Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:31, курсовая работа
Состояние правовой культуры – это наивысший показатель во время построения правового государства. Чем же оно определяется? Ответ лежит на поверхности, а именно: как уровнем его правового сознания, так и развитием демократических институтов и социально-правовой активности граждан. Но правовой нигилизм, который получил в последнее время массовое распространение, – действительная помеха на пути развития демократического государства, и единственный выход из сложившейся ситуации заключается в подробном разборе реально существующей проблемы.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие и сущность правового нигилизма…………………………………...4
2. Исторические источники правового нигилизма……………………………...7
3. Формы и уровни правового нигилизма……………………………………...11
4. Пути преодоления правового нигилизма……………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
В России в начале XX века начинает зарождаться конституционная монархия, но революционные тенденции в условиях изменяющейся формы правления не дают развиться правовому государству, и машину революции уже не остановить. Людские неудовольствия, накопленные за многие годы невысказанности, выливаются в февральскую революцию. В условиях сложившегося двоевластия, ни о каком порядке и слаженной работе государственного аппарата не может идти и речи. Следующая Великая Октябрьская революция полностью ломает все устоявшиеся принципы традиционной правовой системы, но четкого плана построения коммунизма у новой власти нет, и становится видно, что вместо утопических взглядов высоконравственного, саморегулирующегося и бесклассового общества придется опираться на вполне реальную действительность. И вместо того, чтобы устранить само понятие права и государственного аппарата, как изначально говорится в основной идее коммунистов, новая власть начинает лихорадочно и в полном беспорядке создавать новые нормативно-правовые акты, пытаясь сохранить незаконно захваченную власть. Этот момент можно было понять как попытку переосмысления политических лидеров значения права. На последних годах жизни И.В. Ленин стал по-другому относиться к праву и в своих трудах подчеркивал крайнюю важность воспитания правовой культуры. К сожалению эти мысли не получили должного освещения, и его более поздние идеи оказались не угодными новому лидеру и не были реализованы.
Американский исследователь общественной мысли в России конца XIX — начала XX вв. А. Валицкий пришел к выводу о том, что праву в ней не повезло. В России право отвергалось «по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».[10]
Приход к власти Сталина убил последнюю надежду на создание качественной и функционирующей правовой системы. Роль права в государственном аппарате была не понята. Правящая партия была убеждена, что единственным эффективным регулятором отношений могут быть жесткие методы административной направленности, так как намного проще говорить о диктатуре пролетариата, просто исключив понятие права из возможной структуры «диктатура, право, пролетариат». Было сделано практически все, чтобы дискредитировать само это слово в понятиях масс. Широкомасштабные репрессии и Конституция одновременно, дарующая вполне демократические свободы, не вязались в голове у населения. Праву досталась роль пережитка прошлого, который и соблюдать то не всегда обязательно. Были даже специально введены термины «пролетарская совесть», «коммунистическое чутьё» и «революционная целесообразность». При этом считалось естественным, что если закон предполагает одно, а революционная целесообразность вкупе с пролетарским правосознанием - другое, то поступать следует согласно последним двум. Глаза на требования закона неминуемо закрывались.
Последующие годы не принесли каких-либо значительных изменений в этой области, а времена застоя и растущая бюрократия еще больше усугубили ситуацию.
И, наконец, пик нигилистического отношения приходится на времена «перестройки». Полное тотальное отсутствие средств урегулирования политической и социальной обстановки, нестабильность, а затем и крах экономической сферы жизни привели в итоге к политическому радикализму и соответствующему укреплению правового нигилизма и внедрению его в жизнь.
Закончилось все довольно печально: определенный круг лиц, воспользовавшись пробелами в законодательстве и полной неразберихой в стране, приобрели гигантские состояния, оставив основную часть жителей в полном экономическом и моральном опустошении на долгие годы вперед. История демонстрирует, что до небывалых размеров нигилизм вырос именно здесь, благодаря махинациям в экономике, финансовым пирамидам, разворовыванию государственного бюджета и полной путанице в законодательстве, приведших к окончательному разрушению веры в правопорядок и закон. Не зря среди населения бытует фраза, что рыба гниет с головы. Люди подсознательно задаются вопросом: «Чем я хуже их?» - и тоже нарушают закон, тем самым еще больше убеждаясь в своем отрицании.
3. Формы и уровни правового нигилизма
Для того чтобы глубже разобраться в стоящей перед нами задаче, необходимо упомянуть, что характерной чертой правового нигилизма является его многоликость, разнообразие выраженных форм и быстрая адаптация к происходящим переменам и реструктуризациям во всех сферах жизни.
