Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:20, реферат
Любой современный человек, несомненно, мог бы привести пример психологического теста. Достаточно было припомнить тест, который предлагался в школе, колледже, на военной службе, в консультационном центре или в отделе кадров.
1. Введение
Любой современный человек, несомненно, мог бы привести пример психологического теста. Достаточно было припомнить тест, который предлагался в школе, колледже, на военной службе, в консультационном центре или в отделе кадров. Многим людям выпадает возможность поучаствовать в эксперименте, где использовались стандартизованные тесты. Но еще пятьдесят лет назад ничего подобного, разумеется, не было. Психологическое тестирование-относительно молодое направление в одной из самых молодых наук.
2. Современное использование тестов
Серьезным
импульсом к развитию тестов стали
проблемы типа тех, что возникают
при обучении. В настоящее время
школы - один из основных потребителей
тестов. Распределение детей по способностям,
в соответствии с которыми применяются
разные типы школьного обучения, выявление
интеллектуально отсталых, с одной стороны,
и одаренных-с другой, оценка причин академической
неуспеваемости, учебные и профессиональные
консультации учащихся средних школ и
колледжей, отбор в профессиональные и
другие специальные школы - вот лишь
некоторые примеры использования тестов
в образовании.
3. Вклад Френсиса Гальтона.
Английский биолог сэр
Френсис Гальтон был одним из тех, кто
положил начало тестированию. Его многочисленные
и разнообразные исследования объединяет
интерес к наследственности у человека.
По мере изучения наследственности Ф.
Гальтон все более осознавал необходимость
измерения характеристик людей, состоящих
и не состоящих в родстве. Только таким
путем он смог установить, например, точную
степень сходства между родителями и их
потомками, братьями и сестрами, родными
и двоюродными, или близнецами. С этой
целью Ф. Гальтон обследовал множество
учреждений в системе образования, в которых
вел систематические антропометрические
измерения учащихся. Он также организовал
на Всемирной выставке 1884 г. антропометрическую
лабораторию, и, заплатив три пенса, ее
посетители могли измерить некоторые
из своих физических характеристик и пройти
тесты на остроту зрения и слуха, мышечную
силу, время реакции и другие элементарные
сенсомоторные функции. После закрытия
выставки лаборатория переехала в Лондон
в Южно-Кенсингтонский музей и действовала
там еще шесть лет. Такими методами постепенно
накапливались первые систематические
данные по индивидуальным различиям в
протекании простых психологических функций.
4. Определение научного статуса тестов.
С момента первых публикаций Ф. Гальтона и Дж. Кэттелла идея тестового метода сразу же привлекла к себе внимание ученых разных стран мира. Появились первые сторонники тестов и первые же противники. В числе сторонников были: в Германии Г, Мюнстерберг, С. Крепелин, В. Онри, во Франции - А. Вине, в США - Дж. Гилберт и другие. Это были исследователи нового типа, стремившиеся связать психологию тех лет с запросами практики. Однако стремление к прикладным исследованиям в психологии прошлого расценивалось как отход от науки, Дж. Кэттелл, например, сообщал, что он начал свои первые тестовые лабораторные исследования индивидуальных различий в 1885 году, но публиковаться не мог из-за противодействия В. Вундта J[Cattell D„ 1896).
Итак,
научный статус тестов не был определен,
возможность измерений в психологии
подвергалась сомнению. Психология переживала
трудный период: она уже не могла развиваться на старой
основе, но и не научилась еще смотреть
на мир по-новому. “Причина кризиса,—
писал
Л. С. Выготский,—лежит
в развитии прикладной психологии,
приведшей к перестройке всей методологии
науки на основе принципа практики.
Этот принцип давит на психологию и толкает
ее к разрыву на две науки.” Общественная практика
требовательно выдвигала одну проблему
за другой и ни одну из них старая психология
решить не могла у нее (не было подходящих
методов.
