Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа
Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. В России это богатство гибнет. Что можно ждать от детей, которые выросли в подвалах и на чердаках? Чему их сможет научить улица? Кем они станут, достигнув совершеннолетия? Уже давно пора было ответить на эти вопросы, причем на самом высоком уровне. Государство обязано обеспечить всех детей конституционными правами на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными и полноправными гражданами общества.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д.Н. Прянишникова»
кафедра истории ,социологии и права.
Контрольная работа
по дисциплине «Социология и политология»
по теме «Беспризорные дети в России»
заочного обучения
Специальность:
Агрохимия и агропочвоведение
Шифр Ах-08-24
Падерина Т.Е.
Проверил: старший
преподаватель Пучков А.А.
Пермь 2012
Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. В России это богатство гибнет. Что можно ждать от детей, которые выросли в подвалах и на чердаках? Чему их сможет научить улица? Кем они станут, достигнув совершеннолетия? Уже давно пора было ответить на эти вопросы, причем на самом высоком уровне. Государство обязано обеспечить всех детей конституционными правами на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными и полноправными гражданами общества.
Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Сегодня в России, пухнущей от нефтяных и газовых денег, по самым осторожным оценкам, – 4–6 млн. беспризорных детей. Но, поскольку четкого учета нет, их может быть больше. И некоторые эксперты утверждают: беспризорников в России уже 7 миллионов (если учесть миграционный поток в Россию из стран СНГ). Получается, как в годы Гражданской войны? Эти дети не учатся в школе, не проходят медицинские осмотры. Многие из них или не умеют читать или читают по слогам. Почти 60% беспризорников со временем пополняют ряды уголовников. Но должна ли необъятная Россия, у которой огромные возможности, так легкомысленно ломать юные судьбы? Что мешает государству наконец озаботиться судьбой миллионов беспризорников?
Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.
Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны следующие определения:
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Т.о. в соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства. В ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.
В отечественной правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматривать как стадии одного процесса, одной «социальной болезни».
К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником относятся:
– полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
– проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
– добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);
– подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.
С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в современной России появилась категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром, которые могут позволить себе снимать достаточно комфортное жилье.
Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях.Криминалисты отмечают, что у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий».
Изучением бездомных детей в нашей стране социологи не занимались с 30-х годов. Проводились отдельные исследования воспитанников детских домов и исправительных детских учреждений, а также детей, попадающих в приемники-распределители . В западной социологии подобных работ также немного – основной интерес вызывают скорее причины ухода детей из дома, чем последствия их пребывания на улице. Рассматривались различные личностные патологии как детей, так и их родителей, социальный контекст ухода . В последние годы активно изучаются такие причины детской бездомности, как насилие в семье и сексуальные домогательства со стороны взрослых.
На протяжении 90-х годов уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора, бродящие по улицам в поисках пропитания и развлечений, они вызывают острую тревогу в обществе. В газетных публикациях и околонаучных изданиях появляются пугающие данные о количестве таких детей (называются цифры от одного до пяти миллионов, при общем числе детей в России около 37 миллионов). В действительности же не существует надежных данных о количестве уличных детей в России (тем более, что нет единого мнения о том, каких детей считать уличными). Косвенные данные свидетельствуют о значительном росте численности безнадзорных детей, попадающих в поле зрения государственных органов и органов правопорядка, по сравнению с концом 1980-х годов. Например, к концу 1990-х годов число детей, доставляемых в Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей МВД (ЦВИНПы, часто именуемые по своему прежнему названию приемниками-распределителями), возросло по сравнению с 1988 г. примерно в два раза. Увеличилось и число детских домов в стране (за последние три года – почти вдвое), теперь их более тысячи. Детские дома, школы-интернаты, муниципальные и благотворительные приюты не способны вместить всех нуждающихся. Существенную роль в системе контроля за детской безнадзорностью продолжают играть органы милиции, задерживающие детей, кажущихся им подозрительными, на улицах. Иногородних помещают для выяснения обстоятельств в приемники-распределители, а москвичей сразу отправляют домой. В приемниках-распределителях дети находятся до одного месяца, пока работники проверяют их место жительства и наличие числящихся за ними уголовных дел или побегов из детских воспитательных и исправительных учреждений. После этого детей либо доставляют домой, либо оформляют в детские дома. Через какое-то время многие из них опять оказываются на улице, чтобы снова быть задержанными.
Одной из основных причин беспризорности и безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
В 2000 году реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз.
В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей.
В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.
Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.
На жизнь несовершеннолетних крайне негативно влияет их незанятость. В результате неконкурентоспособности на рынке труда многие подростки, отчаявшись найти работу, попадают в теневые полукриминальные структуры бизнеса либо становятся на преступный путь. Анализ уголовных дел свидетельствует, что 70% осужденных подростков на момент совершения преступлений нигде не учились и не работали. Почти половина из них проживала в неблагополучных семьях.
