временно, на заемной основе. Это различие фиксируется в понятии «арендная плата». Она больше земельной ренты на величину имеющихся на земле сооружений, построек и ссудного процента за право пользования землей.
Собственник фактора «земля» реализует свои права на доход либо в составе арендной платы, получаемой с арендатора, либо непосредственно через рыночную цену, если он сам ведет бизнес. При этом земельная рента достается ему в двух формах.
1. Абсолютная рента -- дополнительный доход собственника земли, взимаемый с любого участка земли вне зависимости от его качества и местоположения. В абсолютной ренте находит выражение неэластичность предложения земли на рынке.
2. Дифференциальная (разностная) рента -- дополнительный доход, возникающий из-за природных и экономических различий в условиях хозяйствования. В дифференциальной ренте (дифренте) находит выражение монополия на землю как объект хозяйствования (пока производитель обрабатывает землю, на ней никто не может ничего делать). Если дифрента возникает в результате деятельности на лучших и средних по плодородию и местоположению участках, то ее принято называть дифрентой 1, а если она возникает вследствие дополнительных вложений в землю, улучшение ее качества то дифрентой II. Этот вид дифренты может возникнуть на любых участках земли, включая худшие. Более того, в период аренды она достается не собственнику земли, а арендатору.
Земля умеренного плодородия, засеваемая хлебом, производит значительно большее количество пищи для человека, чем самое лучшее пастбище такого же размера. Хотя обработка ее требует гораздо большей затраты труда, тем не менее излишек, остающийся за вычетом семян и после оплаты всего затраченного труда, тоже бывает значительно больше.
Помимо того, при распространении земледелия уже не хватает необработанных земель для того, чтобы удовлетворять существующий спрос на мясо. Приходится значительную часть возделанной земли обращать на выращивание и откармливание скота, цена которого поэтому должна быть достаточна не только для оплаты труда по уходу за ним, но и для оплаты ренты и прибыли, которые землевладелец и фермер могли бы получить, если бы эта земля была занята под пашню. Скот, выращенный на самых некультурных пустошах, продается на данном рынке по той же цене при одинаковом весе и качестве, как и скот, выращенный на самых культурных землях. Владельцы таких пустошей пользуются этим и повышают ренту со своей земли в соответствии с ценою этого скота.
Таким образом, по мере развития сельского хозяйства рента и прибыль с пастбищ, не подвергавшихся улучшению, в известной степени определяются рентой и прибылью с улучшенных пастбищ, а эти последние ? рентой и прибылью, получаемыми при производстве хлебов. Хлеб представляет собою злак, вырастающий ежегодно; мясо является продуктом, для полного созревания которого требуется четыре или пять лет. Поэтому, так как с акра земли получается гораздо меньшее количество одного рода пищи, чем другого, эта недостаточность количества должна компенсироваться более высокой ценой. Если бы эта компенсация превышала необходимый размер, то еще больше земель обращалось бы в пастбища, и, напротив, если бы не достигала этого размера, часть пастбищ была бы обращена в пашню.
Однако надо иметь в виду, что это равенство ренты и прибыли с лугов и с земель под хлебом, т.е. с земель, непосредственный продукт которых служит пищей скоту, и с земель, непосредственный продукт которых служит пищей людям, наблюдается лишь по отношению к большей части культурных земель обширной страны. При наличности особых местных условий дело обстоит совершенно иначе, и рента и прибыль с земель под лугами гораздо выше ренты и прибыли, получаемых при возделывании хлеба.
Так, в окрестностях большого города спрос на молоко и сено для лошадей вместе с высокой ценой мяса часто ведет к повышению стоимости сена выше того, что можно назвать ее естественным соотношением с хлебом. Очевидно, что эти местные выгоды не могут распространяться на земли, расположенные далеко от города.
Площади, занятые кормовыми культурами и угодьями оцениваются по весьма условным нормативам. Продуктивность пастбищ определяется по земельно-оценочным данным, а затраты - условно, исходя из 20% статистически ненадежных показателей затрат на сенокосах. Кормовая единица оценивается в размере 0,75 цены зерна, что противоречит экономической логике реальной ценности кормов, реализуемых через низкорентабельную и убыточную продукцию животноводства. Высокая оценка кормов не согласуется также с их низкой себестоимостью и условным определением уровня затрат на кормовых угодьях. В среднем по Российской Федерации пашня занимает 60% площади сельскохозяйственных угодий, зерновые в пашне также 60%. Товарность зерна составляет 55%. Т.е. под товарным зерном занято 33% площади пашни (60 х 55 : 100) и 20% сельскохозяйственных угодий (33 х 60 : 100). Следовательно, реально информационно обеспечено лишь 20% площади сельскохозяйственных угодий. И только в случаях, когда местная цена на зерно совпадает с его средней ценой в природно-экономической зоне.
