Состояние алкогольного опьянения как мотив к совершению суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феномена суицида, рассмотреть основные концепции суицида, изучить особенности личности суицидента
2. Определить методики для практического исследования психического состояния больного алкоголизмом.
3. Установить влияние психического состояния больного алкоголизмом на формирование суицидального поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СУИЦИДА В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ 4
1.1. Социально – психологические аспекты феномена суицида 4
1.2. Суицид как следствие утраты смысла жизни 11
1.3. Суицидальные действия при различных стадиях алкоголизма 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СУИЦИДА В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ 19
2.1. Методические основы исследования психического состояния
больного алкоголизмом 19
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования психического
состояния больного алкоголизмом 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Содержимое работы - 1 файл

Состояние алкогольного опьянения как мотив к совершению суицида.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

     Личностный  смысл суицидального поведения  включает протест и месть, призыв, избежание, самонаказание, отказ. Протест  возникает в ситуации конфликта  с враждебным объектом, на которое  направлено суицидальное воздействие. Месть — форма протеста, заключающаяся в нанесении конкретного ущерба врагу. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки, активную позицию личности с трансформацией гетероагрессии в аутоагрессию.

     Призыв  обусловлен желанием активизировать помощь извне с целью изменения ситуации; позиция личности при этом менее активна. Путем избежания наказания или страданий личность ликвидирует непереносимость наличной угрозы путем самоустранения, сохраняя при этом высокую самооценку. Самонаказание имеет два варианта: искупление вины (казнь подсудимого) и уничтожение жесткого судьи (Суперэго). Отказ от существования полностью совпадает с целью лишения себя жизни.[38]

     Исследования  последних лет, проведенные А. Г. Амбрумовой, В. А. Тихоненко, Л. Л. Бергельсон и др., также выдвинули перед современными суицидологами проблему о спорном понимании самоубийства как сугубо аутоагрессивного акта психически больного человека, убедительно указав на то, что значительная часть самоубийств совершается психически здоровыми людьми в результате социально-психологической дезадаптации личности в условиях «микросоциального конфликта» [4]. Необходимо отчетливо представлять зависимость сознательного покушения на свою жизнь от степени социальной интегрированности личности. Имеется в виду как возможность жесткой, предельной регуляции поведения личности со стороны общества, когда следствием выступает фаталистический тип самоубийства, так и слабая регуляция персонального поведения, следствием которой является «анемический суицид» (особенно в среде подростков, эффект разобщенности, отчуждения).

     В этой связи важно рассматривать природу сознательного суицида не только в плане конфликта личности с обществом, но и в плане асоциального характера соотношения личности и ее биологической нормы, учитывая существование таких суицидальных констант, как пол, возраст самоубийц, степень развития психических процессов, особенности темперамента, структуры личности, характерологических характеристик.

     1.2. Суицид как следствие  утраты смысла жизни

 

     Все больше пациентов жалуется на то, что  они называют «внутренней пустотой», вот почему Франкл назвал это состояние  «экзистенциальным вакуумом». В  противоположность предельным переживаниям, так хорошо описанным Маслоу, экзистенциальный вакуум можно считать «переживанием бездны».[17]

     Этиология экзистенциального вакуума представляется вытекающей из следующих фактов. Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие.

     Экзистенциальный вакуум - это феномен, который одновременно усиливается и распространяется. [17, c.54] Даже фрейдистские психоаналитики признают, что все больше нацистов страдает от отсутствия содержания и цели в жизни. Более того, они признают, что такое положение дел объясняет случаи «бесконечного психоанализа», поскольку психоаналитическая кушетка становится для пациента единственным содержанием жизни.

     В ходе решения «задачи на смысл» происходит внутренняя работа личности по соотнесению  проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях: в отношении мотива к преодолеваемым личностью ради его достижения внешним н внутренним преградам (побудительная сила мотива); по сопоставлению мотива с другими выступающими в сознании субъекта возможными мотивами той же деятельности; по оцениванию мотива в его отношении к принятым личностью нормам и идеалам; по соотнесению мотива с реальными с точки зрения личности ее возможностями, т. е. с воспринимаемым образом Я (реалистичность мотива); по сравнению собственного мотива с предполагаемыми мотивами других субъектов (социальная идентичность мотива) [24]. Все эти проявления различных аспектов мотивации как в едином фокусе концентрируются в личностном смысле, отражающем отношение мотива к конкретным обстоятельствам и целям действий личности. Однако выявлением всех этих граней представленности мотива в деятельности и сознании «внутренняя работа» по осознанию смысла не заканчивается. Еще одним препятствием на пути осознания смысла является невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в системе значении, в которых этот смысл в конечном итоге должен быть сбалансирован, а тем самым и коммуницирован для других.

     Смысл «Я» возникает в результате соотнесения  собственных свойств с мотивом  деятельности. Расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера - возникает множественность смыслов «Я». Если представить себе эту совокупность смыслов «Я» вне факта реального пересечения деятельностей субъекта, то будет ли в сознании «наведен порядок». [17, с. 42]

     Жизненная позиция — это выработанный личностью  при данных условиях способ своей  общественной и ной жизни, место  в профессии, способ самовыражения. В отличие от субъективных отношений (смысла, картины и даже концепции  жизни) жизненная позиция — это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который и определяет дальнейший ход жизни.

     Если  основные жизненные отношения личности интегрированы, отвечают ее исходным намерениям, то ее позиция характеризуется целостностью, целенаправленностью и даже гармоничностью. Если основные отношения не связаны между собой, а способ их осуществления не соответствует им, то такую жизненную позицию можно назвать неустойчивой, неопределенной, а личность — неуверенной. Такая личность не готова к жизненным переменам, неожиданностям, жизненным трудностям.

