Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:30, реферат
Существует закономерная зависимость между заинтересованностью работника, его активностью, с одной стороны, и уровнем нормативной регламентации его деятельности — с другой: чем меньше функций предоставляется работнику выполнять по его замыслу и разумению, тем менее привлекательным при прочих равных условиях становится для него труд. Если человек профессионально подготовлен, значит есть круг вопросов, задач, которые он вправе решать самостоятельно. Это трудно оспаривать. Но следует признать, что практически случается, что совершенно необходимая "зона самостоятельности" отнюдь не бывает очерчена с достаточной ясностью, даже если "теоретически" (т. е. в письменной должностной инструкции) она и описана. Ретивый или слишком тревожный, "беспокойный" руководитель, "сующий нос" в дела подчиненных и по делу, и по наивному властолюбию, по излишней "общительности" или из-за желания показать, что и он "не сидит без дела", может невольно повлиять отрицательно на их мотивацию к труду. Излишняя нормативная (казалось бы, из самых добрых намерений) регламентация труда — враг для повышения активности, инициативы трудящихся.
Оглавление:
Средства и условия деятельности, как компоненты трудового поста -3-
Информационная часть среды -5-
Вербальное опосредование -6-
Виды деятельности. Совместная деятельность. -9-
Организация деятельности -10-
Совместная деятельность взрослого и ребенка -13-
Являясь высшим
в общей структуре
Три охарактеризованных
уровня, являясь важнейшими, в то
же время не исчерпывают собой
всей иерархии реально существующих
макроуровней в структуре деятельности.
Проведенные в последние годы исследования
показали, что возможно (и необходимо)
выделение также и иных уровней организации
деятельности. В частности, уровень операций
требует детализации и выделения подуровня
так называемых функциональных блоков,
т.е. таких психофизиологических «единиц»,
реализующих действия и отдельные движения,
которые в отличие от операций практически
недоступны дезавтоматизации. Наряду
с этим еще более интересные трансформации
происходят со структурой деятельности
в том случае, если она строится не по «субъект-объектному»,
а по «субъект-субъектному» принципу.
В этом случае самим предметом деятельности
становится уже не «неодушевленный» объект,
а субъект — человек. Если же этот принцип
дополняется еще и иерархичностью межличностных
взаимодействий, то возникает специфический
класс деятельности — управленческая,
организационная. Она даже по самому своему
процессу (а не только по предмету) является
«деятельностью с деятельностями», деятельностью
по организации других деятельностей,
как бы «деятельностью второго порядка»,
т.е. метадеятельностью. Ее основными операционными
средствами начинает выступать не система
деятельностных образований, а процессы
и механизмы общения, межличностных взаимодействий
в целом. Этот качественно своеобразный
уровень получил название метадеятельностного.
Совместная деятельность взрослого и ребенка.
Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию Своему. Но по-настоящему богоподобным Адам стал, вкусив только плодов от древа познания. И каждый ребенок, появляясь на свет в образе человеческом, еще должен стать человеком. А творцом является он сам и Взрослый (учитель, родитель). Взрослый совместно с ребенком сотворяют в нем человека. И если Бог, сотворяя человека, вызвал его из небытия, совершил акт творчества, то Взрослый сотворяет человека из новорожденного, пробуждая творческие силы, заложенные в ребенке, и развивая их в совместной деятельности,
В раннем возрасте действия ребенка с предметами представляют собой бесцельные манипуляции. Ребенок не знает ни свойств предметов, ни возможностей взаимодействия с ними- Ему нельзя задать цель, и он не владеет своим телом. В этот период ведущей становится совместная деятельность ребенка и взрослого. Взрослый должен осуществлять совместные действия с ребенком, помогая ему выполнить то или иное движение. Глубокий смысл этой совместной деятельности заключается в том, что взрослый повинуется желаниям ребенка, его стремлениям к определенным предметам, его стремлениям что-то сделать, скорее всего схватить предмет - Взрослый выполняет желания ребенка, но формирует для себя цель, соответствующую этому желанию. Мотив ребенка, а цель взрослого. Если в индивидуальной деятельности взрослый осуществляет действие под влиянием вектора мотив — цель, то в совместной деятельности мотив исходит от ребенка, а цель от взрослого. Далее они (ребенок и взрослый) стремятся к одной цели, выполняя совместное действие. Но взрослым движет цель, а ребенком — мотив. Взрослый знает, как надо делать, а ребенок не знает и не умеет. Поэтому взрослый должен совместно с ребенком осуществлять действие: захват предмета, перенос его из одного места в другое, манипуляция захваченным предметом. Когда элементарные навыки удержания предмета сформированы, взрослый должен приступить ко второму приему — создавать условия для выполнения действия, реализующего мотив: пододвинуть игрушку, повернуть ее так, чтобы ее легче было взять, поддерживать ее и т-д. Из совместного действия и создания условия для его выполнения складывается педагогика раннего возраста — -чудесная, изобретательная, настойчивая, кропотливая, сложная, освященная любовью, терпеливая я созидающая.
На первом этапе совместную деятельность ребенка и взрослого можно уподобить разучиванию алфавита движений. Конечно, "букв" здесь гораздо больше, чем в языке, и учить этот "букварь" сложнее — часто многие движения-буквы мы учим всю жизнь. Это говорит о сложности педагогической задачи. Но если буквы алфавита при обучении грамоте ребенок целенаправленно изучает под руководством учителя, то, к глубокому сожалению, буквы - движения он в большинстве случаев учит сам. Можно представить себе, что будет, если ребенка не учить грамоте и сделать вывод, что из-за педагогической безграмотности задерживается развитие ребенка. Задумаемся и содрогнемся от величины того урона, который мы наносим нашим детям. Ничто не может заменить совместной деятельности ребенка и взрослого!
Проходят месяцы, ребенок растет и развивается. У него появляются новые возможности, но не следует спешить со сложными игрушками. Игрушки должны соответствовать двигательным возможностям ребенка. Кубики» пирамидки, палочки — все предельно простое и удобное, для того чтобы взять, перенести, поставить одно на другое, соединить, приставить и т.д. Но и в этом возрасте взрослый не может прямо задать цель ребенку. Его поведение по-прежнему мотивируется естественными стремлениями. Однако арсенал движений можно усложнить и приступить пока еще не к строительству или созданию, а к соединению, передвижению, расчленению. Например, полезнее задать цель просто ставить один кубик на другой, а не строить из кубиков бащню, надевать на палочку кольца, а не собирать пирамиду, перемещать предмет в пространстве, а не играть в паровоз. Но производя все эти операции (совместно со взрослым), ребенок развивает способности к соединению, разъединению, перемещению. Таким образом формируется мышление, закладываются основы анализа и синтеза, объекта и пространства. И здесь также нельзя обойтись без совместной деятельности ребенка и взрослого. Просто дав ребенку кубики, пирамидку, палочку и т.д., взрослый только создает предпосылки к деятельности. Предоставленный сам себе ребенок, практически не будет продвигаться дальше стадии манипулирования. Только совместная деятельность сможет придать действиям ребенка целесообразность и активизировать процесс его развития. Ребенок сможет многое, если будет это многое делать совместно со взрослым. И нужно немного времени, чтобы он смог это сделать и сам. Но надо, чтобы у истоков было двое; Ребенок и Взрослый.
