Предпосылки образования Германской Империи в 10 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Ранее отсталое и раздробленное государство, формировавшееся в течение многих веков, но не распадавшееся при этом, многонациональное и одновременно имеющее единую культуру, превратилось в одночасье, по историческим меркам, в мощнейшую империю, инициировавшую многократный передел мира и две мировые войны, претендовавшую в какое-то время, на мировое господство на равнее с такими государствами как Великобритания, Франция, Испания, США.

Содержимое работы - 1 файл

курсач.doc

— 982.50 Кб (Скачать файл)
  1. Введение

 

Мной была выбрана  данная тема курсовой работы, т.к. германский вопрос всегда представлял собой значительный интерес для исследователей.

Ранее отсталое и раздробленное  государство, формировавшееся в  течение многих веков, но не распадавшееся  при этом, многонациональное и одновременно имеющее единую культуру, превратилось в одночасье, по историческим меркам, в мощнейшую империю, инициировавшую многократный передел мира и две мировые войны, претендовавшую в какое-то время, на мировое господство на равнее с такими государствами как Великобритания, Франция, Испания, США.

Будучи раздробленной, Германия была государством слабым и не могла оказать  достойного сопротивления внешним  агрессорам. Германские княжества до этого времени на протяжении многих веков были независимыми друг от друга и достаточно часто вступали между собой в военные конфликты, которые разоряли население и экономику страны.

К середине XIX века в Германии на волне роста национального  самосознания поднялся вопрос об экономическом и политическом объединении разрозненных немецких княжеств в единое национальное государство.

В этом были заинтересованы многие общественные слои и политические силы.

Ее объединение было важнейшим  историческим событием, произошедшем в Европе во второй половине XIX века.

Проблема объединения Германии и по сей день является актуальной, во многом потому, что объединение  слабых государств во главе с милитаристской Пруссией, значительно усилило их в совокупности.

Буквально до последнего времени (до 1991 г.) судьба страны была связана с разделом. Лишь в короткие сроки она была единой и этот факт буквально настораживал соседние державы, заставляя их опасаться за свою безопасность.

Единство Германии не дает покоя современным крупным  державам, т.к. в настоящее время  она является инициатором объединения всей Европы в единый конгломерат. Усиливающаяся единая Европа в достаточной степени беспокоит Великобританию и Соединенные Штаты, имеющие здесь свои стратегические интересы.

Политика Российской Федерации не остается в стороне  и так же тесно связана с объединенной Германией. Сама по себе являясь крупной мировой державой, Россия стремится к сближению с единой Европой, главнейшую роль в которой, бесспорно, играет ФРГ.

Именно поэтому в  настоящее время актуален вопрос изучения истории объединения этой страны.

В работе я постараюсь осветить вопросы  о необходимости и формах объединения  германских  государств, а так же о последствиях такого важного шага для их народов.

Рассматривая вопрос об объединении  германских государств, не возможно обойти вопрос о причинах и действующих силах, способствовавших объединению страны в империю, о роли личности в истории и его методах управления молодым и сильным государством.

  1. Предпосылки образования Германской Империи в 10 веке.

В середине IX века произошел распад империи Франков. В 843 году внуки Карла Великого, не сумев поделить власть над обширной империей, сочли за лучшее поделить саму империю. По договору, заключенному в Вердене, империя Карла Великого была разделена на три части. Раздел этот был выявлением установившегося уже господства феодальных отношений, показателем их полной победы и расцвета. С распадом империи Каролингов  на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство. В экономическом отношении Германия являлась одной из наиболее отсталых стан Европы. Здесь феодальные отношения развились намного позже, чем во Франции,— не ранее XI в.

В королевство вошли земли преимущественно  с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность герцогств, крупнейшими из которых были Франкония, Швабия (Аллемания), Бавария, Тюрингия, Саксония. С возникновением государственности в X в. она включала в себя отвоеванную у Франции Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии. Богемию, Австрию и др.

Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры – города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен.

Единство государства окрепло  с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 – 1024). Были временно преодолены междоусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии – король Оттон I был коронован (в условном центре государства – Аахене).1

Формирование единой государственной  организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской  власти от племенных герцогств. Становление  государственности в Германии шло  в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.

Единственными органами государственного управления в королевстве были церковные  институты: монастыри, аббатства, епископства. Только они реально и были заинтересованы в создании более централизованного государства: Римская церковь надеялась найти в новом государстве восприемницу идеи Христианской Империи. Чтобы прочнее привязать церковь к королевской власти, германские монархи стали практиковать большие земельные пожалования духовенству. Пожалования сопровождались передачей церкви юрисдикции и даже политических прав в отношении населения этих областей, включая и феодалов. В начале XI в. началась даже передача в руки церкви целых графств, а графов ставили епископами. Епископам и аббатам предоставлялось право королевского бана в отношении подвластной территории (совокупность военных, административных и судебных полномочий).

Назначение на высшие церковные  должности производилось королем. Тем самым церковная администрация  превращалась, по сути, в государственную, учитывая, что священнический стаж большинства высших иерархов начинался только с назначением. Церковные сановники привлекались к несению дипломатической, военной службы, выполнению политических дел. Вассалы епископов и аббатов составляли большую часть армии, нередко сами епископы и возглавляли полки. Это была особая имперская церковь (Reichskirche).

