Основные периоды формирования системы благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 01:57, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы развитие благотворительности в российском обществе становится одним из важнейших приоритетов социальной политики. Это обусловлено не только огромной ролью феномена благотворительности в обеспечении нравственного здоровья общества, но и реалиями времени. Дело в том, что проблема формирования института благотворительности резко обостряется в кризисные периоды, когда для одних членов общества благотворительная деятельность становится способом сохранения душевного здоровья, для других - чуть ли не единственным условием выживания. За последнее десятилетие в российском обществе расширилась социальная база личностей, нуждаю

Содержимое работы - 1 файл

контрольная СОЦЗАЩ.docx

— 64.85 Кб (Скачать файл)

     Вопрос  о прекращении общества решался  губернским или городским Присутствием по инициативе губернатора или градоначальника. Причем в случае обнаружения отступлений  от условий деятельности, обозначенных в уставе, губернатор или градоначальник до внесения дела в Присутствие могли предложить обществу самому, в назначенный срок, устранить допущенные нарушения (ст. 34). Правилами предусматривалась возможность приостанавливать деятельность общества собственной властью губернатора или градоначальника, «если деятельность общества угрожает общественной безопасности и спокойствию или принимает безнравственное направление» с последующей передачей вопроса о закрытии общества на разрешение Присутствия.

     Уставы  обществ обычно содержали правила  об использовании имущества, оставшегося после ликвидации общества. Если же такого указания не было, то применялась ст. 29 Правил, где было предусмотрено, что «по закрытии общества, его имущество, оставшееся за удовлетворением долгов, поступает в ведение Правительства для употребления по назначению, наиболее соответствующему целям общества». Временные правила об обществах и союзах 1906 г. были основным законодательным актом для благотворительных организаций вплоть до 1917 года.14

     Во  время первой мировой войны 1914 г. благотворительность в России приняла еще более массовый характер. Возникла большая сеть благотворительных организаций, носивших патриотический характер, оказывающих помощь русским солдатам и офицерам (например, Всероссийский союз помощи больным и раненым воинам).

     После революции 1917 г. и в первые годы советской  власти обязанности в области  благотворения начали выполнять  государственные органы. Это обусловливалось, по всей видимости, тем, что Советское государство, возникнув как государство рабочих и крестьян, взяло на себя функцию защитника и попечителя всех «униженных и оскорбленных», «скорбящих и страждущих». В конце 1917 г. были образованы Наркомат Государственного призрения и Наркомат Социального обеспечения, которым были переданы все полномочия в области общественного призрения. Декретами и постановлениями этих наркоматов были упразднены почти все благотворительные организации, действовавшие в царской России, и на их месте образованы новые советские органы — Коллегия по охране материнства и младенчества (1918 г.), Фонд обеспечения детей красноармейцев (1918 г.), Комиссия для несовершеннолетних (1918 г.) и другие.

     Однако  наряду с централизованной системой государственного призрения продолжали существовать благотворительные общества, возникающие по инициативе общественности и частных лиц. Среди действовавших в дореволюционной России обществ взаимопомощи и вспомоществования до настоящего времени существуют Литературный фонд, возникший в 1859 году как Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым, и некоторые творческие союзы.

     Так, в 1926 г. было узаконено Всероссийское общество глухонемых, начавшее свою деятельность еще до революции, в 1923 г. — Всероссийское общество слепых. Российское общество Красного Креста в 1925 г. было переименовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В период становления советской власти большинство благотворительных функций было сконцентрировано в руках государственных органов — комиссариатов (позднее министерств) и различных комитетов. Лишь некоторые благотворительные организации продолжали существовать на общественных началах. Деятельность этих организаций регламентировалась вплоть до 1970г. «Положением о добровольных обществах и их союзах» принятом постановлением ВЦИК и СНК РСФР 10 июля 1932 г. и Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 6 января 1930 г. «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» и от 27 сентября 1933 года «О производственной и коммерческой деятельности и лотерейной работе добровольных обществ».

