Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:37, курсовая работа
Целью данной работы является выявление сущности и основных черт феодального права Беларуси, а также изучение основных источников.
Задачи исследования:
- Рассмотреть общеземские, областные, волостные и городские привилегии (грамоты);
- Рассмотреть основные источники феодального права Беларуси: Судебник Казимира 1468 г., Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг.;
- историей создания Статутов Великого княжества Литовского;
- Рассмотреть структуру Статутов 1529,1566,1588 гг.;
- изучить основные черты феодального права Беларуси;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЗЕМСКИЕ, ОБЛАСТНЫЕ, ВОЛОСТНЫЕ И ГОРОДСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ (ГРАМОТЫ) …………………………………………………5
ГЛАВА 2. СУДЕБНИК КАЗИМИРА 1468 ГОДА И СТАТУТЫ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО ………………………………………………14
ГЛАВА 3. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО БЕЛАРУСИ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА. ………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………35
Главой государства
и главным лицом во всей системе
государственных органов
В Статуте 1566 обозначены переход от феодального к буржуазному право собственности. Все феодалы могли свободно распоряжаться своими имениями. Здесь гораздо позднее, чем в предыдущем Статуте, изложены нормы наследственного права, существенные изменения внесены в уголовное право. Так, субъектом преступления признавался только взрослый человек, несовершеннолетние же могли быть наказаны только после достижения ими 14-летнего возраста; провозглашалась презумпция невиновности; уголовное наказание должно было осуществляться только по суду; личность, которая обвинила кого-нибудь в преступлении и не доказало его вины, несла такое же наказание, каким мог быть наказан обвиняемый [12].
Второй Статут Великого княжества Литовского (свод законов феодального права) действовал в Белоруссии и Литве в 1566 - 1588 гг., А на Правобережной Украине и в XVII - XVIII вв., Получив название "Волынский Статут". Известен его переводы на латинский и польский язык.
После того как был принят Статут Великого княжества Литовского 1566 г., кодификационные работы не прекратились. Уже на Брестском сейме 1566 в несколько статей были внесены поправки. Через два года Гродненский сейм так же внес поправки в некоторые статьи и создал комиссию для доработки Статута. Эта комиссия была утверждена и Люблинском сеймом (за исключением тех ее членов, которые представляли земли, отошедшие Короны) [3, с. 92].
Статут 1588 г. [13] был подготовлен на высоком теоретическом уровне. Как мы уже говорили, есть несколько гипотез насчет того, как был разработан его текст. Так, И.И. Лаппо утверждает, что в деле "поправок" Статута главная роль принадлежала соймикам ВКЛ, материалы из которых поступали в Государственную канцелярию, где проходили окончательное редактирование. Е.А. Юхо считает, что Статут ВКЛ 1588 г. - дело специальной комиссии, в которую входили квалифицированные правоведы. Их работой руководили А. Б. Волович и JI. Сапега, занимавших в то время соответственно должности канцлера и подканцлера ВКЛ. Уже к концу 1584 работа над Статутом была закончена, но в связи с тем, что новый свод игнорировал акт Люблинской унии 1569 г., Польша не допускала его утверждения на общем сейме Речи Посполитой [3, с. 93].
Однако Сигизмунд III Ваза, желая сохранить великокняжеский престол, утвердил Статут своим привилегией от 28 января 1588 г. Главный значение государственно-правовых норм Устава заключалась в том, что он законодательно оформил сохранение ВКЛ как государства вопреки акту Люблинскай унии.
Он имел 14 разделов и 488 статей. В разделах I - IV помещались нормы государственного права и судоустройства, в V - X и частично в XIII - брачно-семейного, земельного и гражданского права, в XI - XII, XIV и частично в XIII - уголовного права. Надо заметить, что нормы государственного права были почти полностью перенесен из Статута 1566 г. из некоторыми уточнениями и дополнениями. Они юридически закрепляли отношения, которые сложились между ВКЛ и Польшу после 1569 г.
Систематизация права, положенная в основу Устава 1588 г., была построена на новых принципах, свойственных для переходного периода от средневековья к новому времени и зарождению буржуазных отношений. Это прежде всего выражалось в ограничении власти хозяина и стремления к разделению властей; провозглашении необходимости придерживаться государственного суверенитета вопреки средневековому космополитизму и в юридическом закреплении единства права для всего государства и всех полноправных людей. Законодательная власть закреплялась за сеймом, исполнительная - за великим князем и Радой, судебная - за великокняжеским и главным, а также за местными судами [3, с. 93].
