Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:47, контрольная работа
Вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании и деятельности человека, интересовало человечество издавна. Так, ещё в античности возникло разграничение деятельности органов чувств и деятельности мышления (Гераклит Ефеський - V века до н.э.; Парменид - V века до н.э.; Платон - IV вв до н.э.).
Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений,
1. Введение.
2. Основная часть.
1) Психологические теории мышления. Направления.
2) Общие понятия о мышлении.
3) Основные особенности процесса мышления.
4) Развитие мышления.
5) Виды мышления.
6) Патология и психология мышления.
7) Индивидуальные различия в мышлении человека.
8) Физиологические процессы мышления.
9) Суждение.
10) Умозаключение.
3. Заключение.
4. Список используемой литературы.
Главными особенностями мышления истерики есть удивительная противоречивость их суждений, отсутствие логической оценки фактов, наличие измышлений как продуктов их богатой фантазии.
О патологических лжецов, которые принадлежат к группе истерики, автор, ссылаясь на Э. Крепелина, пишет, что их мышлению недостает планомерности, порядка, связности, суждения - обоснованности, а всему восприятию ими жизни - глубины и серьезности.
Конституционно-тупые люди от рождения глупцы, ограничены, элементарно-простые, примитивные, могут выполнять лишь несложные задачи.
К. Юнг показал, что мышление может зависеть от ориентации субъекта на внутреннее или внешнее. Энергия интровертов направлена на внутренний мир, экстравертов - на внешний. Интроверты стремятся к глубинной интроспекции, экстраверт не имеет наклона к "уход в себя", к анализу своих внутренних переживаний, его интересуют в основном идеи и мнения других.
Среди нарушений в мышлении называют ментизм (неуправляемый поток мыслей или неоправданная "обоснованность мышления") - много лишнего, второстепенного, мелочей, а среди них теряется существенное; паралогичное мышление - стремление искать связи там, где они на самом деле отсутствуют; функциональную ригидность в мышлении - неспособность самостоятельно находить решения; бред, или "интеллектуальную мономанию" - продуцирования мыслей, которые не соответствуют действительности.
Физиологические процессы мышления.
С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора.
Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.
Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки: «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой» (И. П. Павлов). Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. «Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определенной у каждого из них физиологической ролью. Вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи» (И. П. Павлов).
Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление,— говорил И. П. Павлов,— ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация — это есть момент рождения мысли».
Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.
Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.
В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры. Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями.
Вторая сигнальная система — специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе.
Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей — слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы.
Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.
Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Мыслить - это прежде всего судить. Всякий мыслительный процесс выражается в суждении, которое формулирует его более или менее предварительный итог. Суждение отражает в специфической форме ступень человеческого познания объективной действительности в её свойствах, связях и отношениях. Отношение суждения к его предмету, т. е. истинность суждения, является проблемой логики.
В плане психологическом суждение - это некоторое действие субъекта, которое исходит из определённых целей и мотивов, побуждающих его высказать или принять. Оно является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определённого отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида. Суждение имеет в своей основе действенный характер и необходимо заключает в себе социальный аспект.
Социальный аспект суждения в значительной степени обусловливает структуру суждения: большая или меньшая его усложнённость обусловлена, по крайней мере отчасти, отношением к чужой мысли.
Суждение первично формируется в действии. Всякое действие, поскольку оно носит избирательный характер, поскольку оно что-то принимает и утверждает и что-то устраняет, отвергает, является по существу практическим суждением; это суждение действием или суждение в действии.
Суждение реального субъекта редко представляет собой только интеллектуальный акт в том "чистом" виде, в каком оно фигурирует в трактатах логики. Выражая отношение субъекта к объекту и другим людям, суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью. В суждении проявляется личность, её отношение к происходящему, как бы приговор её. Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нём нечто утверждает или отвергает; "теоретические" акты утверждения и отрицания заключают в себе и практическое отношение.
Это отношение к другим людям устанавливается в суждении на основе познавательного отношения к объективной действительности. Поэтому заключающееся в суждении положение объективно истинно или не истинно; субъективно, как высказывание субъекта, оно обладает для него той или иной достоверностью. Оно в сугубо психологическом плане правдиво или ложно, в зависимости от того, адекватно или неадекватно оно выражает убеждение субъекта в истинности или неистинности того или иного положения; оно истинно или неистинно в зависимости от того, адекватно ли оно отражает свой объект.
