Готовность студенческой молодёжи к вступлению в брак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследовать психологическую готовность студентов к вступлению в брак.
Гипотезы исследования:
1. Студенческая молодёжь положительно относится к браку.
2. Студенты психологически готовы к вступлению в брак во время обучения в ВУЗе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
1. Теоретическое исследование готовности студенческой молодежи к браку……………………………………………………………………………5-35
1.1. Готовность как социально-психологический феномен…………5-9
1.2. Студенческая молодежь как объект изучения социальной работы…………………………………………………...……......9-19
1.3. Социально-психологические характеристики молодой семьи…………………………………………………………….19-35
2. Эмпирическое исследование готовности студенческой молодежи к браку ………………………………………………….........................................36-38
2.1. Организация и ход исследования…………………………………36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….36-38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39-40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………41-42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………

Содержимое работы - 1 файл

Готовность студенческой молодёжи к вступлению в брак.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

В целом на данном этапе исследования мы пришли к выводу, что проблеме формирования психологической готовности студентов к брачным отношениям уделено недостаточное внимание. Анализ научной литературы показал, что отсутствуют комплексные программы, предусматривающие психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования психологической готовности студентов к брачным отношениям.

 

1.2 Студенческая молодёжь как объект социальной работы

 

Обращение к проблеме социальной работы с учащейся молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в ХХI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей  получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и  вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки учащейся молодежи.

Тезис "Трудно быть молодым" должен быть осмыслен и реализован социально-педагогически, обеспечивая реальную социальную поддержку российской молодежи.

Обращение к американскому опыту социальной работы с молодежью обусловлено тем, что США является родиной социальной работы, где она появилась как профессиональная деятельность в конце 19 века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной  в социальной работе, признается во всем мире. Более того, в большинстве стран (и это было подтверждено на последних Всемирных конгрессах по социальной работе) используются сегодня именно американские модели организации социальной работы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии.

Однако, на наш взгляд, поиск собственных, аутентично российских моделей социальной работы с молодежью должен вестись не путем механического заимствования тех или иных американских социальных парадигм и доктрин и приспособления их к местным нуждам, а на основе творческого использования американского опыта с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.

К сожалению, сегодня в отечественных социо-гуманитарных науках изучение организации социальной работы с учащейся молодежью за рубежом скорее намечено, чем глубоко проанализировано. Имеет место запаздывание теоретического осмысления опыта организации и содержания социальной работы с молодежью за рубежом, тогда как изучение опыта решения социальных проблем молодежи в других странах позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе. Более того, компаративные исследования такого плана представляют особой интерес и ценность именно в переходный период, когда во всем мире, в том числе и в нашей стране, происходят глубокие качественные изменения сущностных характеристик, смена парадигм, видения задач и места образования и воспитания в современном обществе и в частности - глубокой внутренней связи социального становления молодежи с национальной спецификой, местной культурно-исторической самобытностью, народной педагогикой.

Знание и изучение американского опыта для России особенно значимо, так как при всех существенных различиях между этими странами, объективно именно они оказывают огромное влияние на формирование инвариантных социально-этических приоритетов будущего мира. Исследование американского опыта  важно для осмысления естественных явлений взаимодействия, взаимообогащения все еще существенно различных и во многом  искусственно разобщенных социальных систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования интеграционных процессов.

Отечественная литература об организации социальной работы с учащейся молодежью в США фрагментарна и невелика. К тому же в публикациях имеет место как излишняя переоценка, даже известная абсолютизация американского опыта, так и его недооценка. С одной стороны, существует тенденция считать, что в США уже проторены дороги к решению чуть ли не всех социальных проблем молодежи, и нет смысла тратить время на поиск своих путей, лучше взять в готовом виде уже проверенные социальные модели (причем не только современные, но и прошлых лет). С другой стороны, встречаются и утверждения, что изучать американский опыт не обязательно на том основании, что у нас свои трудности, свои проблемы и своя специфика их решения. 

Обе эти позиции полярны. Необходимо отвергнуть старые предубеждения и новые стереотипы, относящиеся к нашим коллегам в западном полушарии, оценить реальные успехи американцев в области социальной работы с учащимися и уяснить для себя, в чем именно следует идти другими путями. На это  обращают внимание и сами американские специалисты (В.Девор, Б.Лэгей, В.Поллард и др.), которые призывают не копировать опыт США, а более глубоко разобраться в нем, чтобы общие тенденции развития социальной работы в мире нашли адекватное отражение в национальной практике и, тем самым, обогащалась мировая теория и практика социальной работы.

