Состояние алкогольного опьянения как мотив к совершению суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феномена суицида, рассмотреть основные концепции суицида, изучить особенности личности суицидента
2. Определить методики для практического исследования психического состояния больного алкоголизмом.
3. Установить влияние психического состояния больного алкоголизмом на формирование суицидального поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СУИЦИДА В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ 4
1.1. Социально – психологические аспекты феномена суицида 4
1.2. Суицид как следствие утраты смысла жизни 11
1.3. Суицидальные действия при различных стадиях алкоголизма 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СУИЦИДА В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ 19
2.1. Методические основы исследования психического состояния
больного алкоголизмом 19
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования психического
состояния больного алкоголизмом 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Содержимое работы - 1 файл

Состояние алкогольного опьянения как мотив к совершению суицида.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

     На  второй стадии алкоголизма помимо истинных суицидальных попыток возможны и  демонстративно–шантажные. На этой стадии хронического алкоголизма, при присоединении алкогольного абстинентного синдрома включает в себя депрессивные расстройства. В этой же стадии не только изменяется форма опьянения, но и алкоголь утрачивает способность полностью купировать депрессию, когда даже на пике опьянения может сохраняться тревожность, обидчивость, подозрительность. Препятствия к удовлетворению актуальной потребности приводят к совершению суицидоопасных действий. Но в намерения больного входит лишь удовлетворение потребности в наркотизации, но отнюдь не лишение себя жизни, что и определяет демонстративно-шантажный характер таких попыток. Эти особенности аффективных расстройств диктуют время и вид суицидального поведения. Истинные суицидальные попытки совершаются, как правило, мужчинами, в состоянии абстиненции, которая сопровождается рядом психопатологических феноменов (дисфорический, тоскливо–депрессивный, тревожно–депрессивный аффект, идеи самообвинения). Суицидальную готовность потенцируют также конфликтные ситуации в семье и на работе (а часто и  их потеря), нарастающие проблемы со здоровьем (особенно сексуальные расстройства), а также возникающие проблемы с законом. Истинные суицидальные попытки совершаются этими больными чаще ночью или ранним утром путем повешения. Демонстративно–шантажные суицидальные действия чаще совершаются женщинами с целью вымогательства. Они совершаются в присутствии посторонних и чаще всего бывают незавершенными.

     На  третьей стадии алкоголизма нарастает  деградация личности и явления вторичной  наркотической психопатизации. Больные угрюмы, ворчливы, склонны к брюзжанию, на этом фоне возникают гневливость, злобность, брутальность. При психологическом обследовании у таких больных обнаруживается сензитивно-дистимическая тенденция с ослаблением волевых установок. Социально-психологическая дезадаптация этих больных достигает своего апогея.[1] Однако извращенная система ценностей, мнестико-интеллектуальное снижение и резкое падение волевых ресурсов объясняют отсутствие истинного суицидального поведения у больных третьей стадией хронического алкоголизма. Однако суицидальный риск этой группы больных до статочно высок за счет увеличения количества демонстративно шантажных угроз и попыток. Необходимо также отметить, что по сравнению с больными второй стадии, у этих пациентов на 2 - 3% возрастает количество завершенных суицидальных попыток, что объясняется невозможностью для пациентов правильной оценки опасности для жизни выбранного способа шантажной попытки.

     Таким образом, при алкогольных психозах суицидальные действия обусловлены собственно психотическим состоянием пациента и коррелируют с характером императивных слуховых галлюцинаций,  зрительными обманами восприятия, фабулой бредовых переживаний и степенью аффективной насыщенности патологических переживаний. Систематическая алкоголизация приводит к появлению у человека ряда вегетативных симптомов, тревожности, утяжелению депрессивной симптоматики, ее пролонгации, увеличивает риск суицидальных действий.

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СУИЦИДА В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ

     2.1. Методические основы исследования психического состояния больного алкоголизмом

 

     В качестве конкретных методик нами использовались тест выявления суицидального риска  Кучер А.А., Костюкевич В.П. и методика Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина «Шкала оценки уровня личностной тревожности».

