Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:01, реферат
Данную проблему я хотела бы рассмотреть с позиции трех авторов: Г.Лебона, Г.Тарда и С.Московичи, которые, по моему мнению, являются наиболее значительными фигурами в такой науке как психология масс. Я постараюсь понять, чем отличается их понимание феномена «толпы» и того, кто будет способен управлять этой толпой – «лидера».
Введение 2
Глава 1.Психология толп Гюстава Лебона. 2
1.1 Общая характеристика толпы. 2
1.2. Вожаки толпы 2
Глава 2.Публика и толпа Габриэля Тарда 2
2.1 Публика и толпа 2
2.2 Лидер, с точки зрения Тарда. 2
Заключение 2
Список литературы: 2
ГОУ ВПО Нижегородский
РЕФЕРАТ по курсу «Социология»
на тему: «Теория толпы»
Выполнила:
студентка группы 09-СсО-1
Худина Ю.В.
Скобелева Е.И.
Нижний Новгород
2011
Содержание 2
Введение 2
Глава 1.Психология толп Гюстава Лебона. 2
1.1 Общая характеристика толпы. 2
1.2. Вожаки толпы 2
Глава 2.Публика и толпа Габриэля Тарда 2
2.1 Публика и толпа 2
2.2 Лидер, с точки зрения Тарда. 2
Заключение 2
Список литературы: 2
Проблемы массового общества анализировались в социальной философии на протяжении всего XX века, более того исследования социального явления – "омассовление" – имело место в XIX веке. Ф. Ницше обращал пристальное внимание на то, что массы начинают приобретать в обществе главенствующее значение, резко критиковал этот процесс, считая, что европейская культура не желает задумываться над этим явлением и устремляется к катастрофе, ибо происходит обесчеловечивание человека.
Существует множество причин, по которым именно в XX веке появился острый интерес к исследование такого феномена человекеской жизни как «толпа».
Во-первых, исследование масс и их поведения в XX в., понимание сути возникновения “массового общества” связано с осмыслением Второй мировой войны с ее массовыми жертвами, с осмыслением сути тоталитарных режимов. Несомненно, что эти режимы не просто поддерживались широкими массами, но и существовали за счет этой поддержки. Э.Фромм в своей работе “Бегство от свободы” (1990) ищет ответ на вопрос: как и почему фашизм нашел широкую поддержку в массах немецкого народа? Для понимания этого, считал он, важно иметь ввиду, что для обычного человека нет ничего тяжелее, чем непринадлежность к общности, что ради принадлежности к группе он готов жертвовать многим.
Во-вторых, появление в послевоенные 50-60е годы массового производства и невиданного ранее по масштабам массового потребления. Массовое потребление является и источником и продуктом массовых форм их удовлетворения. Наблюдается стандартизация предметов потребления. Происходит усреднение образа жизни множества людей. С развитием средств массовой информации, появлением почти в каждом доме газет, журналов, радио и телевизора, а теперь и компьютера с сетью интернета, появляется не просто массовый читатель, слушатель, зритель, а универсальная публика, потребляющая одинаковую информацию. СМИ разрушили многие границы в культуре. Термин “омассовление” отражает процессы нивелировки жизненных форм, поведения, взглядов, характерные для второй половины XX в.
Таким образом, толпы перестают быть просто диковинами, чередой лихорадочных приступов и происшествий в истории, поводом для захватывающих красочных рассказов. Они становятся категорией нашей мысли, предметом и основополагающим аспектом общества. Массы, их образ мысли и странное поведение становятся научными феноменами. Их можно описать и нужно объяснить. Ибо их недооценка грозит непониманием современного мира с его омассовлением общества и массами в качестве главных действующих сил.
Данную проблему я хотела бы рассмотреть с позиции трех авторов: Г.Лебона, Г.Тарда и С.Московичи, которые, по моему мнению, являются наиболее значительными фигурами в такой науке как психология масс. Я постараюсь понять, чем отличается их понимание феномена «толпы» и того, кто будет способен управлять этой толпой – «лидера».
Итак, что же такое толпа? Под словом “толпа” Лебон подразумевает “в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание”. Но, с психологической точки зрения, говорит Лебон, слово это получает уже совершенно другое значение. “При известных условиях … собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют черты отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем, чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты” . Собрание в таких случаях становится организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы.