Одновременно с окончательным закрепощение крестьян Статут предусматривал уголовную ответственность за убийство простого человека, провозглашал идею веротерпимости, запрещал передачу свободного человека за долги или преступления в неволю, устанлвил наступление уголовной ответственности с 16 лет.
Отметим, что Статут признавал льготы и привилегии для господствующих сословий. Этим подрывался общий принцип единства права. Но мы должны знать, что при феодальном образе привилегии были не исключением, а составной частью всего феодального права, хотя и не соответствовали новым буржуазным принципом. В этом заключалась внутренняя противоречивость феодальной правовой системы.
Через весь Статут проводится идея укрепления правового порядка, при котором все государственные органы и должностные лица обязаны действовать только в соответствии с законом. Эта идея была направлена против произвола хозяина, крупных феодалов и средневековой теократического теории происхождения и сущности государства.
Источниками для
разработки третьего Устава были Уставы
1529 и 1566 гг., Постановления Сойма 1573,
1578, 1580 и 1584., Королевские привилегии,
постановления уездных сеймиков
Статут 1588 г. окончил кодификацию права в Великом княжестве Литовском. В этом законодательном акте отразились не только существовавшие государственно-правовые идеи, но и те, что опережали время, оказалось богатая правовая культура белорусского и литовского народов. Статут был напечатан на старобелорусском языке в 1588 г. в Виленской типографии Мамоничей под наблюдением и на средства Л. Сапеги. Нельзя не согласится с мыслью А. Лойко о том, что если Франциск Скорина является представителем раннего белорусского Возрождения, то Лев Сапега – позднего [10, с. 87].
"Статут 1588 г., - отмечает исследователь, - это плод именно белорусского Возрождения, проявление его гуманистического, демократического отношения к человеку, народу, его языку вообще. Именно белорусское Возрождение окончательно (официально) Статут 158 г. придало нашему языке государственный статус, и если мы сегодня в ходе настоящей демократии и если мы сегодня во время настоящей демократии и построения - возрождения, то история в данном случае не могла не повториться. Язык белорусского народа должен снова по справедливости заполучить свой престижный в крае и мире государственным статус " [10, с. 89].
В 1614 г. Статут 1588 г. был издан на польском языке (переиздавался в 1619, 1648, 1694, 1744, 1786, 1819 гг.), в 1811 г. - на русском и польском языках в Санкт-Петербурге. В конце XVI в. этот свод законов был использован при кодификации прусского права, а также при подготовке Соборного уложения 1649 г. в России: в XVII в. был переведен на немецкий язык; применялся в судах Латвии и Эстонии: в 1735-1738 гг. переведен на украинский язык, был основным источником права в Украине, о чем свидетельствуют 50 украинских рукописей Статута. Переводили Статут также на французский и латинский языки.
После присоединения Беларуси и Литвы к Российской Империи третий Статут ВКЛ до 1831 г. действовал в Витебской и Могилёвской и к 1840 г. - в Виленской, Гродненской и Минской губерниях.
Таким образом, расширение и количественное увеличение законодательных актов по различным вопросам социально-экономической и политической жизни страны вызвало потребность в систематизации и кодификации текущего правового материала.
ГЛАВА 3. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО БЕЛАРУСИ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
На наш взгляд, рассмотрение феодального права Беларуси необходимо начинать с характеристики государственного права, тем более что его нормы были достаточно полно и хорошо теоретически разработан уже в Статуте 1588 г., тогда как в странах Западной Европы государственное право начало формироваться лишь в XVIII в.
При рассмотрении вопроса об общественном и политическом строе BKJI в XIV - XVI вв. мы подробно останавливались на проблемах государственного права Беларуси, а потому сейчас дадим только его общую характеристику.
Прежде всего надо отметить, что государственное право закрепляла феодальный общественный строй и одновременно содержало нормы (по Уставе 1588 г.), которые свидетельствуют о появлении ростков буржуазного права. Например, провозглашалась формальная равенство всех перед законом, но сам закон не был одинаковым для всех. Простолюдина не допускались на сеймы, им запрещалось давать значительные посты в государственном аппарате и т.д. Все население было разделено на сословия: дворянство, духовенство, мещан и простых людей. Каждое сословие в свою очередь тоже делилась на несколько групп. Правовое положение шляхты резко отличалось от положения представителей других сословий.