В Сибири в составе сельскохозяйственных угодий преобладают кормовые угодья, из них под сенокос фактически используется лишь 10%. В Читинской области, республиках Тыва и Горный Алтай на кормовые угодья приходится более 90% сельхозугодий, из них менее 6% используется под сенокос, т.е. здесь кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий - это, в основном, условная оценка пастбищ.
Согласно Методическим рекомендациям базовый, средний по субъекту РФ (земельно-оценочному району) норматив валовой продукции дифференцируется по объектам кадастровой оценки пропорционально их среднему баллу плодородия, определяемый на основе бонитировки почв. Рекомендовано, по выбору, два способа бонитировки - по разновидностям или группам почв. Шкалы бонитетов групп почв по данным IV тура оценки земель не обеспечивают должной объективности оценки плодородия сельхозугодий. Достаточно сказать, что группы часто объединяют до 10 разновидностей почв с разницей в плодородии до 40%. В шкалах наблюдаются большие искажения бонитета между группами различных типов почв, особенно, при зональности территории субъектов РФ. Группы почв фигурируют номерами и баллами бонитета без наименований, что делает бездоказательным объяснение плодородия объектов кадастровой оценки, особенно, мелких объектов оценки.
В связи с этим в большинстве субъектов РФ зоны Урала и азиатской части России бонитировка почв проведена заново по разновидностям. Шкалы бонитетов групп почв IV тура применялись, по разным причинам, только в трех субъектах РФ - Тюменской области, Республике Тыва и Приморском крае. На Сахалине и Камчатке выделение разновидностей почв объективно невозможно. В европейской части России, где недостатки шкал групп почв не разъяснялись, бонитировка по разновидностям проведена, с нашей помощью, только в одной Пензенской области. Разумеется, для кадастровой оценки земель крестьянских (фермерских) хозяйств, полевых наделов личных подсобных хозяйств и внутрихозяйственных участков для случаев их аренды и вероятной, в ближайшие годы, купли-продажи, залога и т.п. необходима повсеместная бонитировка разновидностей почв. Бонитировка методически и технологически обеспечена Техническими указаниями по ГКО сельскохозяйственных угодий в субъекте РФ и программой автоматизации оценки.
Согласно Методике сельскохозяйственные угодья оцениваются как производственный ресурс независимо от их видового использования под пашню или кормовые угодья. Оценка многолетних насаждений Методикой не предусмотрена, так как к началу ее разработки не было опыта их кадастровой оценки. Многолетние плодовые насаждения как высокоинтенсивные культуры и вид угодья, несомненно, должны быть отдельными объектами кадастровой оценки. Но, к сожалению, еще нет официальной методики их оценки. Имеются лишь проекты методики.
Практика кадастровой оценки обнаруживают чрезмерную дифференциацию показателей земельной ренты и кадастровой стоимости объектов оценки. Одна из причин - недостаточная дифференциация базовых нормативов затрат по урожайности как фактору затрат, связанных с уборкой, транспортировкой и доработкой продукции.
2.2 Показателей уровня загрязненности и охраны земельных ресурсов
Большой урон земельным ресурсам наносят загрязнения почвенного покрова токсикантами промышленного производства. В 1993 г. в России насчитывалось около 74 млн.га почв, загрязненных токсикантами промышленного происхождения (без радиоактивных осадков), в том числе тяжелыми металлами, нефтепродуктами, пестицидами.
Регионами наибольшего техногенного загрязнения являются густонаселенные районы Центра России, Северного Кавказа, Центральных черноземных областей, Среднего и Нижнего Поволжья. Количество загрязнителей в почвах ряда районов превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в 5-7 раз, а в некоторых местах достигает до 100 и более ПДК.
Загрязнены не только почвы территорий промышленных предприятий, городов и других населенных пунктов, но и значительные площади сельскохозяйственных угодий, многие годы используемых для выращивания продовольственной продукции.