Теперь можно перейти непосредственно к формам выражения нигилизма:
1. Прямое нарушение действующих правовых норм. Сюда относятся все те деяния, за совершение которых в нашем законодательстве предусмотрено наказание. Сторона-выразитель правового нигилизма – правонарушители. В России эта форма получила одно из наибольших распространений, чтобы убедиться в этом, стоит только посмотреть криминологическую статистику и сводки органов внутренних дел и прокуратуры. Суть заключается в том, что если бы все участники правоотношений уважали закон и воспринимали его соблюдение как должное, то преступности как таковой не существовало бы вообще. Люди забыли, что каждый из них является равноценным обладателем прав и свобод, принцип «моя свобода заканчивается там, где начинается кончик носа моего соседа», высказанный известным философом и ставший когда-то крылатым выражением, потерял свою остроту и реальную направленность. Хуже всего ситуация складывается на государственном уровне: власть на всех существующих уровнях поражена вирусом неправового сознания. Выражается это в самом банальном воровстве, которое приняло поистине колоссальный размах. Коррупция, взяточничество, кража средств из государственного бюджета – этим пропитано все наше общество, более того никто этого особо и не скрывает. Недавно в связи с приведением в действие нового федерального закона «О полиции» был проведен опрос среди сотрудников, проходящих переаттестацию на новую службу. Большинство из анонимно опрошенных заявило, что боятся брать взятки пока не поступили на новую службу и временно «сидят на шее у жены». Ситуация была бы довольно-таки смешной, если бы не настолько грустной.
2. Несовершенство и противоречивость законов. Состояние нынешнего законодательства далеко от идеального. Главная проблема заключается в отсутствии действенных механизмов реализации законов, которая складывается на основе недочета всех социально-психологических, экономических и политических условий, в которых должны реализоваться принятые нормы. При создании новых норм нужно учитывать все факторы: историю государства, опыт подобных изменений в других странах, анализ возможных последствий. То есть складывается ситуация, когда хорошо написанные законы исполнятся недобросовестным образом, тем самым еще больше подчеркивая недоработанность правовой системы и государственного образования. Недаром при анализе Международной комиссией по законодательству российской законодательной системы она получила оценку «4», а вот ее исполнение – «1». Наибольшие проблемы по-прежнему сохраняются в Гражданском кодексе: наблюдается наличие некоторых «мертвых норм» - норм, потерявших свою актуальность с течением времени, либо не действующих в реальности из-за плохо подготовленной почвы для реализации; постоянно вносимые изменения и поправки, вследствие чего ГК РФ напоминает обыкновенное «залатывание дыр». Огромное количество юридических норм плохо синхронизированы между собой, здесь и берут начало юридические пробелы и коллизии, особенно между федеральным и региональным законодательством.
Следует также раскрыть смысл фразы «война законов», так как она имеет прямое отношение к рассматриваемой мною теме. Ее суть составляет конфронтация одних законов с другими. Этот механизм достаточно прост: когда в распоряжении людей оказывается несколько параллельно действующих законов, они выбирают тот, который больше для них подходит. Подобное явление можно было наблюдать в нашей стране в 1990-1995 годы, когда старые законы, принятые еще во времена СССР, были противопоставлены новым, принятым уже в РФ. На данный момент эта война приняла немного другой вид, о котором я уже упоминала выше: борьба между общефедеральными и законами субъектов РФ.
Также в этот пункт я хотела бы отнести неразвитое состояние такого источника права, как правовая доктрина. Я отношу ее к отрицательному фактору складывания правовой системы, негативно влияющего на развитие нашего права. Точка зрения хорошо обученного и зарекомендовавшего себя на государственном уровне профессионала на определенные недостатки законодательства могли бы сыграть значительную роль для их преодоления и уменьшить количество абсурдных законопроектов и нововведений.
3. Особый накал сейчас принял национально-правовой нигилизм. Процессы суверенизации и разобщенности затмили такое понятие как «дружба народов», где независимость регионов – на приоритетном месте. Наряду с этим ущемляются национальные интересы России по отношению к странам Запада и США.
4. Взаимное проникновение субъектов политической, культурной и экономической структур. Этот вид представляет в одном его проявлении выход различных общественных организаций и государственных должностных лиц на неполитическую арену, а в другом – стремление представителей культуры занять места на политическом поле деятельности и определенно часто без специального образования.
5. Конкуренция исполнительных и представительных органов власти на всех уровнях. Эта проблема встала при возникновении новой для Российской Федерации вертикали управления при сохранении старой системы. В этой ситуации назревают различные конфликты, и происходит деструктирование наличествующей системы и норм управления обществом. Государственный и правовой нигилизм сплетаются воедино, при попытке показать, какая из ветвей главнее, что только омрачает наше государство в глазах населения и способствует возрождению антиправовых настроений.
