Группы риска и их изучение в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:58, реферат

Краткое описание

Государство и общество призваны удовлетворять нужды уязвимых социальных субъектов исходя из принципа социальной справедливости. Это составляет значительную трудность, т.к. категории социально-уязвимых граждан многочисленны, а их состав и статусные характеристики значительно различаются.

Содержимое работы - 1 файл

группы риска.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социологический факультет

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Группы  риска и их изучение в социальной работе

(доклад) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 2 курса гр.1091

Епихина О.В.

Проверила ст.преп. к.с.н.

Мазайлова Т.А. 
 

2010

 Государство и общество призваны удовлетворять  нужды уязвимых социальных субъектов  исходя из принципа социальной справедливости. Это составляет значительную трудность, т.к. категории социально-уязвимых граждан многочисленны, а их состав и статусные характеристики значительно различаются.

 При анализе особенностей групп населения, находящихся в трудной жизненной  ситуации, делается акцент на две важнейшие общие и взаимосвязанные между собой характеристики – социальное отчуждение, которое выражается в деформации социальных контактов с окружающими людьми, и дезадаптацию, т.е. нарушение процессов социальной адаптации.

   Объекты социальной работы включают в себя не только тех людей, которые уже оказались в трудной жизненной ситуации. С учетом превентивного аспекта социальной работы, особое внимание уделяется группам населения, имеющим очевидную возможность оказаться в трудной жизненной ситуации.

 Их  обычно характеризуют с помощью  условного термина «группы риска». На самом же деле речь в этом случае идет о группах повышенного риска, так как группами риска в современном  российском трансформирующемся обществе являются практически все категории населения.

 Риск – это деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда существует вероятность и успеха, и неудачи.

 Следовательно, среда риска – это неопределенность и альтернативность при принятии решений. В ситуации риска, которая складывается в результате синтеза объективных обстоятельств и индивидуальных и групповых предпочтений, у человека существует возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, соотнеся факторы, способствующие успеху и поражению.

 В отличие  от индивидуального риска, когда  уменьшение его степени зависит  от поведения отдельных людей, социальный риск связан с систематическим взаимодействием  с опасностями, вызываемыми самим  процессом развития общества.

 Соответственно, возникает необходимость учета  и регулирования социальных факторов и процессов, результаты которых  могут оказаться неприемлемыми  и угрожать жизнедеятельности общества и социальному здоровью его граждан.

 Многие  зарубежные и отечественные авторы (У.Бек, К.Уильямс, О.Яницкий, В.Чупров и др.) характеризуют современный социум как «общество риска», где риски не поглощаются, а распространяются и атомизируются, не поддаваясь контролю со стороны социальных институтов.

 Так, российский социолог О.Н.Яницкий выдвигает концепцию, в которой Россия интерпретируется как общество всеобщего риска, где риск становится элементом повседневной жизни, а социальное здоровье, права человека, экологические проблемы, медицина, образование находятся в низу шкалы национальных приоритетов.

 В подобных обществах повышается степень риска  многих категорий населения.

 «Группы риска» – это люди, социальное положение  которых не имеет стабильности, и  они, являясь как объектами, так  и субъектами риска, имеют наибольшие шансы оказаться в трудной жизненной ситуации, ведущей к их физической, моральной и социальной деградации.

 К «группам риска» могут быть отнесены многодетные, молодые и неполные семьи, ряд  категорий лиц с аддиктивным  поведением, люди пожилого возраста, самостоятельно проживающие выпускники детских домов и т.д.

 Основным  источником риска для этих индивидов  и групп в России являются социально-экономические  процессы периода перехода к рыночному  хозяйствованию, когда ослаблены  государственные и общественные рычаги воздействия на ситуацию. В этих условиях социальный риск носит тотальный характер, и любой индивид или социальная группа находятся в зоне потенциальной уязвимости.

 Особое  внимание следует уделить семье  как элементу общества, который может  войти в группу риска.

 В понятие  «семья» изначально входили представления  о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья является первичной защитной средой индивида. Однако она же может стать причиной лишений и ущемления индивида и фактором жизненных кризисов. Так, внутрисемейные конфликты между родителями могут вызывать у детей болезненные психические реакции и провоцировать суицидальные попытки и даже самоубийство. Естественное разделение семьи на поколения может сопровождаться различными формами насилия. Как показывают зарубежные исследования, агрессия взрослых в отношении детей в современном обществе все более возрастает: число детей, убитых своими родителями в десять раз больше, чем число убитых сексуальными преступниками.

 Что касается современной российской семьи, то ее возможности усложнены социально-экономическим  кризисом. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и  сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. Согласно исследованиям среди подростков, проживающих с родителями, только 11% хотели бы быть похожими на свою мать, 8% — на отца, 2% — на обоих родителей.

 В 90-х  гг. наметилась тенденция роста социально  неблагополучных семей. В Москве на 1 января 1995 г. на учете состояло 6,4 тысячи семей группы риска, в которых родители злоупотребляли алкоголем, вели антиобщественный образ жизни, не занимались воспитанием детей. В 1994 г. только в Москве родительских прав были лишены 417 родителей.

