Маргинальность и маргиналы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:12, реферат

Краткое описание

Актуальность темы моего реферата «Маргинальность и маргиналы» обусловлена тем, что на настоящем этапе развития российского общества маргинальная концепция становится одной из признанных теоретических исследовательских моделей, которая может быть использована в таких направлениях развития отечественной социологии, которые наиболее перспективны для исследования социальной динамики, социальной структуры, социальных процессов. Анализ современного общества с точки зрения теории маргинальности приводит к интересным наблюдениям и результатам.

Содержимое работы - 1 файл

Социология.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

7)Резкого падения уровня материального  дохода (как правило на государственных  предприятиях), создающего условия  для вынужденного перехода на  другое место работы.

Рассмотрение проблемы маргинальности в социально-профессиональных перемещениях актуализирует задачу создания условий  для гармоничного развития профессионально-квалификационной структуры рынка труда, рационального  использования потенциала различных категорий активного трудоспособного населения, ищущих свое место в формирующейся социальной структуре.

 

Кардинальные изменения, происходящие в социальной структуре в результате кризиса и экономических реформ, послужили причиной появления так  называемых новых маргинальных групп (слоев). В отличие от традиционных, так называемых люмпен-пролетариев, новые маргиналы — жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости.

Критериями  маргинальности в этом случае могут  быть: глубокие изменения в социальном положении социально-профессиональных  групп, происходящие в основном вынужденно, под влиянием внешних обстоятельств:

1)Полной  или частичной потери работы;

2)Смены  профессии, должности, условий  и оплаты труда в результате  ликвидации предприятия, сокращения производства, общего падения уровня жизни и т. д..

Источником  пополнения рядов новых маргиналов, для которых характерны высокая  образованность, развитые потребности, большие социальные ожидания и политическая активность, выступает нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, но постепенно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни. Среди них социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не сумевшие приобрести адекватный новый.

Изучая новых маргиналов, И. П. Попова определила их социальную топологию, т. е. выделила зоны маргинальности — те сферы общества, отрасли народного хозяйства, сегменты рынка труда, а также социальные группы, где наблюдается максимально высокий уровень социально-профессиональной маргинальности:

•    легкая и пищевая промышленность, машиностроение;

 

•    бюджетные организации науки, культуры, образования; предприятия ВПК; армия;

 

•    малое предпринимательство;

 

•    трудоизбыточные и депрессивные регионы;

 

•    люди среднего и пожилого возраста; выпускники школ, вузов; неполные и многодетные семьи.

Состав новых маргинальных групп  можно разбить на три вида:

Первую и самую многочисленную составляют так называемые «постспециалисты» - лица с высоким уровнем образования, чаще всего инженеры, получившие подготовку в советских вузах, а затем прошедшие практику на советских предприятиях. Их знания в новых рыночных условиях оказались невостребованными, во многом устаревшими. К ним относятся работники неперспективных отраслей промышленности. Их появление вызвано общими причинами: структурными изменениями в экономике и кризисом отдельных отраслей; региональными диспропорциями экономического развития; изменениями в профессионально-квалификационной структуре экономически активного и занятого населения. Социальные следствия этих процессов — обострение проблем занятости и усложнение структуры безработицы; развитие неформального сектора занятости; депрофессионализация и деквалификация».

Вторая группа новых маргиналов названа «новыми агентами»[2]. К  ним относятся представители  малого бизнеса и самозанятое  население. Предприниматели как  агенты формирующихся рыночных отношений  находятся в пограничной ситуации между легальным и нелегальным  бизнесом.

К третьей группе относятся «мигранты» — беженцы и вынужденные переселенцы  из других регионов России и из стран  «ближнего зарубежья».

Маргинальный статус вынужденного мигранта усложняется целым рядом  факторов. Среди внешних факторов: двойная потеря родины (невозможность жить на бывшей родине и сложности адаптации на родине исторической), трудности с получением статуса;- ссуды, жилья, отношение местного населения и т. д. Внутренние факторы связаны с переживанием того, что ты — «другой русский».