Исчезновение сознательной
личности и ориентирование чувств и
мыслей в известном направлении
– главные черты, характеризующие
толпу, вступившую на путь организации,
- не требуют непременного и одновременного
присутствия нескольких индивидов
в одном и том же месте. Самый
поразительный факт, наблюдающийся
в одухотворенной толпе, говорит
Лебон, следующий: “каковы бы ни были
индивиды, составляющие ее, каков бы
ни был их образ жизни, знания, их
характер или ум, одного их превращения
в толпу достаточно для того, чтобы
у них образовался род
Нетрудно заметить, насколько
изолированный индивид
Таким именно соединением
заурядных качеств в толпе
Лебон объясняет нам, почему толпа
никогда не может выполнить действия,
требующие возвышенного ума. "В
толпе может происходить
Но, если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств, то мы бы имели некоторую среднюю величину. А как же возникают новые черты?
Появление этих новых специальных
черт, характерных для толпы и
не встречающихся у отдельных
индивидов, входящих в ее состав, Лебон
обусловливает различными причинами.
Первая из них заключается в том,
что "индивид в толпе приобретает
благодаря только численности, сознание
непреодолимой силы, и это сознание
дозволяет ему поддаваться
Вторая причина - заразительность
или зараза – так же способствует
образованию в толпе
Третья причина, и притом
самая главная, - это восприимчивость
к внушению; зараза, о которой
мы только что говорили, служит лишь
следствием этой восприимчивости. "Индивид,
пробыв несколько времени среди
действующей толпы, под влиянием
ли токов, исходящих от этой толпы, или
каких-либо других причин – неизвестно,
приходят скоро в такое состояние,
которое очень напоминает состояние
загипнотизированного субъекта. Такой
субъект вледствие
Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации, отмечает Лебон. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но так же и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Не одними только поступками индивид в толпе отличается от самого же себя в изолированном положении. " Прежде чем он потеряет всякую независимость, в его идеях и чувствах должно произойти изменение, и притом настолько глубокое, что оно может превратить скупого в расточительного, скептика – в верующего, честного человека – в преступника, труса – в героя, " – говорит Лебон.
Из всего вышесказанного можно сделаеть вывод, что толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, она может быть лучше или хуже его, смотря по обстоятельствам.
Так же в числе специальных свойств, характеризующих толпу, Лебон указывает, например, такие: импульсивность, изменчивость, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность, нетерпимость, авторитетность, консерватизм.
Изучая основные свойства
толпы, Лебон указал, что она почти
исключительно управляется
Таким образом, мы рассмотрели общую характеристику толпы, предложенную Лебоном.
"Лишь только известное
число живых существ соберутся
вместе, все равно, будет ли
то стадо животных или толпа
людей, они инстинктивно
Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Он управляет толпой, т.к. она представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина.
Идеи управляют массами, но масса с идеями неуправляема. Чтобы решить эту насущную задачу, необходима определенная категория людей. Они преобразуют взгляды, основанные на чьих-то рациональных соображениях, в действие всеобщей страсти. С их помощью идея становится материальной.
Конечно, эти люди – выходцы из толпы, захваченные верой, более или ранее других загипнотизированные общей идеей. И, составляя единое целое со своей идеей, они превращают ее в страсть: "Вожак, - пишет Лебон, - обыкновенно сначала сам был в числе тех, кого ведут; он так же был загипнотизирован идеей, апостолом которой сделался впоследствии. Эта идея до такой степени завладела им, что все вокруг исчезло для него, и всякое противное мнение ему казалось уже заблуждением и предрассудком. Потому-то Робеспьер, загипнотизированный идеями Руссо, и пользовался методами инквизиции для их распространения".
Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей – это люди действия. Они не обладают проницательностью, т.к. проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Подобные люди, больные страстью, полные сознания своей миссии, по необходимости являются своеобразными индивидуумами. Аномальные, с психическими отклонениями, они утратили контакт с реальным миром и порвали со своими близкими, обращает наше внимание Лебон. Значительное число вождей набирается в особенности среди “этих невротизированных, этих перевозбужденных, этих полусумасшедших, которые находятся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Презрение и преследование не производят на них впечатления или же только еще сильнее возбуждают их. Личный интерес, семья – все ими приносится в жертву. Инстинкт самосохранения у них исчезает до такой степени, что единственная награда, к которой они стремятся, - это мученичество”