Культура вины и стыда как социологические категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 22:09, творческая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить культуры вины и стыда как социологические категории.

Задачами являются: проанализировать психологическое и социальное значение понятий «вина», «стыд»; сравнить культуры, в которых преобладает тот или иной регулятор человеческого поведения, привести примеры исторических социумов с ярко выраженной культурой вины и стыда.

Содержание работы

Введение

Раздел I. Социологическое трактование вины, понятие и характеристика культуры вины.

Раздел II. Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда.

Раздел III. Примеры исторических сообществ, представляющих культуру вины и стыда.

Выводы

Список использованных источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

культура вины и стыда.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУЛЬТУРА  ВИНЫ И СТЫДА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ  КАТЕГОРИИ:

творческая  работа по социологии 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы 3-А

Шевченко  Анна Николаевна

Научный консультант:

Масальский  В.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк  – 2009

     План

     Введение

Раздел I. Социологическое трактование вины, понятие и характеристика культуры вины.

Раздел II. Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда.

Раздел III. Примеры исторических сообществ, представляющих культуру вины и стыда.

          Выводы

          Список использованных источников  и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Введение

     Чем сложнее и динамичнее изучаемая  система, будь то культура или личность, тем большую роль в ее функционировании играет саморегуляция и тем сложнее должны быть ее внутренние регулятивные механизмы. При изучении социологии и культуры большое значение в этой связи придается соотношению страха, стыда и вины как регуляторов человеческого поведения — индивидуального и группового. Здесь могут быть выделены два подхода. При первом противопоставляются друг другу страх как инстинктивно-биологическое, присущее всем животным, настороженное отношение к потенциально враждебным и опасным внешним силам, и стыд как специфически человеческий, сформированный культурой психический механизм, гарантирующий соблюдение определенных норм и обязанностей по отношению к «своим».

     При втором, более традиционном подходе  противопоставляются стыд как ориентация на внешнюю оценку (что скажут или подумают окружающие?) и вина как ориентация на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней, интернализованной нормы вызывает у индивида угрызения совести (самообвинение).

     Начиная с конца прошлого века в украинском обществе стремительно меняется не только направление морально-этических ценностей, но и внутренние механизмы регуляции человеческого поведения. В настоящее время мы уже имеем дело с результатами этих изменений; и сейчас, как никогда ранее, важно определить средства социального контроля современного общества.

     В культурологических исследованиях  эти понятия еще более многозначны  и связаны с контекстом. Сравнительно-исторические исследования показывают, что разные средства социального контроля не столько сменяют друг друга, сколько сосуществуют, дифференцируясь по сферам своего влияния. Ю. М. Лотман убедительно показывает, например, что стыд и страх не только регулируют разные сферы отношений (стыд существует только в отношениях со «своими»), но само их соотношение может изменяться в зависимости от конкретных исторических условий. Так, сословный кодекс чести, запрещая дворянину обнаруживать страх, вытесняет его в подсознание, стыд оказывается сильнее страха. Напротив, в атмосфере массового террора или грубого восточного деспотизма гипертрофия страха вызывает почти полную атрофию чувства стыда (на это обращал внимание уже древний китайский историк Сыма Цянь), делая людей бесстыдными, так что они перестают понимать даже нормы порядочности, считавшиеся элементарными в прошлом (характерный пример—моральная деградация немецкого общества в годы фашизма, когда многие люди не испытывали не только вины, но даже стыда, донося в гестапо на своих знакомых, и т. п.).

     Страх - тревога человека за то, «что с ним  сделают», если он нарушит или уже нарушил какое-либо правило. Страх, как отмечает Ю. М. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм.

     Это - «стыд как ориентация на внешнюю  оценку (что скажут или подумают окружающие?) и вина как ориентация на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней, интернализованной  нормы вызывает у индивида угрызения  совести (самообвинение). Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р. Бенедикт в своей знаменитой книге «Хризантема и меч» противопоставляла западные культуры вины восточным культурам стыда.

     В качестве типичной культуры стыда она рассматривала японскую культуру, где «стыд считается основой всех добродетелей». В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих. «Стыд означает тревогу за свою репутацию; он возникает, когда индивид чувствует, что он в чем-то слабее других», например из-за незрелости или порочности характера.

     Фрейд выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

     Имитацией называется осознанная попытка ребенка  копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания  принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.

     Имитация  и идентификация являются позитивными  механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

     Целью данной работы является изучить культуры вины и стыда как социологические  категории.

     Задачами  являются: проанализировать психологическое  и социальное значение понятий «вина», «стыд»; сравнить культуры, в которых преобладает тот или иной регулятор человеческого поведения, привести примеры исторических социумов с ярко выраженной культурой вины и стыда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Раздел I. Социологическое трактование вины, понятие и характеристика культуры вины.