При сравнительном измерении степени маргинальности в социально-профессиональных перемещениях социологи выделяют две группы показателей:

 Объективные — вынужденность  внешними обстоятельствами, продолжительность,  неизменность ситуации, ее «фатальность»  (отсутствие возможностей изменить ее или ее составляющие в положительном направлении);

 Субъективные — возможности  и мера адаптированности, самооценка вынужденности или добровольности, социальной дистанции в изменении социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладания пессимизма или оптимизма в оценке перспектив.

Для России проблема маргинальности состоит в том, что маргинальное население, т. е. по преимуществу та часть  общества, которая мигрировала из сельской среды в город, выступает носителем групповых идеалов и, попав в совершенно чуждую ей городскую индустриально-урбанизированную среду, будучи не в силах адаптироваться, постоянно находится в ситуации шока, что связано с разнонаправленными процессами социализации человека в городе и сельской местности.

1.4.. Две волны маргинализации в России

Россия пережила минимум две  крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 г. Из социальной структуры насильственно  были выбиты два класса — дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и попали туда, куда не могли попасть раньше и не попали бы в будущем .

По существу, они оказались теми, кого можно назвать восходя­щими маргиналами. Они оторвались от одного класса, но не стали полноценными, как это требуется в цивилизованном обществе, представителями нового, высшего класса. У пролетариев сохранились прежние манеры поведения, ценностям, язык, культурные обычаи, свойственные низам общества, хотя они искренне старались приобщиться к художественным ценностям высокой культуры, обучались грамоте, ходили в культпоходы, посещали театры и агитационные студии.

Путь «из грязи в князи» сохранялся вплоть до начала 70-х годов, когда  советские социологи впервые  установили, что все классы и слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т. е. только за счет представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.

Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества.

Возвратное движение общества от социализма к капитализму привело к радикальным  изменениям в социальной структуре .Элита общества сформировалась из трех пополнений: криминалитета, номенклатуры и «разночинцев». Определенная часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение во всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период, как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования, высокой нравственности, но вполне олицетворял «дикий капитализм».

В элиту вошли, кроме представителей низов, «разночинцы», т. е. выходцы из разных групп среднего советского класса и интеллигенции, а также номенклатура, которая в нужное время оказалась в нужном месте, а именно у рычагов власти, когда предстояло делить общенародную собственность. Напротив, преобладающая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды бедных. В отличие от старых бедных (деклассированных элементов: хронических алкоголиков, нищих, бездомных, наркоманов, проституток), существующих в любом обществе, эту часть называют «новыми бедными». Они являют специфическую черту России. Такой категории бедных нет ни в Бразилии, ни в США, ни в какой иной стране мира. Первая отличительная черта — высокий уровень образования. Учителя, преподаватели, инженеры, врачи и другие категории бюджетников оказались среди бедных только по экономическому критерию—доходам. Но они не являются таковыми по другим, более важным критериям, связанным с образованием, культурой и уровнем жизни. В отличие от старых, хронических бедных «новые бедные» — временная категория. При любом изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону они готовы моментально вернуться в средний класс. И детям они стараются дать высшее образование, привить ценности элиты общества, а не «социального дна».

Таким образом, радикальные изменения  социальной структуры российского  общества в 90-е годы связаны с  поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества. В результате численность этого класса существенно сократилась.

Попав в слой «новых бедных», российская интеллигенция оказалась в маргинальной ситуации: от старых культурных ценностей  и привычек она отказываться не хотела и не могла, а новые принимать не желала. Таким образом, по своему экономическому положению эти слои принадлежат к низшему классу, а по образу жизни и культуре — к среднему. Точно так же в маргинальной ситуации оказались представители низшего класса, пополнившие ряды «новых русских». Для них характерна старая модель «из грязи в князи»: неумение прилично себя вести и говорить, общаться так, как требовал того новый экономический статус. Напротив, нисходящую модель, характеризующую движение бюджетников, можно было бы назвать «из князи в грязи».

1.4.Реакция общества на наличие  маргиналов

Маргинальный статус (навязанный или  приобретенный) сам по себе не означает ситуации социального исключения или  изоляции. Он легитимирует эти процедуры, являясь основанием для применения «концептуальной машинерии поддержания универсума» — терапии и исключения. Терапия включает применение концептуальных механизмов, чтобы актуальные и потенциальные девианты пребывали в рамках институционализированного определения реальности. Они достаточно разнообразны — от пасторского попечения до программ личностной консультации. Терапия включается, когда маргинальное определение реальности имеет психологически подрывной характер для остальных членов социума; так, целью контрпропаганды является недопущение «брожения умов» под влиянием «чужих» СМИ либо харизматических личностей в своем социуме. Исключение чужаков – носителей иных определений ведется по двум направлениям:

1) Ограничение контактов с «аутсайдерами»;

2) Негативная легитимация.

