Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:44, курсовая работа
Социально-экономическая ситуация в сегодняшней России и в мире в целом крайне нестабильна. Поэтому понятна актуальность изучения совладания с трудными жизненными ситуациями как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям. Неспособность или неумение человека совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения качества жизни в различных сферах.
Различные функциональные состояния, с которыми человек сталкивается в процессе жизнедеятельности, оказывают существенное влияние на его здоровье, работоспособность, а также дальнейшее психическое и социальное развитие.
Введение
Глава I. Совладающее поведение семей разного типа
Понятие совладающего поведения
Семейные стрессоры, их классификация
Совладающее со стрессом поведение в семье
Совладание со стрессом в семьях разного типа
Глава II. Исследование совладания семей разного типа
2.1 Методы диагностики
2.2 Анализ и оценка результатов
Заключение
Приложения
Список литературы
2.2 Анализ и оценка результатов
Обработка результатов дала возможность подтвердить выдвинутые в начале исследования гипотезы. В ходе изучения образовались следующие выводы.
Совладающее поведение
и установки родительского отношения
взаимосвязаны и взаимно влияют друг на
друга: а) выбор матерями стиля «эмоционально-ориентированный
копинг» связан и в то же время обусловливает
симбиотические отношения с ребенком;
б) использование отцами из экспериментальной
группы стиля «эмоционально-ориентированный
копинг» влияет на социально желательный
образ родительского отношения.
Половина членов неполных семей (45%) оценивают влияние экстремальных трудностей как травму, которая мешает, не дает найти верный путь решения проблемы. Почти треть (25%) отмечают неопределенное, противоречивое их влияние. Несколько больше людей говорят о том, что совладание с экстремальными трудностями требовало мобилизации сил, что привело к более выраженному копингу по сравнению с нормативной ситуацией, то есть «энергетизировало» семью, сделало ее более сплоченной. Несмотря на то что на момент исследования в жизни неполных семей встречались только нормативные ситуации, оцениваемые ими как трудные, об экстремальных трудностях, случившихся в их жизни, они помнят и оценивают глубину их переживания и сложность совладания с ними значительно выше по сравнению с трудностями нормативными.
Большинство
осознаваемых трудностей родителей
из полных семей связаны только с детьми,
а трудности детей — с их родителями (сфера
детско-родительскихотношений). Трудности,
отмеченные родителями, обусловлены, с
одной стороны, возрастными изменениями
в личности самого подростка, с другой
стороны, нестабильностью и непредсказуемостью
жизни в современном обществе. Необходимо
отметить активное участие родителей,
участвующих в нашем исследовании, в жизни
своих детей. Среди выявленных семейных
ресурсов в полных семьях наиболее значимыми
являются: здоровье, финансовое положение,
образовательный уровень (личностные
ресурсы); семейная сплоченность, эмоциональная
поддержка, семейные традиции и праздники
(внутрисемейные ресурсы), а также поддержка
родственников и друзей.
Получены следующие результаты диагностики стилей совладающего поведения матерей подростков, воспитывающих детей без отца. Они чаще, по сравнению с эмпирическими нормами, используют проблемно-ориентированный стиль совладания. Внутри данного стиля они чаще всего выбирают такие стратегии: «сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить»; «стараюсь вникнуть в ситуацию, определяю курс действий и придерживаюсь его»; «делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации»; «стараюсь, чтобы эмоции не мешали мне в других делах» . Остальные стили копинга, в том числе отвлечение и эмоци -опально-ориентированный копинг, они выбирают реже. Выбор субстиля социальное отвлечение, включающего поиск и получение социальной поддержки, который занимает у матерей второе место, вероятнее всего, можно объяснить спецификой «одиночного» воспитания ребенка, а именно: высокой напряженностью, частыми перегрузками, отсутствием мужской поддержки, что выражается в потребности матери искать помощь, общаясь с друзьями, родственниками. Внутри данного стиля совладания матери чаще выбирают стратегию «стараюсь быть на людях, звоню подруге, иду в гости к ней».