 Помимо  объективных социально-экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «отец — мать», «родители — дети»: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение понимать проблемы ребенка и интересоваться ими и т.п. Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции родителей и детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций, изменяющихся на разных стадиях существования семейных отношений, осложняет социальное функционирование индивидов. Другой полюс проблем — это брачно-семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем, осложняющих жизненные стратегии как детей, так и брачных партнеров.

 Процессы  социализации в семье включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в определение разрешенного и неразрешенного, в ценностные ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в системе брака, формализированных различным образом личностными особенностями родителей; в соответствии с ними ребенку предоставляются различные степени свободы самоопределения, самопредставления и развития. Хотя активная роль ребенка в процессе социализации, понимаемом как процесс взаимодействия взрослых и ребенка, только в последнее время попала в поле зрения исследователей, стиль воспитания родителей изучался достаточно давно, в частности взаимосвязь между родительским авторитетом и принадлежностью к тому или другому социальному слою. Не вызывает сомнений и сильная зависимость социализации от материальных и психологических факторов и условий жизни семьи. При этом, несмотря на небольшое значение внешних контактов для процессов социализации в семье («общественная изоляция семьи»), растут внесемейные проблемы детей (успеваемость в школе), которые связаны с семьей (например, помощь и контроль при выполнении домашних заданий) и способны вызвать семейные конфликты.

 Процесс социализации — это процесс научения. Процесс обучения в семье отличается от формального учебного процесса в образовательных учреждениях многими особенностями: это обучение посредством участия в повседневных действиях, посредством подражания и идентификации с тем или иным членом семьи, с его поведением. Процесс обучения в семье закрепляется его связью с познавательными и эмоциональными компонентами, когда послушание, касающееся разрешения и запрещения каких-либо действий, влечет за собой поощрение и наказание. Не менее важно для ребенка, приводят ли его поступки к родительским одобрению или раздражению. Эти особенности формируют глубокое и долговременное воздействие процесса обучения в семье и делают его особо значимым для ранней социализации («первичная социализации») ребенка. Развитие уверенности в себе и доверия к окружающей среде, приучение к самоконтролю (например, соблюдение чистоты), приобретение основных навыков действий (язык, пространственные и временные ориентации) и соответствия ролевым ожиданиям (например, возрасту, полу) и формирование длительной мотивации поступков (например, мотивация успеха, управление агрессией) — все это представляет собой аспекты процессов обучения в рамках первичной социализации, которая предполагает длящуюся во времени и персонализированную среду обучения.

 Воспитание  самостоятельности, навыки планирования собственного времени, умения задавать вопросы и удовлетворять любознательность, потребность в эмоциональном  переживании — эти принципы обучения ребенка в рамках семьи, по сути дела, те же самые, что и в формальных образовательных учреждениях. Однако все эти активации находят оценку — поддержку или ограничение — у взрослых, от которых ребенок находится в постоянной зависимости. Когнитивные процессы обучения ребенка в сочетании с авторитетными отношениями (ср. «доминантная система») и с аффективными отношениями (ср. «система симпатий») между родителями и детьми могут содействовать развитию готовности ребенка к учебе и навыков к учению в школе. Аффективные связи в сочетании с авторитетными отношениями между родителями и детьми и с когнитивными процессами обучения могут содействовать развитию гибкой идентичности, но могут стать и своего рода «тюрьмой», которая будет препятствовать развитию идентичности, уверенности в себе и самостоятельности.

 Процессы  социализации могут рассматриваться  и как коммуникативные процессы (определением «процессы обучения»  можно особо выделить содержательный уровень, определением «коммуникативные процессы» можно выделить уровень отношений социализации и воспитания). Взаимовлияние родителей и детей в первую очередь происходит в рамках символического понимания (через интонации, мимику и жесты). Неоднократно указывалось на то, что частота и стиль языковых коммуникаций или частота смеха имеет важное значение для когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка. Это же касается и вопроса о том, следует ли обосновывать запрет или разрешение, и т.д. Форма и стиль коммуникации, техники поощрения и наказания, как правило, перенимаются родителями в более или менее осознанном виде из субкультурной среды и опыта семьи, из которой они происходят.

 Но  невсегда родители имеют правильные представление о воспитании  своих  детей. К тому же их социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

   Сложнейшая стадия семейных отношений наступает в период, когда дети становятся подростками. В это время у ребенка происходит перенос центра социализации из семьи в группы ровесников; наблюдается тенденция ослабления эмоциональных контактов с родителями, важную роль для подростков начинает играть внешний вид, атрибуты и формы поведения молодежной субкультуры. 

   Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов.

   Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.  Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети.

   Как взрослые, так и дети в семьях "группы риска" играют определенные роли. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким является проблемы в семье. Авторами описаны три основных роли, которые могут брать на себя дети:

   Герой семьи, ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье;

Информация о работе Группы риска и их изучение в социальной работе