Появление в этой ситуации прикладной психологии не было случайностью. Ей было дано название психотехника. Прикладное направление появилось и в педагогике. Хотя педология претендовала на звание науки о комплексном развитии ребенка, в тот период она была в основном прикладной педагогикой. Будучи непринятыми в традиционной науке — в психологии и в педагогике, тесты быстро нашли себе применение в прикладных направлениях. В общем, произошло так, как говорили в Древности: если какой-либо науке не находится место в храме, она начинает развиваться у его стен.
Начало
30-х годов характеризуется широким
использованием тестов во многих странах.
Во Франции они стали применяться для,
дефектологических целей и для профориентации,
в США тесты использовались при приеме
на работу, в вузы, для оценки знаний школьников
и студентов, в социально-психологических
исследованиях. В СССР тесты применялись
в основном в двух основных сферах: в народном
образовании и в сфере профотбора—профориентации.
5. Альфред Бине и интеллектуальные тесты.
А. Бине и его сотрудники много лет посвятили эффективным и оригинальным исследованиям способов измерения интеллекта. Были испробованы многие методы, даже измерение черепа, лица, формы рук и анализ почерка. Результаты, однако, все более убеждали, что непосредственное, хотя бы и грубое, измерение сложных интеллектуальных функций наиболее перспективно. И наконец, одна неожиданная ситуация привела А. Бине к желанной цели. В 1904 г. министр общественного образования назначил А. Бине в Комиссию по изучению методов обучения умственно отсталых детей. Именно в связи с целями, стоящими перед этой комиссией, А. Бине в сотрудничестве с Т. Симоном создал первую шкалу Бине-Симона (1905).
Эта шкала известна теперь как шкала 1905 г., она состояла из 30 заданий или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Уровень трудности определялся эмпирически, предъявлением тестов 50 нормальным детям в возрасте от 3 до 11 лет, нескольким умственно отсталым детям и взрослым. Тесты были рассчитаны на широкий диапазон функций, особо выделялись способности к суждению, пониманию и рассуждению, оцениваемые А. Бине как основные компоненты интеллекта. Хотя сенсорные и перцептивные тесты также были включены, но в этой шкале по сравнению с большинством серий тестов того времени большую часть занимал вербальный материал. Шкала 1905 г. предлагалась как предварительный инструмент, но никакого точного объективного метода получения общего показателя не давалось.
Во второй шкале, 1908 г., общее число тестов было увеличено, некоторые неудачные тесты более ранней шкалы изъяты, и все тесты были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. Так, к уровню 3 лет были отнесены все тесты, которые выполняли от 80 до 90% нормальных трехлетних детей; к уровню 4 лет подобным же образом отнесли все тесты, которые выполняли нормальные четырехлетние дети, и т.д. до 13 лет. Показатель ребенка по всем тестам мог бы в этом случае выражать умственный уровень, соответствующий возрасту нормальных детей, чье выполнение было таким же. В разных переводах и переработках шкал Бине термин «умственный уровень» обычно заменялся на «умственный возраст», поскольку умственный возраст-понятие простое и доступное, и его введение несомненно способствовало популяризации интеллектуального тестирования2. Сам А. Бине избегал им пользоваться из-за нежелательных ассоциаций с развитием и предпочитал более нейтральный термин «умственный уровень».
Третий вариант шкалы Бине-Симона появился в 1911 г., отмеченном преждевременной смертью А. Бине. Шкала эта по сравнению с предыдущей содержала незначительные изменения: перестановку отдельных тестов, новые тесты для некоторых возрастных уровней, и была продлена до взрослого уровня.
Еще до пересмотра 1908 г. тесты Бине-Симона привлекли широкое внимание психологов всего мира. Их переводы и адаптации появились на многих языках. В Америке было опубликовано множество переработанных вариантов, самым удачным из/ которых был вариант, разработанный под руководством Л. М. Термена в Станфордском университете и известный как шкала Станфорд-Бине Именно 1 в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности (10'), или отношение между умственным возрастом и фактическим возрастом. Позднейшая переработка этой шкалы, используемая в наше время достаточно широко, будет подробно рассмотрена в гл. 9. Особый интерес представляет также вариант Кюльманна-Бине, в котором возрастной диапазон был сдвинут вниз до уровня 3 мес. Эта шкала-одна из наиболее ранних попыток разработки тестов интеллекта для младенцев и дошкольников.
