Роды и виды ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:11, доклад

Краткое описание

Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством – с другой. Показательна, например, книга «О возвышенном», автор которой неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется как наука о слове вообще и в первую очередь – о поэзии, прозе и красноречии.

Содержимое работы - 1 файл

Виды публичных выступлений в Др. Греции.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Судебное  красноречие один из древнейших видов  ораторского искусства. Как прокурорская, как и адвокатская речи носят  оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях  являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов. Суд – орган должен быть не только карающий, но и воспитывающий. Естественно, что природа правосудия определяет характер судебного красноречия. Отметим прежде всего, что в нем состязательный момент между прокурором и адвокатом является совершенно необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имени общества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но цель которых на суде – установление конкретной истины и достижение вполне юридически обоснованного и поэтому справедливого приговора.

Бывают  и отклонения от этих, законом установленных, принципов и норм. Нередко как  прокурор, так и адвокат стремятся  создать себе славу. Делается это  с расчетом повлиять на вывод суда. Речи обеих сторон должны быть в  суде адресованы к судьбе определенного  индивидуума, ставшего объектом юридическо-правовой и судебно-процессуальной характеристики и оценки. Но эти же речи прямым образом  обращены не только к судьям, но и  к совести и сознанию общественности. В этом опосредованном своем значении названные речи имеют и профилактический характер.

Однако  прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи вместе с тем отличаются друг от друга. Прокурору, или, как писал А. Ф. Кони, публично говорящему судье, всегда легче. Он – обвинитель, выступающий от имени государства и народа. Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого, его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.

Прокурорская  речь, как бы сурова она ни была, не может быть лишена чувства такта  и предельной объективности. Об этом такте, корректности, исчерпывающей  продуманности формулировок в обвинительной  речи обстоятельно и мотивированно  говорил в своей работе «Задачи  обвинения» А. Ф. Кони. Он писал об огромной моральной и, разумеется, юридической  ответственности прокурора, выступающего на процессе, о том, что прокурор облечен большими правами и доверием и поэтому обязан умело пользоваться ими, речь должна быть образом объективности. В прокурорской речи неуместны не только издевательский тон, подтрунивание  по отношению к обвиняемому, но даже юмор.

А. Ф. Кони в своих речах являл  образец предельной объективности, деловитости, честности и ответственности. Достаточно познакомиться хотя бы с  такими его речами, как «По делу об утоплении крестьянки Емельяновой  с ее мужем» или «По делу о Станиславе и Эмиле Янеенах…», чтобы убедиться  в верности высоких оценок прокурорского  речевого стиля А. Ф. Кони.

По  своему существу они принципиально  не отличаются от прокурорской обвинительной  и адвокатской защитительной  речей. Как общественный обвинитель, так и защитник не только оперируют  параграфами кодексов, но и обращаются к морально-нравственным принципам  и нормам общества, добиваясь  справедливого приговора суда.

Самозащитительная речь, или допускаемая законом речь подзащитного – третий основной вид судебного красноречия. Хотя она по сути примыкает к адвокатской речи, но ведется в иной форме и в более трудных условиях.

3.4. Социально-бытовое  красноречие.

Социально-бытовое  красноречие – это юбилейная, или похвальная, речь, застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира вместе с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства.

Юбилейная, или похвальная, речь бывает двух подвидов: посвященная какой-либо знаменательной дате, юбилею предприятия или организации и речь, произносимая в честь отдельной заслуженной перед обществом личности. И та и другая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем они имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает, правда, что юбилейная речь, посвященная празднику организации, в особенности коммерческой, носит и чисто деловой характер.

В брошюре А. И. Ефимова «О культуре речи» этот род красноречия назван церемониально-бытовым». Кстати говоря, в этой работе нет категорий «род»  и «вид» красноречия, они обозначаются одним, не совсем четким термином –  «разновидность». Нечетким потому, что  затушевывается различие между общими и частными классификационными понятиями  ораторского искусства.

Иное  дело – выступление, посвященное  отдельной личности, например в связи  с ее 70-летием со дня рождения и 50-летием научной, художественной или другой деятельности. Такие, как пропило, короткие речи, произносимые в полуторжественной  и дружеской атмосфере, неизменно  похвального характера. Они выражают уважение и почет юбиляру, исполнены  добрых чувств и хороших пожеланий  ему, В таких речах главным  достоинством становится шутка, юмор, меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Они  нередко сочетаются с чтением  адресов, дружеских коллективных писем  н даже специально написанных стихов. Особенно хорошо воспринимаются речи экспромтные, импровизированные. И, наоборот, вызывают чувство досады юбилейные  речи, заранее написанные или выученные. Хорошо, если юбилейное слово, произносимое в адрес заслуженного деятеля  искусств, сопровождается шуточными  импровизациями, инсценированными (в  костюмах и даже декорациях) коллективными  выступлениями артистов, сольным  пением, а порою и балетным номером. В них красноречие органически  сочетается с разными видами искусства, становясь частью художественного  представления.

Застольная  речь – тост также делится на два подвида. Это слово, произносимое на официальных, в особенности дипломатических, приемах. Исполненная известной приподнятости, а нередко и дружеских чувств, такая речь носит деловой и политический характер и редко отличается от социально-политического красноречия.