Главой государства и главным лицом в стране был великий князь - "господар". После Люблинской унии все литовские великие князья одновременно являлись королями Польши. Закон давал великому князю широкие полномочия в области внутреннего управления и международных отношений. Но он управлял не единолично, а, как правило, с участием совета, сейма и государственных лиц верховного управления.
Великий князь был ограниченным монархом, однако в его положении имелись серьезные отличия от положения других европейских монархов. Последние заключались в выборности и большей ограниченности прав в области законодательства и суда.
Интересную замечание по этому поводу делает профессор Е.А. Юхо, который пишет: "Его правовое положение содержало в себе и некоторые элементы правового положение президента в республике: его права основывались на выборном начале, на правовых нормах статута, общеземских привилегиях и были делегированы от класса феадалов" [14, с. 100].
Анализ норм Статута 1588 г., что определяли структуру, компетенцию и характер деятельности центральных учреждений и самых важных должностных лиц, позволяет сделать вывод, что они имели прогрессивное значение для своего времени. В них четко видно зарождение органов отраслевого управления (например, во главе отдельных направлений управления стояли маршалок земский, канцлер, подскарбий и др.).
В середине 60-х
гг. XVI в. в BKJI было завершено проведение административно-
На все высшие должности, как правило, назначались крупные феодалы наиболее значимых родов, только уроженцы BKJI, имевших определенную образование или практический опыт государственной службы.
Наиболее отчетливо зарождение нового буржуазного права проявилось в ряде гражданско-правовых норм Статута 1588 г., имевших характер всесословности. Поэтому рядом с такими нормами, как непризнание за крестьянами право собственности на землю и другими ограничениями их прав существовали нормы, регулировавшие договорные отношения купли-продажи, займа, залога, аренды, обязанности по отношению работы по найму, а также нормы наследственного права. И все же имущественные отношения в основном регулировались в зависимости от сословной принадлежности, вероисповедания, места жительства (город, село) и правового положения в обществе и семье. Наиболее полной правоспособностью обладало государство, церковь и верхушка класса феодалов. Они могли свободно распоряжаться своим имуществом, осуществлять все виды гражданско-правовых соглашений. Довольно широкой правоспособностью обладала и малоимущая знать, хотя ее права были ограничены.
Правоспособность простых людей не была ровной и зависела от ряда факторов. Так, мещане крупных городов пользовались большими правами, чем жители деревень и городков, католики имели преимущество перед православными и т.д. Совсем ограниченной была гражданская правоспособность пленных и челяди несвободной. Ограничивались права и дееспособность женщин, детей, а дееспособность вдовы была гораздо шире, чем замужней женщины. Общая дееспособность наступала для мужчин с 18-летнего, для женщин - с 13-летнего возраста.
Центральное место в гражданском праве занимали нормы вещевого и обязательственного права. Объектами вещного права были имения с зависимыми людьми, пахотные земли, леса, озера, реки, продукты сельского хозяйства, предметы ремесленного производства и т.д. В XVI в. были известны следующие права на вещи: собственность (держание, владение), залог (застава) и сервитуты и так далее [3, с. 98].
В соответствии с правовой регламентацией земельные владения феодалов делились на три основные категории: вотчины, или Дедино; имения, выслужаныя или полученные в пользование (держание) на полный или условный срок ("до живота", "до воли господарскому"); имения навечно ( "купленины"). Право распоряжения этими категориями недвижимого имущества не было одинаковым. Если "куплениной" повелитель мог распоряжаться в целом, то в отношении поместий, которые были приобретены другим путем, существовали определенные ограничения.
Владение в отличие от собственности означало фактическое владение имуществом с ограниченными правами на распоряжении им. Владение и собственность одинаково подлежали судебной защите. Например, владелец земли мог предъявить иск к собственнику, если тот самоуправно снял урожай или причинил владельцу другой ущерб. Усиление правовой защиты владения и возможность превращения его при определенных условиях в частную собственность свидетельствовали о постепенном перерастании права феодальной собственности в буржуазную.
Информация о работе Источники и главные черты права феодальной Беларуси в 14 - 16 века