6. Групповое тестирование
Тесты А. Бине, как и их позднейшие переработки, являются индивидуальными шкалами в том смысле, что они могут быть применены одновременно только к одному человеку. В большинстве этих тестов предусматривается, что испытуемый или отвечает устно, или осуществляет какие-то действия с предметами, причем в некоторых из них требуется учитывать индивидуальное время ответа. По этим и другим причинам такие тесты не приспособлены для группового использования. Для тестов типа теста Бине характерно и то, что они нуждаются в высококвалифицированном экспериментаторе. Такие тесты по существу являются клиническими средствами, приспособленными к интенсивному изучению конкретных случаев.
Групповое тестирование, так же как и первая шкала Бине, было создано в ответ на настоятельную потребность практики. Когда Соединенные Штаты вступили в первую мировую войну в 1917 г., Американской психологической ассоциацией был назначен комитет для рассмотрения тех средств, которыми психология может помочь ведению войны. Этот комитет под руководством Р. М. Йеркса столкнулся с необходимостью быстро определить интеллектуальный уровень полутора миллионов новобранцев.
Ф.Л. Гудинаф отмечает, что в 1887 г., за 21 год до появления шкалы Бине-Симона 1908 г., С.Э. Шайе опубликовал в Ньюорлеанском медицинском журнале серии тестов для детей, распределив их в соответствии с возрастом, в котором эти тесты обычно приводятся. Частично вследствие малой доступности журнала, частично же из-за того, что ученый мир еще не был к этому готов, идея возрастной шкалы в это время осталась незамеченной. На создание подобной шкалы самим А. Бине повлияли работы таких его современников, как А. Блин и Г. Даме, подготовивших серию вопросов, на основании которых они получали единый суммарный показатель по каждому ребенку.
Такая информация требовалась для принятия решений о признании негодными к военной службе, распределении по разным родам войск, приеме в лагеря обучения офицеров и т.п. Военные психологи привлекли все имеющиеся материалы, в частности неопубликованный тест для группового тестирования интеллекта Артура С. Отиса. Основным достоинством теста Отиса, который он составил, будучи аспирантом Л. М. Термена, было введение различного типа объективных заданий, в том числе с множественным выбором ответов.
Тесты, которые в конце концов создали военные психологи, стали называться армейский альфа и армейский бета. Первый предназначался для общего обычного тестирования; второй, как шкала невербальная, был рассчитан на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли ответить на задания теста на английском языке. Оба теста можно было использовать в больших группах людей.
Вскоре после окончания первой мировой войны военные тесты стали использоваться в гражданской службе. Армейские альфа и бета неоднократно перерабатывались (последние их варианты употребляются даже в наши дни) и стали образцом для большинства групповых тестов интеллекта. Тестирование получило сильнейший стимул для своего развития. Вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возрастов и уровней образованности -от дошкольников до аспирантов. Еще совсем недавно невыполнимые, массовые программы тестирования затевались с завидным оптимизмом. Поскольку групповые тесты создавались как средства массового тестирования, то их инструкции и процедура проведения были достаточно просты, и экспериментатору требовался минимум обучения. Школьные учителя начали использовать тесты интеллекта в своих классах. Студенты колледжей перед зачислением проходили стандартную проверку. Предпринималось широкое обследование особых групп взрослого населения, таких, как заключенные. Вскоре 1() был признан общественностью.
Применение групповых тестов интеллекта значительно обогнало их методические возможности. В погоне за показателями и практическими результатами частенько забывалось, что тесты оставались достаточно грубым инструментом. Когда же тесты не оправдывали необоснованных ожиданий, то часто это приводило к скептицизму и враждебному отношению ко всякому тестированию. Таким образом, тестовый бум 20-х гг., приведший к неразборчивому применению тестов, не только задержал, но и способствовал прогрессу психологического тестирования.
7. Тестирование способностей