Основными источниками поступления техногенных загрязнителей в почву являются выбросы и отходы промышленности: металлургических и химических комбинатов, нефте- и угледобывающих предприятий, а также предприятий по их обогащению и переработке; тепловых станций; свалки промышленных и бытовых отходов; хранилища ядов и мелиорантов; автомобильный и железнодорожный транспорт. Максимальному загрязнению подвергаются почвы, непосредственно прилегающие к источникам загрязнения. Однако в нашей стране повсеместно можно видеть земельные участки, используемые для выращивания продовольственных и кормовых культур или выпаса скота вблизи промышленных предприятий, автодорог и других источников техногенного загрязнения почв.
Среди многих загрязнителей промышленного происхождения наиболее массовыми (кроме пестицидов) являются тяжелые металлы (металлы с плотностью большей, чем у железа)
Тяжелые металлы опасны тем, что обладают способностью накапливаться и вмешиваться в метаболический цикл живых организмов, образуя высокотоксичные металлсодержащие органические соединения. Быстро изменяя свою химическую форму при переходе из одной природной среды в другую, они не подвергаются биохимическому разложению, вступают в химические реакции друг с другом и неметаллами. Кроме того, тяжелые металлы являются катализаторами химических реакций в почвах.
Почва, в свою очередь, не только накапливает все загрязнения, в том числе и металлические, но и выступает как природный переносчик их в атмосферу, гидросферу и в живую материю. Например, исследованиями установлена прямая зависимость накопления свинца в растениях от количества его поступления в почву на участках различного удаления от автострады с интенсивным автомобильным движением при использовании этилированного бензина (см. рисунок).
Рис 2. Накопление свинца в растениях (вверху) и в почве (внизу) в зависимости от расстояния до автострады
Данные показывают, что в зоне 200 м вдоль автострады содержание токсичного для живых организмов свинца может превышать ПДК, и использование растений в пищу или на корм скоту с этих участков опасно свинцовым отравлением. Уменьшение свинцового загрязнения почв вдоль автострад возможно только посредством снижения (или полного отказа) применения тетраэтилсвинца в качестве добавки к бензину. Сжигание растительной массы на загрязненных участках положительного эффекта не дает, так как окислы свинца остаются в золе растений.
Металлы сравнительно легко накапливаются в почвах, но трудно и медленно из них удаляются: период полуудаления (распада) из почвы цинка - до 500 лет, кадмия - до 1100 лет, меди - до 1500 лет, свинца - до нескольких тысяч лет.
Для восстановления плодородия почвы, загрязненной попавшими в нее металлами, на практике используются две химические реакции:
выщелачивание легкоподвижных и потому удаляемых металлов, например Cd и Со;
перевод металла в почве в его трудноподвижную форму, например в случае загрязнения Сг.
Универсальной методики очистки почвы нет, ибо "химическое действие" по удалению тяжелого металла зависит от характера данной почвы, ее свойств, реакции произрастающих на ней растений и других факторов.
Значительным источником загрязнения почвы тяжелыми металлами являются удобрения из шламов, промышленных и канализационных очистных сооружений, содержащие, как правило, кадмий, свинец, ртуть и другие токсичные металлы. Удобрения из шламов должны регулярно контролироваться на содержание в них по крайней мере десяти наиболее токсичных металлов (Cd, As, Hg, Pb, Cr, V, Ni, Be, Sn, Mo).
В настоящее время у нас в стране практически отсутствует достоверная, доступная и понятная населению информация о загрязненности конкретных участков сельскохозяйственных угодий теми или иными техногенными веществами, а также об опасности выращивания продовольственной продукции на загрязненных почвах. Землепользователи не имеют картограмм загрязненности почв, а проводимые экологами исследования носят локальный характер и не направлены на практическое их использование в сельском хозяйстве. Более того, в стране до сих пор нет официальной концепции охраны и рационального использования почвенных ресурсов.
Все компоненты экосистем, включая почвы, растения, животных и человека, содержат фоновые количества химических элементов, в том числе и некоторых тяжелых металлов, не оказывающих отрицательного влияния на нормальное функционирование каждого отдельного организма и системы в целом. Превышение естественного уровня концентрации тяжелых металлов в живых организмах приводит к нарушению метаболизма, у человека и животных вызывает ряд заболеваний.
Информация о работе Статистическое изучение земельных ресурсов