Иное  дело тост – часть фольклора, многовековое народное творение. В нем вполне допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках, уместны  славословия, но тосту противопоказана  какая бы то ни было критическая  нота. Сердечные чувства, пожелания  здоровья, добра и успехов во всем неизменно определяют интонацию  такой застольной речи, являются ее атрибутом.

Опытный тамада – мастер такой речи. Он всегда знает, что и когда, о ком и  как сказать. Его слово может  быть подхвачено и продолжено другими. Бывают, конечно, и говоруны, колоритный тип которых вылепил А. П. Чехов  в рассказе «Оратор» (1886) в образе Запойкина. Этот выпивоха обладал «редким  талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи». Но таких типов приличное общество своим тамадой не выберет, дан  вряд ли захочет допустить к столу.

Надгробная, или поминальная  речь, посвященная ушедшему из жизни, всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорится в народе, принято «добром поминать». В старину у многих народов существовал обычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь.

Этот  древний обычай затем уступил  во многих странах место слову, речи об усопшем. Всякое надгробное слово  не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося  человека, его свершений. Такие речи обязательно произносятся в тех  случаях, когда скончавшийся оставил  заметный след б общественной жизни, в науке, технике, искусстве своим  трудолюбием и талантом. Слово, сказанное  над гробом гениального человека, причем сказанное его верным другом факт. сам по себе значительный, чтобы  оказать сильное эмоциональное  воздействие на его слушателей и  даже читателей. Причем сила эмоционального воздействия публичного слова нередко  определяется как его объектом н  конкретной ситуацией, так и тем, кто и как говорит.

3.5. Богословско-церковное  красноречие.

Богословско-церковное  красноречие также одно из древних, имеющее   немалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу о христианской религии и особенно таких се наиболее влиятельных разновидностях, как православие и католицизм.

Основным  видом богословско-церковного красноречия  является проповедь, неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей .над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словом божьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежит проверке». Любое стремление к действительному знанию и даже «излишнее любопытство» всегда осуждались церковью. Вот почему всякая церковная проповедь построена прежде всего на том, что все в мире «в руке божьей».

Заранее продуманная, рассчитанная на эмоциональное  возбуждение прихожан церковная  проповедь читается по ходу богослужения. Прерывается действие, замолкает  орган, прекращается хоровое пенис  и другие ритуалы, и на амвоне появляется духовное лицо, начиная свое слово. Естественно, что церковному проповеднику свойственно обращение по преимуществу к обыденному сознанию людей, точнее, массы верующих, паствы. «Религия предназначена  главным образом не для посвященных  в дела науки одиночек, а для  широких масс, для обыденного сознания».

Следует отметить, что церковные служители  небезразличны к коренным переменам  происходящим в обществе. В своей  проповеднической деятельности церковь  уже не представляет человека ничтожным, а, напротив, старается как-то возвысить  его. Не отрицая земных радостей и  даже ратуя за мир на земле, богословская риторика одновременно напоминает о  «небесах», обращая к ним взоры  верующих. Обратимся к такому виду богословского красноречия, как  преподавание в духовных семинариях и академиях, как речь на соборах, посвященных различным теологическим проблемам, толкованию  тех или иных канонов, апостольских посланий и т. д. В них можно усмотреть и правила формальной логики, и чувство звучащего слова, и элементы ораторского искусства в духе современности. Но теперь все это не замкнуто в церковной системе и фактически доступно широким слоям общества.

Видовое многообразие современного ораторского  искусства не поддается строгому, а тем более исчерпывающему разделению. Но мы попытались выделить основные роды и виды ораторского искусства  современности. Основные потому, что  наша классификация не охватывает всех видов красноречия. Мы не коснулись, например, особенностей дискуссионной  и полемической речей, одинаково  распространенных во всех родах ораторского  искусства. Мы не обратились также к  такой старой по традициям, но очень  эффективной и экспромтной форме  ораторского искусства, как реплика  и, пожалуй, справка. Иная реплика звучит как резкая отповедь оратору, как  разоблачение, фальши, а нередко  инсинуации. Не остановились мы также  на форме красноречия, обычно применяемой  на пресс-конференции, практика которой  в наше время приобрела большой  размах. Ответы на пресс-конференции  требуют широкой информированности  ораторов, прочности занимаемых им позиций и, конечно, большого, причем нередко полемического, опыта.

Не  останавливались мы также на сравнительно молодых, но уже завоевавших миллионные аудитории, видах красноречия, применяемых  по радио и особенно телевидению. Все виды устной речи—лекция, беседа, обозрение, — исполняемые по радио  и особенно по телевидению, отличаются некоторыми особенностями. В частности, то живое общение, которое обычно достигается в аудитории, должно компенсироваться иными средствами, когда оратор выступает но радио  и по телевидению. Заслуживает специального внимания искусство слова «круглого  стола», организуемого как на различных  симпозиумах, так и с помощью  телевидения. Это очень трудный  жанр, ибо в еще большей мере, чем на любых пресс-конференциях требует от его участников эрудиции, ораторской находчивости, отличного  словом и искусством импровизаций.

Данная  классификация наиболее полно и  верно представляет роды и виды ораторского  искусства. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978г.

2. Зарифьян И.А. Теория словесности. М., 1990г.

3. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992г.

4.  

5. Стешов В.Г. Устное выступление : логика и композиция. М., 1991г.

Информация о работе Роды и виды ораторского искусства