Почти все взрослые любят дарить ребенку игрушки, И на вопрос: "Почему вы так поступаете?" — практически каждый отвечает: "Так принято. Это же так естественно! Ребенок должен играть . Игра развивает ребенка". Но зачастую, подарив игрушку, взрослые забывают о ребенке или даже дарят ее через ребенка себе: она (игрушка) понравилась ему (взрослому) и в этом случае они охотно будут играть сами (без ребенка). Предоставленный сам себе, наедине с игрушками ребенок не играет, поскольку он еще не умеет играть. Играть, надо учить. В игре отражен взрослый мир, воплощены способности тех, кто делал игрушку, отражены определенные социальные роли. Чтобы играть, ребенок должен обладать теми знаниями и умениями, которые предполагает игрушка. Таким образом, и здесь очевидна необходимость совместной деятельности Ребенок-Взрослый — творец ребенка. Но сотворить ребенка возможно только в совместной деятельности с ним.
Совместная деятельность ребенка и взрослого не ограничивается дошкольным периодом, игрой, она органически прорастает в учебную деятельность. Несомненно, что в учебной деятельности распределение функций между учеником и учителем не остается неизменным. Это касается отдельных компонентов деятельности и различных этапов научения. Но взаимодействие ученика и учителя присутствует постоянно. Чем же характеризуется это взаимодействие? Данная область педагогики слабо разработана, и мы коснемся лишь некоторых проблем.
Прежде всего рассмотрим проблему цели. Как известно, общая цель является фактором, объединяющим действия людей в совместную деятельность (мы не будем здесь касаться общих целей образования, а остановимся на цели конкретного урока). Какая же общая цель может быть у ученика и учителя на уроке? Она заключается в том, чтобы ученик решил определенную учебную задачу. Но как мы уже отмечали, организующим фактором в раннем возрасте выступает вектор мотив-цель: мотив ребенка — цель взрослого. Цель взрослого, трансформируясь в учебную задачу, которую он проектирует в соответствии с этой целью, должна стать целью ученика. Это возможно в процессе осознания личностного смысла учебной задачи и ее принятия как личностно-значимой. Но этого можно достичь только тогда, когда учебный процесс будет отвечать на тайны бытия ребенка на каждом этапе его жизненного пути.
Условием успешной организации совместной учебной деятельности является сложно структурированное и организованное поле мотивов-целей, отображающее мотивы учения на пространство учебных задач. Разработка такого пространства по каждому учебному предмету — одна из актуальных психолого-педагогических задач. Сейчас это делает сам учитель (если делает) на уровне мастерства ремесленника.
Важным фактором совместной деятельности является язык. По своей природе язык многозначен. Но, к сожалению, это достоинство в учебном процессе часто обращается в недостаток. Учитель должен добиваться однозначного понимания терминов и понятий, использующихся при постановке задач и организации условий учебной деятельности.
Совместная учебная деятельность особые требования предъявляет к способам достижения цели. Эти способы, естественно, известны учителю, и он должен стремиться к тому, чтобы у ученика они были сформированы еще до постановки проблемы. Только в таком случае будут созданы необходимые условия для решения учебной задачи. На поздних этапах обучения, в старших классах» нахождение самого способа решения задачи может стать целью учебной деятельности, но на начальных этапах обучения формирование учебных действий должно носить опережающий характер.
В совместной деятельности ученик и учитель пользуются общим фондом информации. Это информация, которой располагает учитель. Для того чтобы ученик смог использовать эту информацию, надо научить его задавать вопросы. В то же время учитель должен обращаться к жизненному опыту ученика, т.е., постоянно его изучать и включать соответствующую информацию в свой фонд знаний. В процессе обучения совместный фонд информации развивается, и общий фонд информации пополняется из других источников и базы академических знаний. Учитель должен постепенно подключать ученика к этим источникам информации. Общим требованиям распределения функций подчиняется и оценка результатов учебной деятельности ученика. На начальных этапах обучения учитель оценивает результаты учебной деятельности, поступки ученика и показатели его развития. Постепенно у ученика должны формироваться навыки самооценки, прежде всего с нравственных позиций, затем по отношению к учебной деятельности и ее результатам и, наконец, самооценка своих способностей, своей индивидуальности.
