Культурная приемственность поколений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

В период глубоких социальных изменений настоящего времени в России возникает потребность в освоении социокультурного опыта прошлого. Ученые в поисках общественного идеала обращаются к отечественной культуре, пытаются найти ответы на возникающие вопросы современной практики в жизни и деятельности прошлых поколений, так как «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Постфигуративные культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Древние племена и их обычаи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2.Культурная преемственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Кофигуративные культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1. Конфликты между поколениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Список использованной литературы. . . . . . . .

Содержимое работы - 1 файл

культурная приемственность.docx

— 45.12 Кб (Скачать файл)

   Эти два условия — отсутствие сомнений и отсутствие осознанности —  представляются ключевыми для сохранения любой постфигуративной культуры. Частота, с которой постфигуративные стили культур восстанавливаются после периодов мятежей и революций, осознанно направленных против них, указывает, что эта форма культуры остается, по крайней мере частично, столь же  доступной современному человеку, как и его предкам тысячи лет тому назад. Все противоречия, заложенные в памятниках письменности и истории, в архивах и кодексах законов, могут быть реабсорбированы такими системами, так как они принимаются некритически, находятся за порогом сознания и потому не могут подвергнуться атакам аналитического мышления.

1.2. Культурная преемственность

Для начала мы выведем термины самой культуры и преемственности.

Культура ( от лат. Cultura4) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности. Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является  маркером  и основой цивилизаций и предметом изучения культурологи. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении.  Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.  Преемственность — связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность  действия  традиций.  В процессе исторического развития общества преемственность тех или иных явлений культуры может носить как прерывный, так и непрерывный характер. Культурные ценности прошлого, имеющие непрерывный характер и переходящие от одного поколения к другому, выступают в качестве живого элемента культуры каждой исторической эпохи.

 
  1. Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание),  область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культподражание) человека, проявлением его субъективности (субъективностихарактеранавыковумения и знаний).

Те или  иные ценности, имеющие прерывный  характер, возникнув в более раннюю эпоху, затем исчезают на какое-то время  из культурного обихода и лишь на более позднем этапе возрождаются вновь. Возникновение более или менее длительных перерывов в развитии культуры, естественно, связано с процессами развития общества, с противоречивым характером общественного прогресса. Противоречия общественного прогресса проявляются и в культурном развитии соответствующих формаций.  В истории человечества были периоды регресса, упадка культуры, катастрофы в развитии культуры, но даже в тех случаях, когда гибли целые  цивилизации, их культурные  достижения  не исчезали бесследно.  Они все равно  так или иначе включались во всемирную сокровищницу культуры, служили целям культурно-исторического прогресса. Преемственность в области духовной культуры невозможна без осознания человеком значения исследуемых духовных ценностей. Именно отсюда вытекает весьма существенные особенности преемственности в процессах развития духовного производства. Можно выделить два типа преемственности: конструктивно-созидательный, связанный с рождением материальных и духовных ценностей, и позитивно-консервативный, обеспечивающий бережное сохранение исторически оправдавших себя культурных достижений человечества. Правда, последнее не исключает возможности временного сохранения на новых этапах культурного развития негативных феноменов культуры. Преемственность в развитии культуры, как показывает весь историко-культурный процесс, в конечном счете есть история опредмечивания и последовательного раскрытия человека, достижения человеческого совершенства и расширение человеческой свободы.

   По сей день в племенах, существует  своя культура, и каждое поколение  узнаёт о ней от своих предков,  мы узнали, что всё женщинам  калифорнийских индейцев, было сложно  в том что они не должны были выходить замуж за одного из своих мужчин из племени, им приходилось искать другие племена говорящие не на их языке. На протяжении всего времени культура доминирует, сохраняя в себе элементы прошлого.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Кофигуративные культуры

Кофигуративная культура — это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников. Описан ряд постфигуративных культур, в которых старшие по  возрасту служат моделью поведения для молодых и где традиции предков   сохраняются в их целостности вплоть до настоящего времени. Во всех кофигуративных культурах старшие по возрасту по - прежнему господствуют в том смысле, что именно они определяют стиль кофигурации,  устанавливают пределы ее проявления в поведении молодых. Имеются общества, в которых одобрение старших оказывается решающим в принятии новой формы поведения, т. е. молодые люди смотрят не на своих сверстников, а на старших как на последнюю инстанцию, от решения которой зависит судьба нововведения. Но в то же самое время там, где общепризнано, что представители некоторого поколения будут моделировать свое поведение по поведению своих современников и что их

поведение будет отличаться от поведения их родителей и дедов, каждый  индивидуум, коль скоро ему удастся выразить новый стиль, становится в

 некоторой  мере образцом для других представителен своего поколения.    Условия для перехода к кофигуративному типу культуры становятся особенно  благоприятными после возникновения высших цивилизаций, этих средств мобилизации ресурсов. Высшие цивилизации создают возможность представителям  одного общества аннексировать, покорить, присоединить, поработить или обратить в свою веру представителей других обществ и контролировать или же направлять поведение младших поколений. Часто, однако, кофигурация как стиль культуры длится только в течение краткого времени.

