Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:30, контрольная работа
Первое десятилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением тех традиций социологической мысли, которые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н.И. Бухарина исторический материализм стал отождествляться с социологией. И хотя Бухарин впоследствии был репрессирован, эта точка зрения восторжествовала до такой степени, что исторический материализм вообще вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово.
Введение.................................................................................................................................2
Основная часть
М.М. Ковалевский и Н.К. Михайловский в развитии социологии..................3
Социология России в 20-е годы ХХ века............................................................4
Исторический материализм..................................................................................7
Разнообразие направлений социологии в 20-е годы ХХ века.........................10
Концепции В.М. Бехтерева................................................................................12
Перспективы социологии первой четверти ХХ века.......................................19
Заключение..........................................................................................................................21
Список использованной литературы.............................................................................22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Основная часть
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Первое
десятилетие советской власти в
целом характеризовалось
Социология получила поддержку в известной степени и потому, что это была официальная позиция, выраженная В.И. Лениным в его проекте развития Социалистической академии, в котором он ставил вопрос о развитии социальных исследований. Были созданы институты, занимающиеся различной социологической проблематикой.
В
20-е годы серьезное развитие получили
различные отрасли
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Наряду
с западноевропейскими
Среди ученых этого периода, безусловно, особого внимания заслуживают взгляды М.М. Ковалевского и Н.К. Михайловского. Первый был не только социологом-исследователем, но и блестящим организатором социологической науки. Социология как прогрессивная отрасль знания довольно трудно распространялась в России. Косность и реакционность правительственных кругов заставляли передовые слои научной общественности маневрировать в деле институализации социологии как науки. Интересно отметить, что первоначально в распространении социологии в России особую роль сыграла русская позитивистская журналистика (Н.Г. Чернышевский и Д.И. Писарев) и только позднее, в 1902 году, академик Российской академии наук А.С. Лаппо-Данилевский, способствовал тому, что идеи Конта стали получать признание в научной среде.
В русле этого направления много сделал и М.М. Ковалевский — ученый, юрист и этнограф, основатель Русской высшей школы общественных наук, по существу, первого социологического института. В школе читали лекции ученые разных мировоззренческих позиций: М. Туган-Барановский, Е. де Роберти, В. Чернов, Н. Кареев, А. Чупров, Г. Плеханов, П. Струве, В. Ленин. Выступали здесь и западные социологи такие, как Э. Дюркгейм, Г. Тардт и другие.
Сам Ковалевский был убежденным последователем О. Конта. Центральное место в его социологической теории занимала концепция социальной динамики, главным двигателем которой он считал рост народонаселения. Эту концепцию сам автор называл генетической социологией. Существенное место в регулятивных процессах Ковалевский отводил правительству, принижая тем самым роль масс. В своем главном труде «Социология» Ковалевский обосновал историко-сравнительный метод в социологии и выдвинул теорию социальных факторов, где он сформулировал принцип тесной преемственности экономических, правовых и научных факторов, из которых складывается человеческое общежитие.
Взгляды М.М. Ковалевского характеризуются плюрализмом, в своих исследованиях он сочетал этнографические и социологические методы, в результате чего пришел к созданию оригинальной концепции социокультурной антропологии.
Другой, не менее известный мыслитель этого периода, Н.К. Михайловский — создатель субъективной социологии, — мерилом прогресса считал личность, развивающуюся в кооперации людей, подобных себе. Роль общества в социологической концепции Михайловского принижалась и игнорировалась. Будучи идейно близким, к народовольческому движению, Михайловский в своей публицистике широко развивал психологическую теорию «героя и толпы», уделяя много внимания проблеме лидерства и индивидуальности. Хотя идеи Н.К. Михайловского базировались на биологизме Ч. Дарвина и Г. Спенсера и частично совпадали с взглядами П.Л. Лаврова, как ученый-социолог он, безусловно, стоит в ряду мыслителей, заслуживающих серьезного внимания.
Одновременно
с социологией
Совсем небольшой промежуток времени до 1922 года в социологической жизни России наблюдался относительный плюрализм. По сведениям П.А.Сорокина, с 1918 по 1922 годы в России интенсивно издавалась научная и учебная литература по социологии, авторами которой были К.Н.Тахтарев, Н.И.Кареев, В.Хвостов, Н.И.Бухарин и другие. Выходили книги и самого П. А. Сорокина. Социологическая работа была сосредоточена в обществах “Русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского”, до 1921 г. в Социологическом институте, где читались публичные лекции по социологии, и издавался небольшой журнал “Вестник Института социологии” (вышло 3 номера). Работали также многочисленные кружки в Петербурге, Москве, Казани. Постепенно преподавание социологии стало исключаться из институтов и школ.
Марксистская социология, напротив, набирала силу. Надо отметить, что она имела определенную традицию, восходящую к периоду распространения марксизма в России, который берет свое начало от работ П.Л. Лаврова и Г.В. Плеханова.