Обязательным компонентом совместной деятельности является подражание. Природа наградила все живое бесценным даром — даром подражания. Именно благодаря этому животное усваивает видовые навыки и становится самим собой. И именно подражание лежит в основе развития ребенка. Педагогика, психология с удивительной легкостью проходят мимо этого уникального явления. Может быть, мы до настоящего времени не имеем полноценной теории воспитания только потому, что не придаем должного значения подражанию. Чаще всего подражание рассматривают как курьез, как забавный момент в поведении ребенка. "Посмотрите-ка! — восклицает мама, — Наша Алена пробует стирать, совсем как я"; или: "пробует полоть траву на грядке, она видела это сегодня"; или: "требует, чтобы ей дали вилку, и она ела, как взрослая" и т.п. Таких примеров множество, из них просто состоит жизнь ребенка. В связи с проблемой подражания полезно обратиться к данным, полученным известным итальянским нейрохирургом Дельгадо. В процессе операций, которые он проводил на головном мозге, раздражение различных его участков приводило к ярким воспоминаниям, воспроизведению образов прошлого у оперируемых. Можно сказать, что "прокручивались" как бы записанные на пленку целые эпизоды из жизни человека. На основе подобных фактов было высказано предположение, что человек запоминает практически все, что видит, но не все может вспомнить, воспроизвести.
Полезно также вспомнить широко известный факт: человек, прежде всего, забывает то, что он запомнил в последнюю очередь; старики дольше всего помнят то, что относится к детству. Сопоставляя эти факты, можно предположить, что наиболее полно и прочно запоминаются впечатления детства.
В памяти ребенка запечатлевается все. И воспоминания детства остаются с ним на всю жизнь. Об этом следует помнить взрослому.
С определенной долей условности можно сказать, что личность ребенка "формируется" взрослыми, их поведением. Ребенок видит, что и как делает взрослый, и, повинуясь могучему закону природы — закону подражания, стремится повторить то, что он видит.
Но возможности ребенка ограничены, и он не в силах воспроизвести все, что видит. Однако он стремится это сделать. Именно здесь скрыта главная тайна развития ребенка. Подражание — тот механизм, который делает человека человеком, если он развивается в обществе людей. И очень важен объект подражания.
В случае, когда взрослые испытывают трудности с воспитанием, следует, прежде всего, определить, кому подражает ребенок.
При этом необходимо помнить, что ребенок запечатлевает поведение взрослых, когда он еще не может ни говорить, ни повторить увиденного в действии. Но то, что он уже увидел, он стремится воспроизвести. Запечатление и воспроизведение в слове, действии, поступке может разделять большой промежуток времени. Именно поэтому многие действия ребенка часто кажутся спонтанными, они удивляют, а часто и возмущают взрослых. Но помня, что это подражание, взрослый должен найти причину тех или иных поступков ребенка: она — в окружении ребенка. Взрослый "бог" и творит ребенка по своему образу и подобию, причем, часто не подозревая об этом. Необходимо помнить, что в детстве закладываются самые прочные основы, которые бессознательно действуют в течение всей жизни человека. Их можно заглушить, замаскировать последующим воспитанием, но никогда нельзя стереть из памяти.
Искусство воспитания ребенка — искусство создания образцов для подражания.
Ребенок раскрывает для себя мир через свою деятельность, а в деятельности он копирует взрослых, в первую очередь родителей. В этой деятельности развиваются его способности.
Для того чтобы обеспечить развитие ребенка, взрослые (родители) должны соблюдать два условия:
— не ограничивать стремления ребенка к подражанию, к копированию бытового поведения окружающих его близких, хотя часто это может? И доставлять неудовольствия, требует затрат времени. Например, если ребенок решит постирать, как мама или бабушка, он наверняка прольет воду, будет стирать то, что вовсе не нуждается в стирке. Но следует поощрять эти действия, нельзя гасить естественного стремления ребенка, разрушать природный механизм развития;
Информация о работе Совместная деятельность распределение функций