В примитивных  африканских обществах, рабство  практиковалось в больших 

 Масштабах, и они боялись отнестись к ряду таких людей где: - «Мертвые правят живыми»5. Порабощение применялось в качестве меры наказания, но и рабы,  являвшиеся выходцами из других групп, в культурном и физическом отношении  были подобны своим поработителям. Во многих случаях они располагали неотчуждаемыми правами. И после относительно небольшого промежутка времени семьи и потомки порабощенных включались в свободное общество. Клеймо рабства оставалось позорным клеймом на таких семьях, и можно было прибегнуть к различным уловкам, чтобы как-то скрыть прошлое, но не было никаких существенных различий в культуре или внешнем виде, различий, ограничивающих право потомков рабов принадлежать к культуре, в которой они были рождены.  В новогвинейских культурах не проводят различия между изменениями, глубоко затрагивающими сердцевину культуры, и изменениями поверхностными, которые могут происходить многократно, не касаясь этой сердцевины, Во всей этой зоне мы сталкиваемся с принципиальной однородностью тех характеристик культуры, которые могут заимствоваться и отбрасываться. Многие из них кочевали от племени к племени неоднократно. Анализ новогвинейских культур показывает,  как непрерывные малые изменения на поверхности могут фактически создавать устойчивую преемственность и стабильность более глубинных уровней культуры. Пионеры ( от фр. Pionnier6 ) и иммигранты ( от лат. Immigrans7 ), прибывшие в США, Канаду, Австралию или Израиль, не имели в своем прошлом опыте никаких прецедентов, основываясь на которых они могли бы не задумываясь строить систему воспитания своих детей.

 
  1. Цитата  француского философо О. Конта (родоночальник социологии).
  2. Рionnier, pion — первонач. «пехотинец»— первый в чём-то, первопроходец, член Всесоюзной пионерской организации.
  3. Immigrans вселяющийся — граждане одного государства, поселяющиеся постоянно или на длительное время на территорию другого государства.
 

Но и  дети, выросшие в новых  условиях, дети, создающие прочные связи  друг с другом, борющиеся и с  условиями новой среды, и с  устаревшими представлениями своих  родителей, копируют поведение друг друга все еще на очень подсознательном уровне. В США, где в одной семье за другой один за другим сын разрывал со своим отцом и уезжал на Запад или в другую часть страны, сама распространенность этого конфликта придавала ему видимость естественных отношений между отцами и

сыновьями.

 

2.1. Конфликты между  поколениями

   В обществах,  где мы сталкиваемся с сильным  конфликтом между поколениями,  конфликтом, находящим свое выражение  в стремлении отделиться или  же в  длительной борьбе  за символы власти при переходе  ее от одних к другим, вполне  возможно, что сам этот конфликт  является результатом какого-нибудь  серьезного изменения среды. Будучи  один раз включенными в культуру  и принятыми за неизбежность, конфликты такого рода становятся  составной частью  постфигуративных культур. Возникновение разрыва между поколениями, когда младшее, лишенное возможности обратиться к опытным старшим, вынуждено искать руководства друг у друга,— очень давнее явление в истории и постояино повторяется в любом обществе, где имеет место разрыв в преемственности опыта.    Ситуация, однако, приобретает совсем иной характер, когда родители сталкиваются у своих детей и внуков с таким стилем поведения, пример которому дают представители каких-то других групп: победители в завоеванном обществе, господствующая религиозная или политическая группа, коренные жители страны, куда они прибыли как иммигранты, старожилы какого-нибудь города, куда они мигрировали. В ситуациях такого рода родители вынуждены, в силу ли принуждения извне или же собственного желания, поощрять своих детей становиться частью нового порядка, осваивая новый язык, новые обычаи и новые манеры. Все это, с точки зрения родителей, может представляться как принятие детьми новой системы ценностей. Часто доступ ко всей полноте внутренней жизни той культуры, к которой они должны приспособиться,  очень ограничен, а у их родителей его вообще нет. Но когда они поступают в школу, начинают работать или идут в армию, они вступают в контакт со своими  сверстниками и получают возможность сравнить себя с ними.    В подобных ситуациях вновь прибывшие обнаруживают, что их сверстники,  принадлежащие к данной системе,— наилучшие наставники. Конфликты между поколениями прежде всего присущи классовым обществам с высокой вертикальной мобильностью. Молодой человек, завоевывающий иное положение в обществе, отличное от его родителей, будь они крестьянами или