Анализ
показывает, что активная роль в
семье и обществе дается матерям
нелегко, они устают от обязанностей
и множества трудностей (трудности
детей в учебе, поведение в школе и дома,
необходимость продолжения образования,
здоровье). Большинство этих проблем решаются
в процессе взаимодействия с окружающими
людьми. Как известно, чаще всего именно
матери ходят на родительские собрания
в школу, участвуют в работе родительских
комитетов, разговаривают и обсуждают
друг с другом собственные трудности,
ищут и дают советы. Вполне естественно,
что мать в неполной семье чаще всего использует
активные стратегии совладания, ориентированные
на решение проблемы, действенную информационную
и эмоциональную поддержку, принимает
всю ответственность на себя, но вместе
с этим и устает от постоянной необходимости
нести ответственность.
Анализ
особенностей совладающего поведения
подростков в неполной семье показал,
что у большинства подростков
из неполных семей присутствует продуктивный
стиль, у трети — непродуктивный.
Преобладающими копинг-стратегиями среди подростков из неполных семей являются: 1) решение проблемы; 2) работа, достижения; 3) социальная поддержка. Средние значения выраженности стратегий совладающего поведения подростков в неполных семьях ниже значений, полученных при адаптации методики. Стратегия Социальная поддержка используется значительно чаще, они чаще надеются на Чудо, Не совладают и обращаются за помощью к Богу. В целом, подростки из неполных семей предпочитают прямые действия, достижение успеха при совладении с трудностями; они стремятся поделиться своей проблемой с другими, заручиться их поддержкой, одобрением, советами, нередко беспокоятся. В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников: подростки обычно ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества, а также трудностями собственной ежедневной жизни в семье без отца. Тесные симбиотические связи между матерями и их детьми позволяют нам говорить о том, что подростки стремятся к поиску поддержки не столько у сверстников, сколько у матерей. Данная тенденция является спецификой детско-родительских отношений в неполных семьях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Счастливая или хотя бы психологически комфортная семейная жизнь помогает человеку в достижении личного счастья и самых нелегких жизненных целей. Успешный брак нередко сравнивают с выигрышем в лотерее, «счастливым билетом», он имеет несомненную ценность в общественном мнении. Можно сказать, что большинство людей стремятся к идеальному браку и хотят иметь счастливую семью. Тем не менее нередко кажется, что счастливые браки и семьи редки — мы ежедневно сталкиваемся с супружески -ми конфликтами, непониманием и враждой ближайших родственников. Еще в начале XX в. много писали и говорили о кризисе семьи и брака. Моногамный идеал, по мнению К. Хорни, постоянно развенчивается, но для общественного института семьи адекватной замены пока не найдено. Долгая и однообразная жизнь с одним и тем же человеком нередко делает скучными и утомительными отношения в целом и особенно сексуальные. Однако это лишь один из поверхностных симптомов трудностей совместной жизни в семье, считают исследователи-психоаналитики (К. Юнг, К. Хорни, А. Миллер, Р. Скиннер). В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкого отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека, дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» (В. Н. Дружинин, 2000).
Все это побуждает исследователей семьи изучать факторы, способствующие или препятствующие удовлетворенности взаимоотно -шениями и взаимодействием у членов семьи во всех сферах жизни. Действительно, почему-то некоторых людей и семей житейские катастрофы «едва касаются... оставляя целыми и невредимыми, а на других, слабых, незакаленных сваливаются как большие снеговые глыбы, сдавливая их», — так описывает А. П. Чехов членов семьи профессора N. в «Скучной истории». В случае, «когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех влияний... достаточно хорошего насморка, чтобы потерять равновесие» (А. П. Чехов, 1979. С. 401). Знаменитый писатель называет это «богом живого человека», современные психологи говорят о силе Я, самоэффективности, устойчивости человека и семьи к стрессу, способности к совладанию с ним.