6. Несоблюдение естественных прав человека. Я считаю, что эту группу правонарушений стоит выделить в отдельную группу, так как слабая система правовой защиты основных прав и свобод гражданина является чуть ли не главной причиной неверия личности в право. Источником опять-таки служит государство. Результатом фактического бессилия права становится недоверие как к собственному государству, органам выражающим власть, в том числе и к суду, так и к системе права в целом.
7. Борьба, которая ведется между властями, непосредственно внутри власти и от имени властей. Здесь достаточно трудно увидеть и проследить причинно-следственные связи, понять, где точка отсчета. В чем же суть этой формы проявления правового нигилизма? Объяснение лежит на поверхности: в определенных случаях исполнительная власть сначала принимает какие-то решения, предпринимает действия и только потом, уже после их реализации, придает им юридическое значение и оформление. Конкретный пример: Чеченская война 1994-1996 годов. Первично на территорию субъекта РФ были введены войска регулярной армии, и только спустя какой-то промежуток времени было дано юридическое обоснование этого действия, что в принципе абсолютно не правильно. Исключения могут составлять случаи, когда общество, страна нуждается в немедленном вмешательстве государства. В остальном же подобное поведение недопустимо.
8. Несовершенство государственного аппарата. Ни для кого не секрет, что наше государство погрязло в бюрократизме – одном из главных несовершенств российской управленческой системы. Основная причина – неимоверное и необоснованное «раздутие» численности чиновников, что влечет растрату государственных средств и создание труднопреодолимых препятствий для реализации гражданами собственных прав и интересов. Здесь же проявляется пренебрежение правовыми процедурами и обязанностями, все более набирающее обороты в бумажной волоките. В последнее время в этом направлении дела стали изменяться в лучшую сторону: о необходимости перемен начали говорить в открытую видные политические деятели России. Более того в 2012-2014 годах планируется сократить количество сотрудников государственного аппарата на 20%.
9. Менталитет. Как ни прискорбно говорить об этом, но мы наглядно, путем исторического анализа увидели, что наша нация привыкла жить по церковным заповедям, сохраняя свою патриархальную натуру. Еще Аксаков говорил, что русскому народу чужд «дух закона». Нашим людям намного легче решать дела не по закону, а обсудив их полюбовно, поговорив по душам. В таких условиях динамика развития правовой культуры намного хуже и сложнее. Национальный правовой менталитет должен обязательно учитываться при разработке новых актов, иначе они не будут восприняты обществом и не будут использоваться в повседневной жизни. Таким образом, правовая культура и правовой менталитет тесно связаны друг с другом и представляют собой всю картину правовой действительности.
После раскрытия основных форм хотелось бы перечислить характерные черты, присущие правовому нигилизму. Их, безусловно, составляют:
- массовость и распространенность во всех кругах населения, начиная от простых граждан и заканчивая государственными структурами;
- агрессивно-демонстративный характер;
- оппозиционная направленность и националистическая окраска, которая порой переходит в сепаратизм;
- связь с негативизмом;
- многообразие форм проявления;
- слияние с политическим и нравственным нигилизмом, образующими прочную внутреннюю связь.
Некоторые ученые выделяют несколько уровней правового нигилизма, как это делает профессор В.А. Туманов:
А) высокий этаж общественного сознания. Выражается чаще всего в виде теоретических доктрин и идеологических течений;
Б) уровень обыденного, массового сознания. Его можно наблюдать в отрицательных установках, стойких стереотипах и предубеждениях;
Говоря о правовом нигилизме, не следует забывать, что он находит свое отражение в активной и пассивной формах. Первая выражается в скептическом отношении, недоверии, безразличии к праву, но необязательно в его нарушении, а вторая имеет ярко выраженную агрессивную направленность, подразумевая под собой явные противоправные действия.
Другими словами, нигилизм – это деформированное правосознание, но что же именно отличает его от обыденного?
Во-первых, конечно структура. Правосознание включает в себя правовую психологию и правовую идеологию. При деформации страдает вся структура.
Во-вторых, функции: нарушаются оценочная и познавательная функции, оставляя неизменными лишь регулятивную и прогностическую.
В-третьих, виды правосознания, все из которых подвергаются влиянию.
Таким образом, можно заключить, что правовой нигилизм по своей природе – выражение неадекватного сознания, поведения и восприятия права.
Информация о работе Правовой нигилизм и пути его преодоления