Абстрагируясь от частностей, можно констатировать, что социальная работа с молодежью в США осуществляется через "Государственные и негосударственные программы поддержки молодежи", что трактуется весьма широко и распространяется на любой вид правительственной и благотворительной деятельности - от детально разработанного комплекса мероприятий до акта выделения из бюджета определенной суммы средств на финансирование отдельных мероприятий, имеющих весьма неопределенный характер[11, c263].

Реализация государственных программ, как правило, лишь в самой общей форме контролируется правительством, а сами критерии весьма расплывчаты. Так, в качестве "критериев приемлемости" в большинстве программ предусматривается широко трактуемые "неблагоприятные экономические условия" и возрастные пределы, чаще всего возраст до 21 года.

В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодежи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодежи, "Лиги неограниченных возможностей кампуса", "Студенты за ликвидацию голода", "Лицом к улице", программа "Хелп" для одиноких матерей до 20 лет, "Приобщение к городским проблемам" и, конечно же,  программы Армии спасения, которые  охватывают в настоящее время все профессиональные учебные заведения страны[11, c234].

Программы социальной работы с учащимися профессиональных учебных заведений в США строятся на основе следующих ведущих принципов: периодическая обновляемость содержания программы социальной работы,  гибкость, универсальность, критичность в оценке содержания программ,  вычленение обязательного и вариативного компонентов в программах и социальных проектах, скоординированность действий всех субъектов социальной работы,  обязательная включенность учащихся в различные виды социальной практики, внедрение идеи партисипативности, которая характеризуется интерактивным общением всех заинтересованных лиц по вопросу определения целей, содержания, форм и средств организации социальной работы и использует неформальные пути привлечения учащихся и их родителей в процессы принятия решений.  

Картина социальных услуг для студентов и преподавателей достаточно пёстрая: большое количество фрагментарных и узко специализированных видов помощи. Департамент образования, здравоохранения и социального благосостояния правительства США сгруппировал все виды помощи, оказываемые студентам, в две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях.

Первый вид помощи обеспечивает адекватные стандарты существования, здоровья и благосостояния студента и может быть оказан в том случае, если у него недостаточный доход, или же он вообще не в состоянии учиться.  Помощь для поддержания жизненного уровня оказывается разово или в течение длительного времени, в зависимости от продолжительности тяжелого положения нуждающегося, а ее объем определяется в соответствии с конкретным случаем. Данная помощь может быть выражена в форме долговременной помощи или единовременного пособия. Это может быть выплата для приобретения одежды, обуви, мебели, постельного белья, одежды для беременных и новорожденных, а в определенных условиях - для ремонта, переезда, на рождество[12, c201].

Второй вид помощи - помощь в особых жизненных ситуациях - предусмотрен для молодых людей, которым необходима поддержка в особых ситуациях, как, например, болезнь, увечье, содействие в профессиональном образовании или удары судьбы. Помощь в особых жизненных ситуациях оказывается независимо от того, виноват ли в этом случае сам нуждающийся или нет. Тот факт, что нуждающийся не имеет возможности помочь себе сам или получить  помощь от других, оказывает решающее значение. Оба вида помощи реализуются через социальные службы местных общин или учебных заведений. Существует также ряд выездных социальных бригад, в которых работают добровольцы из благотворительных организаций. В отдельных случаях оплату этих услуг берет на себя социальная служба университета[12, c202].

Формальная организация: оказываемые услуги студентам четко определены и отличаются от неформальной помощи;

Социальная ответственность и подотчетность: агентства существуют для целей, санкционированных обществом, государством, конкретным учебным заведением и отвечают за их реализацию;

Отсутствие мотива выгоды как главной цели: социальные агентства существуют вне системы свободного предпринимательства и не основывают свою деятельность на базе гонораров за услуги, хотя частичная плата по скользящей шкале с некоторых студентов может взиматься; основной источник финансирования - государственные и частные субсидии;

Социальные агентства предназначены специально для удовлетворения потребностей университетской общины через процессы социализации, социального контроля и социальной интеграции (сохранение депривированных групп, студентов с особыми нуждами в качестве полноправных членов общества).