Такая церковная государственность  несла в себе предпосылки очень  неоднозначных политических следствий. Во-первых, к XIII в. многие епископства  превратились в обособленные и политически замкнутые территории, лишь номинально подчиненные в ленной иерархии королю. Во-вторых, активная процерковная политика германских королей неизбежно вовлекла Германию в вековую внешнеполитическую авантюру: борьбу за доминирование над Римом и папством, за подчинение Италии. Эта борьба дополнялась стремлением обогатиться за счет цветущих городов Северной Италии.

Война за Италию и возобладание над  папством поначалу принесли огромные политические выгоды. В 962 г. Отгон I был  коронован в Риме императорской короной. Образовалась Священная Римская империя, куда, помимо Германии, включились Италия, часть Южной Франции и территории Центральной и Восточной Европы.2 Однако исторически образование империи, несомненно, воспрепятствовало германскому национально-политическому единству.3

В-третьих, переплетение королевской  и церковной власти в империи  вызвало уже в XI в. длительную борьбу за инвеституру с папами, т.е. за право назначать в церковные должности. С избранием папой Григория VII стремление императоров диктовать свои условия потерпело крушение: Генрих IV был даже вынужден пройти унизительную процедуру своего «прощения» папой в замке Каносcа (тем и прославившемся). Борьба империи и папства в итоге завершилась подписанием Вормского конкордата (1122).4 Согласно нему, выборы епископов в империи впредь должны были проводиться различно: в Германии – под надзором императора, в других частях – без участия имперской власти. После избрания император вручал епископу светскую инвеституру (власть), папа – символы духовной. Примирение имело не только церковные последствия. Оно в значительной степени выводило из-под политической подчиненности королей епископов, которым ранее передали государственные права.

Так после короткого периода  относительного единства в X-XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.

После образования самостоятельных  княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII- XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и  сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV-XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII-XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона "Священная Римская империя" пала.5

3. Государственный строй Германской империи в X веке.

 Сложившееся к Х в. Германское  государство по внутриполитической организации было типично ленной монархией. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относительным. В этот период произошло значительное территориальное расширение германского государства. В результате присоединения части Италии, Бургундии, Чехии и образования Бранденбургской, Восточной и других марок возникла обширная империя. Германские короли с Х в. получили титул императоров "Священной Римской империи".

В IX—X вв. в Германии происходило  усиление королевской власти, обусловленное  тем, что многочисленные крупные  и средние земельные собственники — аллодисты нуждались в помощи сильной королевской власти для  захвата общинных земель и закрепощения свободных общинников; сильная королевская власть нужна была монастырям и епископам, заинтересованным в расширении церковного землевладения; политическое объединение Германии необходимо было ввиду внешней опасности (нападение норманнов, венгров).

Также временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973 гг.), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения. Его мероприятия в отношении местной церкви получили название "оттоновских привилегий".6 Оттон I ограничил права герцогов в отношении церкви, частично передал герцогские функции епископам, создал в областях независимые, обладающие иммунитетом, епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Верховенство короля в церковных делах обеспечивалось тем, что у прелатов отсутствовали наследственные права на земли, а также практикой королевской инвеституры (представление духовного сана светской властью). "Епископальная система" Оттона I позволила ему произвольно назначать епископов, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель. Эти доходы составляли материальную основу относительно сильной королевской власти, равно как и доходы от других исключительно королевских прав (регалий), главной из которых было право на осуществление высшего суда. Германский король "творил справедливость", издавал имперские законы, и даже церковные каноны.

Епископальная политика Оттона I нашла  свое логическое завершение в захвате  Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в  Италии, Оттон I короновался в 962 г. в  Риме императором. Этот акт должен был  означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору. С Оттона I германские императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, низлагать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними.

К XII в. ленная иерархия приобрела политически-правовой вид: обычаи и право подразделяли феодальное общество на т. н. «7 щитов» (ступеней), среди которых первый принадлежал королю, второй – епископам и аббатам, а также независимым князьям, четвертый – сеньорам и т. д. Полномочия их были неравнозначны. Так, определялось, что судебные права не даются никому ниже уровня 5-го «щита», что полновесная уголовная юрисдикция (с правом назначения смертной казни) не вручается ниже уровня 4-го «щита». Устанавливая вассально-ленные обязанности, право вместе с тем и ограничивало свободное усмотрение императора в ленных традициях. Император мог держать имперский лен незанятым не более года, но и держатели имперских ленов не могли передавать их другим лицам без разрешения короля. Суд в имперском лене считался неделимым и не мог предоставляться кому-либо без самого лена. Однако император распоряжался напрямую только ленами от имени империи и своим собственным доменом; держания второго, третьего и т. д. уровней находились уже вне его контроля и прав. Тем самым и значительная часть населения была подвластна не императорской администрации и суду, а власти своих епископов, князей и сеньоров, что ослабляло государственно-политическое единство империи.

Информация о работе Предпосылки образования Германской Империи в 10 веке