Культура вины и стыда как социологические категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 22:09, творческая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить культуры вины и стыда как социологические категории.

Задачами являются: проанализировать психологическое и социальное значение понятий «вина», «стыд»; сравнить культуры, в которых преобладает тот или иной регулятор человеческого поведения, привести примеры исторических социумов с ярко выраженной культурой вины и стыда.

Содержание работы

Введение

Раздел I. Социологическое трактование вины, понятие и характеристика культуры вины.

Раздел II. Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда.

Раздел III. Примеры исторических сообществ, представляющих культуру вины и стыда.

Выводы

Список использованных источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

культура вины и стыда.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

     Такая культура не может терпеть никакой другой. Чтобы ни натворили свои, они всегда правы, а чужие всегда не правы. Любое древнее общество стремится стать империей абсолютной и в идеале — всемирной. Абсолютен панславизм, пантюркизм, арийство. Вы легко можете найти сочинения, где утверждают, что Геракл родом из-под Курска, что этруски — это русские, а в Осетии вам скажут, что все европейские цивилизации созданы осетинами.

     Вся цивилизация выросла на культуре вины. Личная ответственность дала всю городскую культуру, привила  ремесленнику, торговцу честность, гордость за личное умение. Он работал честно не потому, что его увидят другие, а потому, что на него смотрит Бог. Вся наша история заполнена подвигами людей, не мирившихся с клановыми обычаями и поведением выламывавшихся из них.

     В истории моральных понятий встречается  много смешанных, переходных форм, причем новые отношения и переживания  сначала описываются в старых привычных терминах. Так, историки древнегреческой цивилизации единодушно считают ее «культурой стыда». Однако уже Демокрит включает в понятие стыда некое «внутреннее» измерение; он пишет, что «нужно, чтобы человек, сделавший нечто постыдное, чувствовал сначала стыд перед собой» (фрагмент 84), учит «стыдиться себя больше, Чем Других» (фрагмент 244) и т. д. Христианскую этику с ее идеей первородного греха часто называют классическим примером «культуры вины». Но слова «вина» и «виновность» встречаются в Ветхом завете лишь по два раза, а в Новом завете вообще отсутствуют, зато «стыд» упоминается очень часто, особенно в противопоставлении «славе». Даже у Шекспира слово «стыд» употребляется в 9 раз чаще, чем слово «вина». Этот тип культуры как раз и доминирует на эпической стадии развития многих этносов. Гомеровские поэмы, достаточно ярко иллюстрируют тип «культуры стыда». Вот почему «своеобразие воспроизводимой Гомером моральной ситуации состоит в том, что есть моральные индивиды, но отсутствуют сформулированные общеобязательные моральные нормы», то есть в нравственном социуме гомеровского общества отсутствует «абстрактно-фиксированный критерий различения нравственного и безнравственного». Этим, видимо, и объясняется тот факт, что гомеровские герои испытывают как страх перед общественной оценкой, так и трепет перед богами.

     Первые  пуритане, переселившиеся в Америку, стремились построить нравственность на фундаменте вины. Японцы же считают движущей силой морали терзания души, проистекающие из чувства стыда. Как пишет Бенедикт, "им стыдно не следовать столь явственно обозначенным у них предписаниям правильного поведения, стыдно не соблюсти баланс между различными обязанностями или не предусмотреть возможных случайностей. Стыд - основа нравственности, говорят они. Лишь человек, чувствительный к стыду, способен в точности следовать предписаниям добродетели". "Человек, знающий стыд" - так говорят о человеке с высокими моральными качествами, о человеке чести. "Стыд занимает в японской этике то же самое место, что в западной этике отводится понятиям "чистая совесть", "исполнение Заветов Господних", несотворение греха". Боязнь быть отлученным от семьи, родни, общины с раннего детства становится действенным регулятором поведения. В России, если ребенок не слушается или шалит сверх меры – грозятся не пустить его гулять, выйти из дому. Японские родители поступают наоборот – грозятся не пустить его в дом, то есть в семейный круг, круг «амаэ». Основным положением работы воспитателей в японском детском саду со всеми детьми, от одного года до шести лет, считается принцип любви и терпения. И здесь их не порицают, не ругают за проступки, а приучают находиться в группе и согласовывать свое поведение с ее нормами. Японцы считают, что групповое поведение нужно начинать культивировать у детей на первом году жизни. Если ребенок ведет себя хорошо, все нежат, балуют его. В результате к совершеннолетию японец прочно усваивает, что в обмен на послушание группе, будь то семья, школа или фирма, люди будут к нему добры, снисходительны, а для достижения успехов это окажется полезнее индивидуализма, самостоятельности или строптивости. В традиционной японской культуре категория стыда тесно связана с очень важным понятием синто – скверна. Они могут рассматриваться как соответствующие по своему значению западным понятиям вины и греха. Носители «культуры стыда» живут не по абсолютным раз и навсегда установленным принципам, как например, библейские заповеди, а по критериям относительным, ситуационным. Эта повышенная чуткость японцев к «стыдным» ситуациям делает их строгими к себе, но терпимыми к другим. В японской культуре вообще нет ригористического отношения к человеческим слабостям. Эта релятивность принципов взаимосвязи людей и оценки их поведения делает границы допустимого и недопустимого подвижными и в рамках семьи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы

     Чувства стыда и вины тесно связаны друг c другом и почти неразличимы. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть. Появление культуры, в которой преобладает тот или иной фактор-регулятор человеческого поведения, обусловлено исторически.

     Что же касается нашего общества, то некоторые исследователи считают, что в Украине наблюдается интересный феномен, когда люди впитывают в себя и "культуру вины" и "культуру стыда". Есть также исследователи, считающие, что в нашем обществе нет ни культуры стыда, ни культуры вины, а есть культура страха.

     На  мой взгляд, последняя точка зрения более обоснована. Среди причин возникновения культуры страха в Украине можно выделить такие события прошлого века, как голодоморы, репрессии, а также, возможно, комплексы украинцев, связанных с восприятием Украины как «недогосударства».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников и литературы

1.Аксенов Г.П. О формировании личности в историческом времени. – Развитие личности №2/2005.

2. Бенедикт Р. Хризантема и меч. СПб., 2004

3. Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры, — Тезисы докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970, с. 98—101.

4. Ярхо В. Н. Вина и ответственность в гомеровской эпохе.—Вестник древней истории, 1962, № 2

5. Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. M., 1976, с. 90—91.

6. Аксенов  Г.П. От стыда к радости. –  Отечественные записки №4/2002

7. Аверинцев С. Тоталитаризм: ложный ответ на реальные вопросы. -  Родина. 2002. №10. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура вины и стыда как социологические категории