     В течение почти 60 лет это были единственные нормативные акты всесоюзного значения, в которых определялись организационная структура, функции, полномочия и другие важные вопросы деятельности добровольных обществ. Главный порок законодательства этого времени заключался в том, что добровольные общества могли возникать и существовать под жестким контролем государства. Для регистрации обществу приходилось пройти идеологический тест, доказать, что оно действует в соответствии с целями коммунистического строительства (п. 3 Положения). Положением были введены ограничения для членов обществ: «Лица, проявившие враждебное отношение к революционному движению пролетариата, не могут быть приняты в члены добровольного общества» — указывалось в п. 4 названного Положения. Было установлено также, что государственный орган, производящий регистрацию, решал вопрос о целесообразности создания данного общества, о соответствии его уставных целей «общим задачам данной отрасли социалистического строительства», о персональном составе учредителей (причем он имел право отвода отдельных лиц). Кроме того, государственные органы имели право давать обществам обязательные для них указания, а при уклонении от указанных в уставе целей и задач «принимать любые меры вплоть до ликвидации общества» (п. 20 Положения). В Положении было определено, что уставы обществ и союзов, «задачи которых связаны непосредственно с деятельностью отдельных народных комиссариатов или приравненных к ним центральных учреждений РСФСР, утверждаются соответствующими наркоматами или учреждениями» (п. 14)15.

     Помимо  этого Положения деятельность благотворительных  организаций регулировалась Уставами конкретных добровольных обществ, принятыми и утвержденными на самых различных уровнях в индивидуальном порядке.

 

     РАЗДЕЛ 5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI  ВЕКА. 

     Наше  налоговое законодательство, как  уже сказано выше остается недостаточно внимательным к проблемам поддержки  благотворительности предпринимателей. Правительство внесло в Государственную  Думу пакет, состоящий из 19 законов, по изменению налогового законодательства. Были среди них и законы, касающиеся благотворительной деятельности коммерческих структур. Это законы «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и «О налоге на добавленную стоимость» (НДС).

     Во  многих странах налога на добавленную  стоимость вообще нет. В нашей  стране он есть, к тому же он интерпретируется как один из видов налога с оборота. Например, добавление стоимости при  пересечении таможенной границы, не возникает, а налог на добавленную  стоимость – возникает. НДС взимается  при пересечении таможенной границы  почти с любых товаров и  услуг. Закон «О гуманитарной и технической помощи», который прошел уже согласительную комиссию Совета Федерации и Думы, во многом усложняет поступление благотворительной помощи из-за рубежа. В этом документе вообще не предусмотрена благотворительная помощь от частных лиц или корпораций. То есть корпоративная благотворительность зарубежных компаний не поощряется нашим законодательством.

     Возможны  только поступления по межправительственным соглашениям или через отдельные  благотворительные фонды. Причем, те фонды, через которые можно работать, должны быть включены в специальные перечни, утверждаемые правительством, и контролироваться специальными комиссиями и т. п.

     Кроме того НДС – это большая проблема и для внутрироссийских отношений, потому что налогом на добавленную стоимость облагаются имущественные пожертвования. Сегодня коммерческой организации выгоднее разбить устаревшие компьютеры, чем передать их в благотворительную организацию. Происходит это потому, что возникает обязанность платить НДС. Такую позицию правительства абсолютно нельзя понять. Ведь имущественные пожертвования имеют более целевой характер, чем деньги, которые можно истратить и не по назначению. А если ты, как благотворитель, покупаешь конкретно то, что нужно организации, сегодня приходится платить дороже. Правда, поправки к правительственному пакету, которые были внесены депутатами по просьбе некоммерческих организаций, все-таки были приняты бюджетным Комитетом. Сейчас он над ними работает. Основные возражения со стороны правительства против отмены НДС с имущественных пожертвований были связаны с тем, что плохо осуществляется контроль за благотворительной деятельностью. Хотя, на самом деле, это вина правительства. Кроме того, этот аргумент становится все менее состоятельным, потому что в бухгалтерской отчетности уже есть форма отчета о целевом использовании средств, поступающих на 96-й счет (целевое финансирование). То есть организации, получающие благотворительную помощь, обязаны отчитываться перед налоговой инспекцией о целевом использовании пожертвований, а раньше этого не было.16

     В основном льготы на благотворительные  пожертвования высчитываются как  проценты от прибыли. Кроме того, можно  делать пожертвования из чистой прибыли. Но если говорить, какая часть будет  сниматься с налогооблагаемой базы, то для отдельных видов целевых  пожертвований это 5%, а для абсолютного большинства – 3%. Если вспомнить, что у большинства коммерческих организаций сегодня прибыли просто нет и есть огромное количество банкротов, а там, где все-таки есть прибыль, она очень маленькая, то 3% от нее – величина символическая. Этой суммы не хватит и на тарелку супа в благотворительной столовой. Так что проблема за счет чего решать вопросы финансирования благотворительности становится все более актуальной, учитывая, что местные органы власти постоянно обращаются к предпринимателям с просьбой о содействии в решении социальных проблем. И здесь предпринимателя зачастую толкают на нарушение налогового законодательства. Это происходит сплошь и рядом. Есть такой документ - "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, работ и услуг, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов». В нем нигде не указано, что благотворительные пожертвования можно проводить через статьи затрат. Кое-что по линии НИОКР, кое-что по обеспечению собственных сотрудников можно с краешку «привязать» к затратам. А благотворительность, к сожалению, идет очень широко черным «налом».

