Косовский кризис 1998 – 1999 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать характеристику косовскому кризису 1998-1999 гг. Описать современное положение автономного края Косово.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Предыстория конфликта…………………………………………………5
Территориальные особенности Косово……………………………………5
1.2. Военные победы и поражения как причина противоречивой политики властей………………………………………………………………………………5
Глава 2. Косовский кризис………………………………………………………...8
2.1. Гражданская война 1997 - 1998 гг...………………………………………….8
2.2. Вмешательство НАТО в политику страны. Операция "Союзническая сила"………………………………………………………………………………...8
Глава 3. Современное положение Косово………………………………………11
3.1. Текущий статус……………………………………………………………....11
Отношение стран и международных организаций по косовскому вопросу………………………………………………………………………..11
Позиция США по отношению к Косово………………………………….11
3.2.2 Взгляд России на признание независимости Косово…………………14
Глава 4. Причины «протектората Косово» со стороны США и Европы…..20
4.1 Контроль над ресурсами…………………………………………………...20
4.2 Строительство трансбалканских труб…………………………………….21
4.3. «Защита» ЕС трансбалканских маршрутов……………………………...23
Глава 5. Преступление против истории и права. Пути развития Косово……25
Заключение………………………………………………………………………..28
Примечания…………………………………………………………………….....30
Библиографический список……………………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………….33

Содержимое работы - 1 файл

Косовский кризис курсач.docx

— 226.53 Кб (Скачать файл)

     В этот период положение в Косове становилось  критическим. В ответ на эскалацию  боевых действий косовских албанцев в край была введена 40-тысячная сербская армия, снова приступившая вместе с  полицией к ликвидации баз ОАК. Вооруженные  столкновения сопровождались жертвами среди местного населения.

     Многие  албанские семьи бежали в Албанию  и Македонию, где были развернуты лагеря беженцев. Западные средства массовой информации обвиняли сербов в геноциде албанцев. Факты, приводившиеся в  доказательство этого, впоследствии не подтвердились. Это послужило поводом для военных действий НАТО против Югославии весной - летом 1999г. и последующего перемещения албанского населения из Косова в другие страны.

     Операция  НАТО под кодовым названием "Союзническая сила" началась 24 марта и продолжалась 78 дней до 10 июня 1999г. Удары с воздуха  наносились по всей территории страны, включая Белград и другие крупные  города. Погибло более 2 тыс. югославских  граждан, в том числе старики  и дети, а общий ущерб, по некоторым  данным, составил около 100 млрд. долларов. Началось массовое бегство албанцев из Косово. Под бомбежками гибли  и сербы и албанцы. Наконец  Югославия согласилась на вывод  своих войск из Косова и ввод в  край многонациональных международных  сил под эгидой НАТО - КФОР3. В состав этих сил вошли и российские подразделения (3 тыс. человек).

     После прекращения бомбардировок НАТО в июне 1999г. началось возвращение  албанских беженцев, в то же время  территорию Косова стали покидать сербы, на которых под прикрытием войск  НАТО нападали албанские экстремисты.

     Согласно  резолюции  СБ ООН №1244, утвержденной 10 июня 1999г., признается территориальная целостность и управление в Косове осуществляется под наблюдением международных гражданских сил (Миссия ООН в Косове - МООНК) и международных сил безопасности (КФОР) при участии НАТО.

 

Глава 3. Современное положение  Косово

3.1. Текущий статус

     Статус  Косово на данный момент — Сербский край, 17 февраля 2008г. в одностороннем  порядке заявивший о своей  независимости. Его действия противоречат конституции Сербии, а потому согласно ей автономный край Косово и Метохия по-прежнему входит в состав Сербии.

     Назначенные на 11 мая 2008 г. внеочередные парламентские выборы в Сербии должны были стать ключевыми в определении государственных приоритетов страны на ближайшие годы; вывести сербское государство из тупика последних полутора лет, когда расстановка политических сил в Скупщине и правительстве не позволяла Белграду занять внятную позицию даже в отношении священной для Сербии косовской проблемы. Ведь состоявшиеся в январе – феврале того года президентские выборы лишь углубили раскол в сербском обществе. А потому от того, насколько работоспособной и, главное, национально ориентированной оказалась коалиция, зависит сохранение Сербии как единого государства.

    1. Отношение стран и международных организаций по косовскому вопросу

(рисунок 3.1)

      1. Позиция США по отношению к Косово

     США официально признали Косово как независимое  государство.