Процессы, происходящие в тот период, в конечном итоге привели к размежеванию между буржуазными и марксистскими социологами. Часть представителей старого поколения, которые не захотели или не смогли смириться с советской властью в конце 1922 г., были отстранены от преподавания в университетах и институтах и высланы из страны. Около 160 деятелей науки и культуры было выслано в это время из России. Это П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин и другие. Другая часть старого поколения сумела найти свое место в появившейся новой советской науке. Среди них можно отметить Н.И. Кареева, Н.А. Гредескула, К.В. Тарле (позднее они даже избирались членами Академии Наук СССР), М.К. Лемке, К.М. Тахтарева, В.В. Святловского, B.C. Серебренникова, Н.С. Державина, А.Ф. Кони, Н.Я. Марра. Почти все представители молодого поколения сразу положительно восприняли революцию и приняли активное участие в дальнейшем развитии социологической мысли в России. Это А. Звоницкая, Т. Райнов, К. Пожитков и др. Ряд марксистов перешли на преподавательскую работу в университет и другие петербургские вузы (М.В. Серебряков, Н.Н. Андреев, В.А. Быстрянский, Э.Э. Эссен, И.С. Плотников, Б.А. Фингерт, А.И. Тюменев и др.), что повлияло на изменение характера и содержания преподавания общественных наук, положило начало разработке новых лекционных курсов и семинаров.
Почти
во всех петроградских вузах были
созданы кафедры общественных форм.
Преподавателями этих кафедр стали
социологи-марксисты или
А с 1923/24 учебного года впервые в университете институтах Петрограда были введены лекции и семинары по историческому материализму, которые читали Серебряков, Быстрицкий, Андреев, Эссен, Фингерт, Плотников другие марксисты. С этого времени в ленинградских вузах начинается преподавание “подлинно научной социологии”.
В 20-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Главным образом она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма, исследованию соотношения русской социологической мысли социологии марксизма, а также определению места социологии марксизма среди других общественных наук. Среди изданных в этот период работ видное место заняли монографии по проблемам теоретической социологии. Без этого было невозможно преподавание в вузах исторического материализма как самостоятельного учебного предмета.
В вышедших книгах были представлены различные точки зрения на предмет, теорию и структуру социологического знания, на соотношение социологии и марксистской теории общества.
Важную роль для миро выход в свет книги Н. И. Бухарина “Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии” (1922). Книга приобрела огромную известность. В ней были систематизированы не только взгляды самого автора на общество, но и сформулированы основополагающие позиции общесоциологической теории. Применительно к социалистическому обществу это во многом было сделано впервые.
Главные выводы Бухарина заключались в том, что социология - наука, которая раскрывает жизнь во всей ее сложности и целостности. Социология изучает общие законы человеческого развития и в этом смысле она исполняет роль общей методологии всех гуманитарных наук и в первую очередь истории. Бухарин сделал вывод, имеющий для марксистской социологии перспективное значение, о том, что основой теоретической социологии является исторический материализм.
Конечно, для социологии начала 20-х годов постановка вопроса о предмете науки была существенным шагом вперёд. Однако высказанные Н.И.Бухариным идеи вызвали неоднозначную реакцию. Это во многом объяснялось тем, что вопрос о соотношении истории и социологии ставился механистически, диалектические связи между ними не были установлены. Вторым недостатком было то, что Бухарин не придавал должного значения конкретным исследованиям. Его рассуждения были слишком теоретичны, а теория во многом абстрактна.
Рассматривая различные точки зрения на социологию многие социологи подробно остановливались на спорах по поводу возможности социологии как самостоятельной науки, происходящих в марксистской литературе. Среди них выделяют С.А. Оранского, который отметчал, что здесь они приняли такой характер: “Здесь речь идет о том месте в мире науки, которое должна занимать теория исторического материализма Маркса, причем наметилось два мнения. Бухарин, например, определенно высказывается в том смысле, что исторический материализм есть марксистская социология. Тем самым предполагает, что социология как наука существует, а исторический материализм является марксистским направлением в этой науке, — точно так же как экономическое учение Маркса является марксистским направлением в политической экономии. В той полемике, которая возгорелась вокруг книги Бухарина, ясно обнаружилось и другое понимание. Исторический материализм, — утверждают многие из критиков Бухарина, — вовсе не социология. И вообще это слово "социология" не мешало бы выбросить из марксистского лексикона. Исторический материализм есть лишь материалистическая философия истории. Последняя же, в современном понимании, есть методология истории, причем исторический материализм служит методом не для одной истории. Исходя из философских предпосылок диалектического материализма, он дает общие руководящие принципы для всех социальных наук, являясь, следовательно, методологией этих наук. В пользу этого мнения можно привести еще и другое соображение: всякая самостоятельная наука имеет дело со своим особым объектом эмпирического изучения. Исторический материализм же является лишь методом, применяемым в своих эмпирических исследованиях другими науками: политической экономией, науками о праве, историей и т.д. Следовательно, если он и является самостоятельной наукой, то лишь методологической наукой, наукой о методе.
Оранский указывал, что “совершенно неправильно полагать, будто исторический материализм есть какая-то особая методологическая наука. Как марксистская теоретическая социология, как самая общая теория социального, исторический материализм призван давать методологические руководящие принципы истории и частным социальным наукам.
Необходимо
отвергнуть и другой предрассудок,
будто исторический материализм
служит методом лишь для других наук.
Напротив, как общая теоретическая
социология, исторический материализм
предполагает возможность и конкретной
социологии, особого конкретного
социологического изучения социальных
процессов, отнюдь не покрывающегося исследованиями
других социальных наук. Путь к такого
рода социологическим исследованиям
открывает сама теория исторического
материализма, как формулировал ее
отчетливо Маркс в своем