     Для выявления уровня суицидального  риска нами применялся тест выявления суицидального риска Кучер А.А., Костюкевич В.П. (Приложение 1).

     Цель  измерения суицидального риска  – в своевременном выявлении  уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Диагностика суицидального риска предпринимается для того, чтобы вовремя определить уровень курабельности клиента обычными, немедицинскими средствами психологической помощи, которыми располагает психолог, не являющийся врачом, профессиональным психиатром. По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезаптации (опросники тревожности личности, нейротизма, и другие), в опроснике суицидального риска содержится попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека.

     Содержание  диагностических концентов:

     Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицицдоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.

     Аффективность. Доминирование эмоции над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.

     Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, следственно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.

     Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражается интрапунитивный радикал. Формула внутреннего монолога – «Я плох».

     Социальный  пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем казуальной атрибуции. В отсутствие несостоятельности экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».

     Слом  культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте – инверсия ценностей жизни и смерти. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «эстетизации смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самостоятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».

     Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация ценностей значимости малейшей потери с одновременной минимизацией ценностей значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни сдерживания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

     Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

     Антисуицидальный  фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

     Для определения уровня личностной тревожности  использовалась методика Ч.Д.Спилбергера  – Ю.Л.Ханина «Шкала оценки уровня личностной тревожности» (Приложение 1).

     Данный  тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

     Личностная  тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

     Шкала оценки состоит из 2-х частей, раздельно  оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожности.

     Показатели  РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

     PT=Σ1 –Σ2 +15, где Σ1 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам шкалы 3,4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Σ2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10,11,15,16,19,20).

     ЛТ = Σ1 - Σ2 +35, где Σ1 сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 37, 38, 40; Σ2 - сумма остальных зачеркнутых цифр- 21,26,27,30,33, 36, 39.

     Интерпретация результатов: до 30 - низкая тревожность; 31 -45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

     В исследовании принимали участие  две группы испытуемых. Экспериментальная группа испытуемых состояла из 20 человек (в возрасте 24 – 36 лет), находящихся на лечении в областном психоневрологическом диспансере г.Гродно (диагноз - алкоголизм). Контрольную группу составили 20 человек (возраст 25 – 35 лет) не страдающих алкоголизмом.

     2.2. Анализ и интерпретация  данных исследования психического состояния больного алкоголизмом

 

     В результате исследования уровня суицидального  риска среди респондентов экспериментальной  группы, находящихся на лечении в  психоневрологическом диспансере и  респондентов контрольной группы, мы определили, что принявшие участие в данном исследовании обладают умеренным уровнем суицидального риска.

     Умеренно  завышенные показатели получены в экспериментальной  группе по таким шкалам, как «отношения с окружающими», «потеря смысла жизни». Статистически значимо низкие значения в группе заключенных выявлены по шкале «несчастная любовь».

     Вероятность возникновения проблем или каких-либо трудностей в контрольной группе наиболее вероятна в таких областях, как «несчастная любовь», «семейные  неурядицы», «деньги и проблемы с ними». Именно данные факторы могут с наибольшей долей вероятности послужить источниками суицидального поведения, т.е. стать причинами суицида. Наименее вероятной в качестве причин суицида у данной группы может выступать потеря смысла жизни.

     Проведенный сравнительный анализ картины суицидального риска между испытуемыми, страдающими алкоголизмом и испытуемыми контрольной группы по всем десяти факторам суицидального риска показал, что у больных алкоголизмом уровень суицидального поведения выше, чем у испытуемых контрольной группы. Увеличивается роль таких стрессогенных факторов как алкоголь и наркотики, противоправные действия. И наоборот наблюдается уменьшение роли таких стрессогенных факторов как деньги и проблемы с ними, при этом наблюдается доминирование эмоции над интеллектуальным контролем в оценке ситуации, готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В экспериментальной группе более выражена степень демонстративности, чем у контрольной группы. Это, на наш взгляд, своего рода проявление желания привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Так же в данной группе присутствует высокий уровень социального пессимизма, восприятие мира как враждебного.

Информация о работе Состояние алкогольного опьянения как мотив к совершению суицида