      [1] По словам Кондолизы Райс, Президент США Джордж Буш (на то время) согласен на установление дипломатических отношений с Косово. «Дж. Буш утвердительно отреагировал на просьбу Косово об установлении дипломатических отношений между нашими странами», - приводит слова госсекретаря РИА «Новости» [2]

     Позже Дж. Буш направил письмо президенту Косово Фатмиру Сейдиу, в котором официально объявил о признании независимости края и подтвердил согласие США на установление дипломатических отношений с Косово [3]

       Сейчас  позиции США в регионе весьма сильны. Вашингтон получил здесь  две военные базы в Косове и  одну в Македонии, где сейчас идет постройка большого комплекса, назначение которого доподлинно неизвестно. Таким  образом, новая американская администрация  во главе с Бараком Обамой в отношении Балкан придерживается того же курса, что и предыдущая республиканская администрация Джорджа Буша-младшего. Стоит отметить, что недавно госсекретарь США Хиллари Клинтон встретилась с приштинскими лидерами и заверила их в том, что дело США на Балканах «не останется незавершенным». А новый президент США Барак Обама направил своему косовскому коллеге Фатмиру Сейдиу прочувственное письмо, в котором подчеркнул, что «США продолжат поддерживать многоэтническое, независимое и демократическое Косово в его похвальном стремлении стать полноправным членом международного сообщества». Очевидно, нынешняя демократическая команда в Вашингтоне давно сочла досадным недоразумением и отправила в архив свидетельство обозревателя газеты «Вашингтон таймс» Джерри Сепера, который 3 мая 1999 года на первой полосе опубликовал статью, где писал: «АОК финансирует свою борьбу посредством продажи героина. Террористическая группа связана с криминальной сетью» Джерри Сепер писал об этом в разгар натовских бомбардировок Югославии, начатых по инициативе предыдущего американского президента-демократа Билла Клинтона – «друга Билла» для тогдашнего российского президента Бориса Ельцина.

       За  прошедшие десять лет демократы  триумфально вернулись в американский Белый дом, а Косово во главе с  премьером Тачи обрело дипломатическое признание со стороны 55 государств-членов ООН.   Принятую год назад косовской Ассамблеей Декларацию независимости поддержало большинство стран-членов Европейского союза (принципиальную оппозицию сохранили Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия) и большинство республик бывшей Югославии за исключением Сербии, а также Боснии и Герцеговины (Приложение Б). Существующий в БиГ принцип консенсуса мусульман, сербов и хорватов при принятии государственных решений делает невозможным признание независимости Косова – разумеется, если международные кураторы этой бывшей территории Югославии не решат ради албанцев изменить основы дейтонского урегулирования.

       Долгосрочные  издержки партнёрства США и ЕС с такими «оплотами демократии» в Косово намного превосходят те весьма скромные выгоды, которые в разгар юбилейных торжеств попытались найти некоторые аналитики, в том числе в России. Тезис об отсутствии за истекший год серьезных столкновений сербов и албанцев, по меньшей мере, спорен. Достаточно вспомнить кровавые события марта 2008 года, когда против косовских сербов города Косовска-Митровица по наущению Приштины были брошены подразделения польских и украинских полицейских. А прямых сербо-албанских столкновений их удалось избежать исключительно благодаря тому, что пропасть меду сербами и албанцами ещё больше углубилась. Они в сегодняшнем Косово живут в разных измерениях – правовых и временных, хотя ещё полтора года назад компромисс между ними был возможен. Что же касается частичного международного признания, то без членства в международных организациях Косово на многие годы останется подключённой к аппарату искусственного дыхания, стоящему в брюссельской штаб-квартире ЕС.

         Сегодня Сербия в своей борьбе  за Косово вновь оказалась  на перепутье. США и Евросоюз  не только не отказалась от  поддержки албанских сепаратистов, но ещё более усилили нажим  на Белград. Негодование Вашингтона  и Брюсселя вызывает – помимо  упорного нежелания сербских  властей признать Косово –  подписанное в 2008 году сербо-российское  соглашение о сотрудничестве  в энергетической области.

 

3.2.2  Взгляд России на признание независимости Косово.

         Позиция России по Косово основана "на международном праве" и тех решениях, которые уже были приняты ООН. Об этом заявил экс-президент России Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита "восьмерки". Глава российского государства напомнил, что международное право говорит о соблюдении территориальной целостности государств. А в резолюции Совбеза ООН 1244, которую никто не отменял, закреплено, что "Косово - неотъемлемая часть Сербии". "Нас пытаются убедить, что проблему можно решить без согласия" конфликтующих сторон, продолжил президент. "Это не правильно, и не соответствует ни моральным, ни правовым нормам", - констатировал В.В. Путин. По его убеждению, надо набраться терпения и работать как с жителями Косово, так и с жителями Сербии. "Надо уважать эти народы", - призвал глава государства. Если международное сообщество придет к мнению, что "принцип самоопределения важнее принципа территориальной целостности, то это должно относиться ко всем". Не только к народам на постюгославском пространстве, но и "к народам Кавказа на постсоветском пространстве". Поскольку ситуация и там, и "там практически идентична", и "никто не может назвать нам различия", - заявил президент России [4].

     Россия  и Сербия созвала экстренное заседание Совбеза ООН 15 февраля 2008. Они пытались показать, что США и их сторонники остаются в ООН, а соответственно, и в мире, в глубоком меньшинстве.  «Зачем же поощрять сепаратизм? — недоумевал тогда В.В. Путин. — В Испании не хотят люди жить в рамках единого государства. Ну, поддержите тогда там! Четыреста лет Великобритания борется за свою территориальную целостность применительно к Северной Ирландии. И что? Что же вы не поддерживаете?»