     Вина  – продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью  как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок. 
Впервые эти понятия были сформулированы в книге американского специалиста по культурной антропологии Рут Бенедикт "Хризантема и меч. Модели японской культуры". В главе "Нравственная дилемма" Р. Бенедикт говорит следующее: "В культурно-антропологических исследованиях оказывается чрезвычайно важным учитывать различие между культурами, придающими особое значение стыду, и культурами, делающими упор на вину». Считается, что «Везде, где поведение предписывается коллективом, существуют общие представления, которым отдельный индивид следует, иногда органов принуждения и вовсе нет. Человеку стыдно действовать иначе, нежели принято. Неудобно перед соседями, перед членами прихода, перед товарищами по оружию. Он смотрит на себя глазами других. Подобные культуры называют культурами стыда». Но "в системе социальной регуляции, основанной на стыде, человек не испытает облегчения от исповеди". Более того, человеку в таком обществе очень трудно дается признание в совершении неблаговидного поступка. В рамках "культуры стыда" нет оснований беспокоиться о совершенном проступке, "пока люди не узнали". "Поэтому-то в «культурах стыда» (shame culture) исповедь не предусматривается. Здесь религиозные обряды, как правило, служат не для замаливания грехов, а для испрашивания благополучия.

     А "общество, в котором предписываются абсолютные критерии морали, которое зиждется на воспитании совести у каждого его члена, представляет собой "культуру вины" (guilt culture) по определению". Есть другая культура, уже не клановая, а – личностная – культура вины. Личностная ответственность привила честность, гордость за поступки. Человек поступает честно не потому, что его увидят другие, а потому, что на него смотрит Бог".

       Иными словами, культура вины выработала универсальные  правила поведения на основании  высшего долга, общего для всех.

       Однако  же человек из такого общества помимо вины вполне может быть терзаем и стыдом - например, если не к случаю одет. Причем терзания, вызванные стыдом, могут быть весьма значительны, к тому же стыд, подобно вине, нельзя облегчить признанием или каким-либо видом искупления.

       С целью проанализировать понятие «вина», я обратилась к толковым словарям.

       Вина - проступок, прегрешение, провинность.. || Ответственность за совершенный проступок. (Ушаков) 
Вина (лат. culpa), юридич. термин, означает необходимое условие ответственности как гражданской, так и уголовной. Для наличности гражданской вины требуется: сознание совершенного и воля совершить именно то, что совершенно. (Брокгауз и Ефрон) 
ВИНА - психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего (юридический словарь).

       Чувство вины - это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное  или замышленное по отношению  к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности.

       Если  в культуре велико значение чувства  вины в качестве регулятора поведения, действия оцениваются и осуждаются самим человеком в соответствии с интернализованными нравственными  нормами, даже когда окружающие не знают  о его преступлениях. Суд над человеком, «включая не только его поступки, но и его помыслы», осуществляет совесть как внутренняя моральная инстанция. Впрочем, существуют специальные способы, позволяющие человеку облегчить сознание греховности, например в христианстве подобную функцию выполняет исповедь.

       Враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают чувство вины; оно в свою очередь подавляет возможность  человека утвердится в соревновании с другими. Невозможность самоутвердиться  тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый круг, лежащий в основе многих невротических расстройств.

       Большинство психологов и психоаналитиков пребывают  в уверенности, что чувство вины имеет, скорее, деструктивный характер. Например, британские специалисты из университета Халла заявляют, что «чувство вины снижает сопротивляемость организма инфекции». Более того, согласно американскому психологу Афродите Матсакис (Aphrodite Matsakis), «во многих случаях вина является основополагающей причиной лени, нерешительности, депрессии, патологической тревоги, переедания, алкоголизма, наркотической и сексуальной зависимости». Чувство вины нередко подталкивает человека к самоубийству: по статистике почти 80% взрослых, которые когда-либо предпринимали попытку покончить с собой, страдали от хронического чувства вины или стыда.

       Неоднозначность данного феномена проявляется уже  в том, что мнения о чувстве  вины расходятся даже непосредственно в психологических кругах. Например, достаточно широко распространена точка зрения о том, что человечество не смогло бы нормально функционировать без чувства вины: некоторые полагают, что вина «помогает нам контролировать «зверя внутри нас» — нашу жадность, гнев и похоть».

       Другие  заявляют, что благодаря чувству  вины мы извлекаем уроки из своих  ошибок и впоследствии, попадая в  похожую ситуацию, мы удерживаемся от дурных поступков, памятуя о наказании  и о наших собственных неприятных эмоциях, вызванных угрызениями совести. Психолог Шери Рон (Sheri Rone) в статье для «Лос-Анджелес Таймс» пишет, что вина есть эффективный способ «уравновешивания влияния» в контексте семейных отношений: в определенных ситуациях более «слабый» супруг может манипулировать более «сильным», прибегая, например, к таким фразам, как: «Если ты меня любишь, ты не сделаешь...» или: «Если ты меня любишь, ты обязательно сделаешь...»

       Наконец, чувство вины рассматривается как  своего рода «стимулятор», благодаря  которому мы выполняем свои обязательства по отношению к работе и учебе, к супругу, детям и родителям, к обществу и т.д. 

       Культура  вины - традиция, при которой центральное значение придается переживанию человеком вины за свои ошибки.

Информация о работе Культура вины и стыда как социологические категории