     Люди  не понимают, о чем идет речь, пока идут разговоры о размерах налогов, чистой прибыли. Но если человеку конкретно  показать, что есть инвалидная коляска. Спонсор приобретает эту коляску  и должен еще за нее государству  отдать такую же сумму, да еще показать все это в финансовых документах, когда идет налогообложение. Вот  тогда-то люди начинают включать свое сознание через эмоции. «А действительно, – думают, – как же можно легально оказывать благотворительную помощь, если надо еще такую же сумму отдать государству? Которое, к тому же, не только тебе ничего не обеспечивает, а  на эти деньги, скажем, в Чечне  что-нибудь там начинает».

     Закон «О благотворительности и благотворительной  деятельности» (1995), у нас принят. Он то и является основой для заявления  фирмами права на льготы при перечислении средств в порядке благотворительности предприятиям, входящим в категорию так называемых некоммерческих. В законе прямо сказано, что перечисление средств коммерческим организациям – это не благотворительность. Там совсем другой порядок налогообложения. Льготы в переделах 3% или 5% от налогооблагаемой прибыли положены только тем, кто перечисляет средства организациям, имеющим цели и задачи, определенные законом «О благотворительности» от 11 августа 1995 года N 135.

     Помимо  того, что определено законом «О благотворительности», есть у нас  еще так называемая категория  государственных учреждений, которые  могут получать средства в порядке  благотворительности. Это государственные  учреждения культуры, искусства, творческие союзы, организации лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Им установлены льготы в пределах 5%.

     Благотворительность не оформляется никакими договорами. Просто некоммерческая организация  просит коммерческую организацию перечислить средства на осуществление какой-то программы в области оказания помощи, например, детям или инвалидам. На основании личных писем коммерческие организации перечисляют деньги. В некоторых случаях налоговая инспекция отказывается дать льготу, если нет такого обращения в письменном виде с просьбой. Это тоже не верно, поскольку должна учитываться добрая воля юридического лица.17

     Подводя итоги сложившейся в стране обстановки с законами о благотворительности  и результатов исследования, можно  сказать, что только человеческое милосердие оказывается самым устойчивым основанием для благотворительной деятельности сегодня.

     Предпринимательство – одна из важнейших составляющих цивилизованного гражданского общества, так как именно этот вид человеческой активности до настоящего времени наиболее существенно обеспечивает общество ресурсами.

     Именно  усилиями предпринимателей сегодня создаются зачатки благотворительности и меценатства, по своим принципам в чем-то близкие к революционным, но в отличие от того времени, когда фирмообразующим элементом были в основном крестьяне и мещане, у нас такой элемент – интеллигенция.

     Таких предпринимателей сейчас довольно много. Их фирмы до сих пор существуют в начальной стадии своего развития. Деньги у этих фирм, где работают 20, 30, 50 человек, как правило, небольшие, возможностей широко развернуться пока нет. Поэтому, естественно, и размеры  благотворительной и меценатской  деятельности здесь тоже ограничены. И, тем не менее, многие из них обнаруживают вполне определенные стремления проникать  в социальную сферу, оказывать на нее какое – то воздействие, участвовать  в социальной жизни.

     Например, одна из таких фирм, которая производит уникальный режущий инструмент, предоставляет  свою продукцию различным стоматологическим, медицинским центрам бесплатно  или за очень низкую плату, широко проводит бесплатные консультации по проблемам обработки материалов. Другие фирмы организуют бесплатные курсы – профессиональные, компьютерные – для всех желающих. Третьи, например, ведут работу со школьниками в  своем районе – устраивают для  них олимпиады, занятия. Очень много  есть разных вариантов. Там, где возможно, участвуют материально, а Гед  можно, и просто своим трудом, своими знаниями, своей готовностью помочь в каком – то деле. Это действительно  замечательно – и реальность и  перспективы.

Информация о работе Основные периоды формирования системы благотворительности в России