представителями средних классов в аристократическом  обществе,

представителями угнетенной расовой или этнической группы, должен открыто и осознанно разорвать с постфигуративными моделями, олицетворяемыми его родителями и дедами, и искать новые модели для своего поведения.    Но в большинстве классовых обществ изменение рода занятий и социального положения, влекущее за собой видоизменение поведения, также связано и с изменениями в структуре личности. Как правило, первый разрыв со стилем поведения родителей возникает в результате полученного образования, в тех случаях, когда родители выбирают для своих детей образование нового типа, ставят перед ними задачу приобрести другую профессию. Последствия, однако, здесь зависят от ситуации. Если число таких молодых людей велико, они становятся образцами поведения друг для друга и, отвергая в новых условиях  поведенческие модели взрослых, рассматривают своих учителей и администраторов как противостоящую им силу, которую скорее нужно перехитрить, чем следовать ее примеру. Но когда число новообращенных, учащихся, новичков, вовлеченных в изменения, мало, моделью для их поведения служит поведение большинства. Либо же одинокий подросток, возможно, привяжется к одному наставнику, который как-то сможет поддержать его и повести по пути к зрелости. Исследователи подросткового возраста подчеркивают присущий ему конформизм. Но этот подростковый конформизм свойствен культурам двух типов: культурам, в которых кофигуративное поведение стало социально институционализированным на протяжении жизни многих поколений, например в обществе с институционализированными возрастными градациями, или же — противоположный  случай — культурам, где большинство подростков, не находя примера в  поведении своих родителей, чей опыт им чужд, вынуждены ориентироваться на  указания, которые могут дать им чувство принадлежности к новой группе. Переход к новому образу жизни, требующему приобретения новых умений и форм поведения, представляется более легким тогда, когда нет дедов, помнящих о прошлом, формирующих опыт растущего ребенка, закрепляющих непроизвольно все невербализованные ценности старой культуры. Отсутствие старшего поколения,  как правило, означает и отсутствие замкнутых узких этнических общип. И наоборот, если деды составляют часть группы, иммигрировавшей в чужое общество, тесные связи внутри деревенской общины могут обеспечить ее целостность. С физическим удалением поколения дедов и бабок из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают. Еще издавна они стрались быть как: - «Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом: считаясь с ее чувствами и неизменно благожелательно»8.  Характерная черта постфигуративной культуры — вопроизведение в отношении человека к своему ребенку или к своим родителям опыта прошлого — исчезает. Прошлое, когда-то представленное живыми людьми,  становится туманным, его легче отбросить или же исказить в воспоминаниях. В больших организациях устраняют старших чиновников, престарелого персонала, всех тех, кто своей личностью, памятью, неменяющимся стилем отношения к молодежи   укрепляет и поддерживает устаревшее, аналогично по своему характеру устранению дедов из семейного круга. Когда этого поколения нет или когда оно потеряло власть, молодежь может сознательно игнорировать стандарты поведения старших или же быть безразличной к ним. Подросток играет свою ограниченную и четко определенную  роль перед аудиторией более младших, и возникает полная кофигурация, при которой те, кто служит примером, всего лишь на несколько лет старше тех, кто у них учится. Нуклеарные семьи, исключающие поколение дедов и очень сильно ослабляющие все   остальные родственные связи, типичны для условий иммиграции, в которых большое число людей перемещается на далекие расстояния или вынуждено приспосабливаться к новому стилю жизни, очень несходному с прежним. Со временем эта установка на организацию нуклеарной семьи усваивается новой культурой; даже в тех случаях, когда в семью входят представители старшего поколения, их влияние сводится к минимуму.  Никто больше не ждет от них, что они будут служить образцами поведения для своих внуков либо же что они будут осуществлять строгий контроль над браками и карьерами своих взрослых детей. Установка на то, что дети уйдут от своих родителей либо же, окажутся вне их влияния, как в свое время сделали и сами родители, становится частью такой  культуры.

Информация о работе Культурная приемственность поколений