Исследователям семьи как целостности (группы, общности) пока многое представляется неясным, например, как влияют факторы риска или неблагоприятные события на уязвимость к стрессу отдельных индивидов и семьи в целом; что защищает семью от стресса; что такое жизнестойкая или выносливая семья (Е. A. Blechman, Е. М. Hetherington, 1996). Эти проблемы рассматриваются в западной психологии, прежде всего, в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна, согласно которой «семья является системой, так как изменения в одной части ведут к компенсаторным изменениям в других частях семьи». Именно поэтому трудно представить, что в супружестве или в семейных отношениях может быть счаст -ливым кто-то один. Чаще супруги и семьи или вместе счастливы («Все счастливые семьи похожи друг на друга...» уЛ. Н. Толстого), или несчастливы. Данный подход связывает научные исследования семейных трудностей с оказанием практической помощи семье — семейной психотерапией (А. Я. Варга, 2001; А. Миллер, 2001; И. Ю. Хамитова, 2001; Э. Г. Эйдемиллер, 2001; В. Юстицкис, 1999). Другое важное социально-психологическое направление изучает динамические процессы и явления в семье как малой или первичной группе, а также динамику семьи как смену стадий, фаз совместной жизнедеятельности и смену одних семейных событий другими. Первичная группа отличается интенсивным взаимодействием и общением «лицом к лицу», близкими отношениями, означающими приоритетность «своих» перед «чужими». Семья как малая социальная группа имеет свою историю, протяженность во времени, обладает семейной динамикой, то есть закономерной сме -ной различных этапов и состояний.
На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными событиями, некоторые из них представляют собой трудности и стрессы. Они имеют разное происхождение и последствия для семьи как целого. Огромное количество разнообразных событий нашей жизни мы называем стрессовыми: навязчивый телефонный звонок, угрозу болезни, нехватку денег, дефицит любви, потерю близкого человека. Стресс как переживание трудностей бытия — это реальность нашей жизни. В этом смысле стресс понимается как метафора. Экзистенциальный психолог Р. Кугель-ман считает это оправданным, так как, несмотря на огромные усилия, стойкость и поддержку, «человеческие существа не состоят только из энергии». Стресс, по его мнению, — это плата зажадное проживание жизни современным человеком в постоянном дефиците времени, сил, жажде все больших достижений и успехов. В по -следние годы появилось описание феномена зависимого от стресса поведения, например, к нему относят компульсивную активность менеджеров и предпринимателей; некоторые из них утверждают, что им лучше работается «под прессом стресса», что так они лучше чувствуют «вкус жизни». Такая разновидность зависимого поведения хотя бы одного из членов семьи не может не сказаться на семейной атмосфере и качестве взаимоотношений и общения, сведен -ного до минимума.
Со времен Г. Селье широко признано, что чрезмерный стресс (дистресс) разрушает здоровье и благополучие человека. Вводя по -нятие семейный стресс, американский социолог Р. Хилл (1949, 1958) определил его следующим образом. Это состояние в семье, которое возникает как нарушение равновесия между реально существующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи справиться с ними (Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996; Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983). Обычно такое состояние вызывается действием стрессоров, или жизненных событий, неблагоприятно влияющих на семью и ее судьбу. Стрессоры могут влиять на семью в целом или на ее часть (например, на диаду «муж — жена» и «мать — ребенок» ), а также на отдельных членов семьи. Существуют события, которые вызывают к жизни, подталкивают семью кпереме-нам. Это заметные и важные события, такие как рождение и смерть кого-то из членов семьи; они касаются разных сфер семейной жизни, например, эмоционального климата, способов взаимодействия, целей и ценностей, границ (психологической дистанции) между членами семьи. При семейном стрессе семья переживает общее напряжение и негативные эмоции, определенный (оптимальный) уровень которого может оказывать мобилизующее действие. Известно, что умеренные трудности имеют стимулирующее влияние, заставляя людей «собраться» для преодоления проблемной ситуации.
Данная исследовательская
работа позволила сформировать свое
отношение к проблеме совладающего
поведения и выявить
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика 1. Опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина
Инструкция.
«Внимательно
прочтите предложенные
Вопросы.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется,
что поведение моего ребенка
значительно отклоняется от
5. Нужно подольше
держать ребенка в стороне
от реальных жизненных проблем,
6. Я испытываю к ребенку расположение.
7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребенку.
10. Бывают случаи,
когда издевательское
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок
часто совершает такие
15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
16. Мой ребенок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя всё дурное, как губка.
18. Моего ребенка
трудно научить хорошим
19. Ребенка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своём ребенке.
22. К моему ребенку липнет всё дурное.
23. Мой ребенок не добьётся успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок немножко не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком всё своё свободное время.
28. Я часто
жалею о том, что мой ребенок
растёт и взрослеет, и с
29. Я часто
ловлю себя на враждебном
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители
должны приспосабливаться к
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
Информация о работе Закономерности совладающего поведения в семьях разного типа