Заметим, что еще в 2002 г. президент Владимир Путин дал тогдашнему премьеру Михаилу Касьянову поручение «принять незамедлительные меры по решению проблем детской беспризорности». Но незамедлительные меры почему-то приняты не были. Сегодня такое же поручение впору давать главе правительства В. Путину.
В марте 2010 г. в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ прошло заседание попечительского совета благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям» (он работает под «крышей» ТПП). Генеральный директор благотворительного фонда Леонид Романов отметил, что Федеральное Собрание РФ уделяет большое внимание проблеме беспризорных. В законодательство внесены несколько поправок касательно реабилитации беспризорных детей. Но Романов озвучил и такую цифру: из 28 млн. российских детей 6 млн. – беспризорные. Благотворительный фонд постоянно оказывает помощь проблемным детям. При бюджете в 30 млн. рублей только в 2009 г. проведено 187 благотворительных акций.
Президент Благотворительного фонда Евгений Примаков обратил внимание на проблемы, которым необходимо уделять больше внимания: в детских домах на содержание одного ребенка сегодня выделяются мизерные деньги – от 5 до 8 рублей в день.
К слову, недавно прокуроры Саратовской области проверили, как действует местный закон «Нормы питания и вещественного довольствия». И выяснили: на одного детдомовца в Саратовской области положили двое трусиков, восемь носовых платков и 10 пар носочков (в год). А младенцам досталась одна пеленка и один подгузник (в месяц).
Понятно, что одна Торгово-промышленная палата «детскую» проблему с места не сдвинет. Даже если проведет еще 187 благотворительных акций. Беспризорным детям нужны не однодневные акции, а теплый дом и заботливое отношение взрослых. Причем постоянное.
А теперь полистаем славные страницы российской истории.
Следует отметить, что детская беспризорность как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества.
В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром». С принятием христианства связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам «печаловаться» о сиротах. Термин «печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут (т.е. не смогут) сами собою печаловаться».
Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротские дома, которыми ведал Патриарший приказ. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было определено открывать училище «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать при церкви богадельни.
Дальнейшее развитие государственная система призрения получила при Петре I, который поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых в России крупных сиротских государственных домов был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. «Сиротским монастырям» было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. В июне 1718 г. Петр 1 издает указ, по которому было велено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Поскольку богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше – в матросы.
Дальнейшее развитие система призрения получила при Екатерине II. Под патронажем императрицы существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения».
В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. Так, при Александре I смертность в воспитательных домах доходила до 75%.
Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформирования образования.
Развивалось законодательство, были учреждены суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведения находились в тесной связи с судами.
К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей.
В эту эпоху судебных реформ в России сформировались основные направления деятельности государства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы.
Первая мировая война к 1916 г. оставила без крова более 2,5 млн. детей. К 1921 г. их число увеличилось до 7 миллионов. Но уже 27 января 1921 г. постановлением Правительства РСФСР была учреждена особая Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия). В ее состав вошли представители ВЦСПС, Наркомпроса, органов здравоохранения и Всероссийской чрезвычайной комиссии, возглавлял которую Феликс Дзержинский.
В первый год борьбы с беспризорностью через 200 приемников-распределителей прошли почти 550 тыс. детей. Ватага беспризорников распределялась по новым детским домам и школам, в шеренгу которых встала и Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского. Обитатели со временем дали этой школе более звонкое название – ШКИД. Ликвидация беспризорности требовала немалых средств (на лечение, учебу, кормежку). И на предприятиях были введены специальные 7%‑ные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.
И если в 1921 г. 43 школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) прошли только 2 тыс. учащихся, то в 1924‑м 927 таких школ окончили более 90 тыс. подростков. Бывшие беспризорники направлялись и в музыкальные команды Красной армии. К 1925 г. были созданы 280 детских домов, 420 трудовых коммун и 880 детских городков. Беспризорников на улицах почти не осталось…
В Деткомиссии понимали: своими силами голодных детей накормить не получится. И не стеснялись обращаться за помощью. В 1921 г. Деткомиссия начала сотрудничать с американской организацией помощи и Фондом помощи Нансена.
Потом Госбанк страны внес предложение: организовать какое-либо «акционерное товарищество как источник помощи детям». Именно так появилось товарищество «Ларек». Оно занималось розничной продажей табачных изделий и спичек. Со временем образовалась система производственных и торговых предприятий с отделениями во многих городах страны. Неплохой доход приносили фабрика металлической арматуры им. Скворцова-Степанова, фабрики «Кистевязальная», «Утильбюро» и «Арматуркровать», ватно-обтирочная фабрика им. Сакко и Ванцетти.