Социальная работа в американских профессиональных школах в начале 21 века - это своего рода метаинститут, который охватывает множества видов социальной помощи и профессиональной деятельности (педагогов, психологов, врачей, юристов), но ключевое место здесь принадлежит социальным работникам, которые во многом реализуют основные функции системы социального благосостояния.

Большая социальная работа проводится студентами - волонтёрами социальных служб. По подсчётам экспертов, сегодня более 75% молодых американцев входят, по крайней мере, в одну добровольческую группу. Иначе говоря, американский "третий сектор" включает в настоящее время свыше 1 млн. организаций, несущих основной груз социальной защиты и поддержки населения.

Хотя рядом с учащимися в учебном заведении есть и другие профессионалы (учителя, врачи) или добровольные помощники-волонтеры, тем не менее социальные работники должны быть особенно хорошо подготовлены для выполнения тех особых функций, которые   непосредственно  связаны  с  их  профессией.  Назовем несколько из них:

Учитель социальных и адаптивных (приспособительных) умений, цель которого подготовить учащихся к  искусству  предотвращения трудных   жизненных  ситуаций  или  повышению  их  способностей приспосабливаться в изменяющихся социальных процессах [12, c187].

Консультант-клиницист, цель которого помочь учащимся изменить их социальное функционирование путем проникновения  в  их внутренний мир, анализа своих чувств, вызванных проблематичными общественными ситуациями или какими либо аспектами жизнедеятельности,  что позволит им достигнуть желаемого роста. Это непосредственное  индивидуальное  занятие  с  личностью  с  целью систематического воздействия на внутренний мир и психику учащегося для того,  чтобы разрешить,  ограничить или обеспечить облегчение  развивающейся межличностной,  или поведенческой,  или иной проблемной ситуации [12, c187].

Руководитель рабочей   нагрузки,  целью  которого  является установление баланса в рабочей нагрузке учащегося в период  его обучения в учебном заведении. Функции его могут быть следующие: - распределение учебного времени;  - помощь в выборе предметов для изучения, - обработка  информации;  - планирование учебного времени и т.д[12, c188].

Есть в  высших  учебных заведениях еще и такие работники, как агенты по вопросам социальных изменений, управляющий делами учащегося как клиента,  брокер общественных услуг и др., но их основное внимание  направлено  больше  на  взрослых  людей, достигших  21 года[11, c249].

Среди направлений работы социального работника  в  учебном заведении особо важным считаются консультирование и профессиональное руководство деятельностью студентов,  колледжей и университетов.  Большое внимание уделяется также проблемам,  связанным с учебой, добровольному уходу из колледжа и отчислению, достижениям и затруднениям с учебой,  потребностью в отработке конкретных учебных навыков,  затруднением  в  выборе  наиболее подходящих курсов обучения и т.п.  Особое место в работе, требующее серьезной психологической подготовки, занимает разрешение личностных проблем и затруднений студентов:  эмоциональных срывов, любовных неудач, трудностей в установлении взаимоотношений с преподавателями, однокашниками, семьей, утрата уверенности в себе и правильности выбора своего будущего и т.д.

Однако нередко круг вопросов, требующих содействия специалистов,  значительно шире, они выходят за рамки чисто педагогического содействия.  Это и проблемы здоровья,  и вопросы финансовой помощи,  и размещения на работах,  и возможности  для внепрограммной  деятельности,  и жилищные вопросы,  и проблемы питания и т.д.  И все они так или иначе сказываются  на  самочувствии учащегося.

Интерес к консультированию,  его организации, видам и качеству, а также признание его роли в улучшении образовательных возможностей в разных учебных заведениях не одинаков. Различается степень и вид ответственности, приписываемой консультированию в отдельных учебных заведениях. Если колледж уделяет мало внимания или вовсе не занимается систематическим консультированием,  студенты ищут его при возникновении затруднений сами,  обращаясь к педагогам, администрации или в другие организации. Консультирование, таким образом, все-таки происходит, но при этом возникает вопрос:  кем,  как и с какой эффективностью оно осуществляется,  каков вклад именно колледжа, его социально-педагогической службы в совершенствовании этого вида обслуживания и принимают ли на себя образовательные институты  обязательства в отношении благополучия своих студентов.

Информация о работе Готовность студенческой молодёжи к вступлению в брак