     В международных отношениях должны действовать  единые принципы [5]. В том же случае, «если мы будем поступать по так называемой политической целесообразности, обслуживая политические интересы отдельных стран, мы разрушим международное право и общий порядок». Даже гонка вооружений в современном мире подталкивается только потому, что малые государства не чувствуют себя в безопасности Международное право не защищает интересы малых стран — и, конечно, они вынуждены пытаться обеспечить свою безопасность путем оснащения новейшими видами вооружений. «Если бы был твердый порядок, то не было бы такого страха и такой необходимости. И, конечно, мы поставим этот вопрос в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций»[5].

       Признает ли Россия независимость сербского края Косово? Этот, казалось бы, риторический вопрос в последние дни активно обсуждается мировыми средствами массовой информации. Поводом послужили широковещательные заявления главы правительства самопровозглашенного государства и экс-главаря террористической «Армии освобождения Косово» Хашима Тачи, призвавшего Москву признать косовскую независимость после признания Абхазии и Южной Осетии. «Почему бы России не признать Косово, раз в Москве уверены, что все дело в «косовском прецеденте»? Иначе получается, что последствия прецедента легитимны, а сам он – нет» – такова незамысловатая логика косовского премьера [6].

       «Думаю, что г-н Тачи выдает желаемое за действительное. Кому-кому, но только не г-ну Тачи выступать от имени Российской Федерации. Позиция России чётко изложена её руководством, сегодня я её подтвердил и никакой двусмысленности здесь быть не может», – так прокомментировал высказывания косовского премьера глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам своих переговоров в Москве с сербским коллегой Вуком Еремичем 20 февраля 2009 года. А постоянный представитель России при ООН Владимир Чижов, не исключая гипотетического признания Москвой Приштины, заявил в интервью белградской газете «Вечерне новости» буквально следующее: «Мы можем рассмотреть этот вопрос. Но не раньше, чем Сербия признает Косово»

       Признание России для властей Косова действительно  приобретает жизненно важное значение. Ведь первый год существования в центре Европы косовско-албанского квазигосударства не принёс Приштине главного – членства в ООН и других международных организациях. Этого невозможно добиться без согласия России, а потому в ближайшее время можно ожидать новых попыток косовских властей навести мосты в Москву.

       Пока  же второй год независимости Косово (провозглашенной приштинскими властями в одностороннем порядке 17 февраля 2008 года) начался с очередных показных акций лидеров албанских сепаратистов и стоящих за их спинами западных лидеров.

       Сегодня любят ссылаться на провал переговоров  между Белградом и Приштиной, продолжавшихся с начала 2006 по конец 2007 года. Однако этот провал был запрограммирован тем, что американские дипломаты  уже в конце 2005 года в секретных  беседах с лидерами Косова пообещали  им независимость. О том, что для  западных держав косовская независимость  была важнее, чем даже поддержка  собственных ставленников в Сербии, свидетельствуют материалы, появившиеся  в последнее время в мировых  средствах массовой информации –  об обстоятельствах убийства в марте 2003 года сербского премьер-министра Зорана Джинджича. Из этих материалов следует, что тогдашний лидер прозападного лагеря на сербской политической сцене за некоторое время до покушения пришел к выводу о невозможности далее опираться на США и ЕС ввиду их открытой поддержки албанских сепаратистов Косово и принял решение в пользу стратегического партнёрства с Россией. Подобный вариант никак не входил в планы Запада…

       17 марта в Косово местные сербы отметили грустную годовщину – пятилетие массовых антисербских, антиславянских и антиправославных погромов, организованных в крае албанскими экстремистами при полном попустительстве натовских миротворцев и международных полицейских. В течение нескольких дней середины марта 2004 года более 20 человек были убиты, свыше девятисот ранены, не менее 4 тысяч лишились крова и стали беженцами. Албанские экстремисты сожгли 35 православных храмов и монастырей. Формальным поводом к антисербским выступлениям послужила гибель трех албанских подростков в реке Ибар, в которой обвинили их сербских ровесников. Однако имеющаяся информация позволяет говорить о том, что Приштина и западные представители реализовали совместный сценарий запугивания сербов с тем, чтобы сломить их сопротивление планам предоставления Косово независимости. Тем более что позже международная полиция под эгидой ООН установила непричастность сербов к этому преступлению. «Мы не можем обстреливать вандалов из танков», – заявило в разгар погромов командование натовских сил КФОР и отдало распоряжение своим подразделениям пропускать через свои позиции албанских боевиков. Как подчеркнул в заявлении по случаю пятой годовщины косовских погромов Синод Сербской Православной Церкви, «этнические чистки» и разрушение христианских храмов происходили в Косове и Метохии буквально на глазах Миссии ООН и КФОР, и, несмотря на данные их руководством обещания, по сей день к ответственности за содеянное не был привлечен НИ ОДИН косовский албанец. Число вернувшихся на косовское пепелище сербов «прискрбно мало, а огромное большинство разрушенных храмов и монастырей так и остаётся в руинах», свидетельствует Синод [7].

Информация о работе Косовский кризис 1998 – 1999 гг