 Второе представляется нам  наиболее тесно соотносящимся  с маргинальным статусом индивидов  и групп. Негативная легитимация  означает принижение статуса  и возможности влияния маргиналов  на общность. Она осуществляется  путем «аннигиляции» – концептуальной ликвидации всего, что находится за пределами универсума. «Аннигиляция отрицает реальность любого феномена и его интерпретации, которые не подходят этому универсуму»[3]. Она осуществляется либо путем приписывания низшего онтологического статуса всем определениям, существующим за пределами символического универсума, либо попыткой объяснения всех отклоняющихся определений на основе понятий собственного универсума. Еще раз обратим внимание на разную реакцию общества на девиантность и маргинальность.

2.Преступность и маргинальность в современном обществе

В настоящее время масштабы преступности приняли размеры, угрожающие общественной безопасности в целом. Здесь несомненно большое влияние маргинальной среды. Подтверждением сказанного является то, что ухудшение качественных характеристик криминологической обстановки проявляется в интенсивном расширении криминогенной социальной базы за счет увеличения маргинального слоя люмпенизированных групп населения (безработных, бездомных и других категорий людей, находящихся по жизненному уровню за чертой бедности), особенно среди молодежи, а также среди несовершеннолетних. В 1998 г. из общего числа расследованных преступлений 10,3% были совершены несовершеннолетними и при их соучастии, 32,9% - лицами, ранее совершавшими преступления, 20,4% - в группе. Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, что характерно для молодежной среды, составляет 1,0%.

Маргинальность выступает благоприятной  средой развития преступности. Как  ни печально, прогноз преступности в мире, в его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия вызывает лишь справедливые опасения. Общая результирующая преступности в мире продолжит идти вверх в ближайшее время. Средний прирост ее может находиться в пределах 2-5% в год. К такому варианту прогноза приводит и экстраполяция имеющихся тенденций, и экспертные оценки возможной криминологической обстановки и мире, и моделирование причинной базы преступности будущего, и системный анализ всей совокупности криминологически значимых сведений прошлого, настоящего и возможного будущего[4]. Если говорить о России, то прогнозные оценки преступности характеризуются в настоящем и будущем как весьма неблагоприятные.

С точки зрения криминологического анализа степени криминогенности маргинальности представляется важным учет того обстоятельства, что маргинальная среда является далеко не однородной. Многоуровневость маргинальности выражается прежде всего в следующем:

1)Маргинальность как явление  свойственно российским условиям «переходного периода». Этот уровень определяется пограничным состоянием общества на рубеже двух социальных систем в условиях кризиса в экономике и социально-политических образованиях, в результате чего происходит разрушение различных структур общества и формирование новых, обладающих определенной нестабильностью. Маргинальность этого уровня, обусловленная комплексом факторов внешнего, общего для всей страны характера, детер­минирует Маргинальность более низкого уровня, характеризующую состояние социальных субъектов, оказавшихся в промежуточном состоянии и определяемую факторами не только объективного, но и субъективного характера. Порожденные указанными противоречиями социального устройства, такого рода маргиналы еще не представляют криминогенной опасности.

2)Маргинальный статус следующей  группы является источником  невротических   симтомов, тяжелых депрессий и  непродуманных действий. Такие группы  выступают в принципе объектом  социального контроля институтов  социальной поддержки.

3.Для некоторых слоев маргиналов характерно то, что у них постепенно вырабатывается особая система ценностей, которой нередко присущи глубокая враждебность к существующим общественным институтам, крайние формы социальной неприспособленности и неприятие всего существующего. Они, как правило, склонны к упрощенным максималистским решениям, проявляют крайний индивидуализм и эгоизм, отрицают любые виды организованности и близки к анархизму в своих ориентациях и поступках. Такие группы маргиналов еще нельзя отнести к криминальным, хотя некоторые предпосылки этого уже зарождаются.

Информация о работе Маргинальность и маргиналы