Всякое суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само в себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над суждением. Рассуждение - это и есть работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности. Суждение - и исходный и конечный пункт рассуждения. И в одном и другом случае суждение извлекается из изолированности, в которой не может быть установлена его истинность, и включается в систему суждений, т. е. в систему знания. Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует.
Умозаключение.
В ряде случаев истинность или ложность суждений устанавливается в результате непосредственного восприятия. Такими, например, являются суждения: «сегодня жаркий день», «Иванов пришел первым к финишу», «пять больше трех» и т. д.; такие суждения называются непосредственно очевидными.
Но в большинстве случаев истинность суждений нельзя вывести из непосредственного наблюдения. Например, истинность суждения «сумма углов треугольника равна двум прямым» не является очевидной, а должна быть доказана, что осуществляется путем умозаключения.
Всякое умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Правильно построенное умозаключение всегда создает уверенность в необходимости и обязательности выводов, к которым оно приводит. Для этого оно должно опираться на строго проверенные, вполне достоверные предварительные знания. Малейшая ошибка, допущенная в оценке первичных данных, на которых строится умозаключение, приводит к его ошибочности.
Чтобы сделать правильные выводы из достоверных знаний, необходимо также, чтобы сами умозаключения подчинялись определенным правилам, рассматриваемым в специальной научной дисциплине — логике.
Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения (дедукцию и индукцию), а также умозаключения по аналогии.
Дедукция. Дедукцией называется умозаключение, в котором из заранее известных общих положений делается вывод об определенных частных случаях. Этот вид умозаключения наиболее часто применяется в математике. Например, чтобы доказать, что данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: данный угол больше другого.
Индукция. Индукцией называется умозаключение, в котором из наблюдений над некоторыми частными случаями делается общее заключение, распространяемое на все, в том числе и на не наблюдавшиеся, случаи. Этот вид умозаключения чаще всего применяется в естественных науках. Например, наблюдая в одном-двух случаях пользу яровизации растений, мы распространяем это положение на все случаи произрастания растений, хотя они и не наблюдались нами.
Достоверность индуктивных умозаключений опирается на реально существующее и подтвержденное человеческой практикой единство и взаимосвязь объективных законов природы и общества. Для истинности индуктивных умозаключений необходим всесторонний учет условий, при которых совершается явление. Без этого индуктивные выводы будут отличаться лишь известной степенью вероятности.
В мышлении человека дедукция и индукция взаимно связаны и не могут протекать одна без другой. Дедукция немыслима без конкретных фактов, добытых индуктивным путем. В то же время процесс индуктивного познания конкретных вещей опирается на обобщенные образы явлений, на отнесение их в определенные группы, что невозможно без дедукции. «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ»,— говорит Энгельс.
Аналогия. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Например, усматривая некоторое сходство физических показателей, характерных для Земли и Марса, делают вывод о возможности жизни на Марсе.
Заключения по аналогии отличаются не достоверностью , а всего лишь большей или меньшей вероятностью и нуждаются в подтверждении другими доказательствами. Однако польза умозаключений по аналогии несомненна: она заключается в догадке, которая толкает научную мысль на дальнейшие исследования.
Заключение.
Многие философы, ученые, психологи внесли свой вклад в изучение проблемы мышления, раскрытие особенностей и закономерностей процесса развития мышления. Своими исследованиями пополнили сведения о процессе мышления: Гартли, Пристли, Эббингауз, Вундт (ассоциативная теория), О. Кюльпе, Мессер, К. Бюлер, Н. Ах (Вюрцбургская школа), Вертхеймер, Келер, Коффка, Левин (гештальтпсихология), А. Валлон, Ж. Пиаже и др. Каждое поколение ученых открывало новые особенности, неизвестные ранее критерии развития мышления. Однако теоретическое изучение мышления ушло далеко вперед по сравнению с практическим, экспериментальным. Осталось еще много не до конца исследованных процессов мышления, нуждающихся в разработке. Это позволит изобретать новые методы, разрабатывать новые методики по предотвращению нарушений развития мышления и восстановлению уже нарушенных функций мыслительного процесса.
Список используемой литературы.
1. «Общая психология» Р.С. Немов 2009г.
2. «Теория мышления» . http://psylist.net/obh/00032.
3. http://zhurnal.lib.ru/b/
4. http://bookap.info/clasik/
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.,Педагогика,1989.