     Смысл жизни отражает жизненную концепцию  человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную  цель. В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т. д.) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. [18] Когда человек совершает то или иное действие, он понимает, осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл — это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.

     Смысл жизни — это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. [17, c.65] Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. На наш взгляд, смысл жизни — это и способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своей индивидуальности, своего «я», своей личности.

     Смыслу  жизни противостоит отчуждение жизни  от человека — лишение его реальных действий, поступков, их ценности, значимости, превращение их в функциональные. Поэтому утрата смысла жизни происходит и в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостаточно развитой потребности в самовыражении (неразвитая индивидуальность) и в силу неспособности их реализовать. Он утрачивается и в силу непропорциональности тех психических или личностных затрат, той «цены», которую личность платит за свои реальные достижения. Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат, при которой личность испытывала бы подлинную удовлетворенность, и ею питался бы дальнейший смысл ее жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, то личность также перестает испытывать удовлетворение, а это в свою очередь разрушает смысл ее жизни.

     Категория жизненного смысла — одна из наиболее общих интегральных характеристик  жизнепонимания и жизнеощущения  личности на индивидуально психологическом  уровне. В обыденных нормальных условиях проблема жизненного смысла не встает, перекрываясь обычно интересами бытия и его запросами. При этом, как правило, имеется негативное отношение к смерти, неприятие ее, отнесение ее в разряд трагических свершений. [17]

     Смысл жизни представляет большое содержательное разнообразие, индивидуализированное  в сознании конкретных лиц с широким диапазоном оценок жизненного смысла; соответственно личностной оптимистической или пессимистической установки. Наиболее уязвимыми в этом  плане жизненными периодами, когда личность обращается к смыслу жизни и пересматривает ее ценность, являются юношеский и пожилой возрасты. Обычно события и ситуации, заставляющие человека пересматривать свое отношение к прошлому и настоящему, совпадают с понятием психологического кризиса, характеризующегося блокадой жизненных целей. Небезынтересно, что для истинного суицида характерно не только выраженное негативное отношение к жизни, но, как ни парадоксально и своеобразное позитивное ценностное отношение к смерти.

     1.3. Суицидальные действия  при различных  стадиях алкоголизма

 

     Многими авторами подчеркивается высокий риск суицидоопасных действий у больных алкоголизмом, но концепция формирования суицидального поведения описана в работах А. Г. Амбрумовой, где суицидальное поведение определяется как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях актуального переживаемого микросоциального конфликта. [2] Развитию этой концепции, ее адаптации к контингенту больных алкоголизмом посвящены работы Г.B. Морозова. В этих работах показано, что суицидальное поведение определяется триадой взаимодействующих суицидальных факторов: особенностью алкогольной психопатизации личности, выраженностью патологического влечения к алкоголю и личностной значимостью микросоциального конфликта. [1] От степени выраженности каждого из названных факторов зависит риск суицидоопасных действий и вид суицидальной попытки.

     Чаще  всего суицидальные попытки в  состоянии алкогольного опьянения  совершают акцентуированные личности (особенно в молодом возрасте) и  лица с невротическими и соматоформными расстройствами. Суицидоопасными формами алкогольного опьянения являются ажитированно–депрессивный, дисфорический и эксплозивный варианты простого алкогольного опьянения. Коваленко В.П. не исключает, что в этих случаях суицид развивается по типу следовой реакции.[11, c. 45]

     Как правило, аутоагрессивное поведение в состоянии алкогольной интоксикации отмечается в следующих ситуациях:

     • Алкоголь употребляется после  принятия решения о суициде  для купирования эмоционального напряжения. Это свидетельствует о неоднозначности принятого решения, о колебаниях человека. В некоторых случаях, такой стереотип поведения соответствует культуральному ритуалу прощания с жизнью. Следует помнить, что демонстративно–шантажные  суицидальные попытки под влиянием алкоголя могут завершиться летально.

     • Алкоголь употребляется до принятия решения о суициде с целью снятия психоэмоционального напряжения либо с целью разрешения конфликтной ситуации. Интоксикация усугубляет психический дискомфорт, потенцирует развитие  чувства вины и безысходности, способствует вспышке конфликтной ситуации с окружающими, что  легко приводит к аутоагрессии.[4, c. 112]

     Уровень  суицидальной активности у лиц  с  синдромом зависимости  в 50 раз  выше, чем в общей популяции. 25%–50%  всех суицидов связаны с алкоголизацией. Пик суицидальных попыток среди больных хроническим алкоголизмом приходится на 25–40 лет.

     На  донозологическом уровне при систематической  алкоголизации происходит сдвиг  эмоционального реагирования в сторону  появления отдельных симптомов  депрессивного регистра. Эта симптоматика представлена постоянно существующей вегетативной дисфункцией, клинически неотличимой от вегетативной депрессии. На фоне этой вегетативной дисфункции в более продолжительных временных рамках появляется ощущение психического дискомфорта, лабильность настроения с тенденцией его снижения, обидчивость. На этом фоне снижается эмоциональная толерантность и легче возникают ситуационные реакции гневливости, обиды, злобы, чувства отчаяния и тревоги. Эти негативные эмоции на донозологическом этапе ситуационно адекватны, но по своей интенсивности чрезмерны, не оптимальны и не свойственны данной личности вне алкоголизации.

     На  первой стадии хронического алкоголизма преобладают истинные суициды. На этой стадии заболевания  больные алкоголизмом, как и здоровые люди склонны к образованию суицидогенных патологических и непатологических реакций в ответ на  социальную  дезадаптацию, которая в этот период проявляется в виде конфликтов в семье, на работе  и может приобретать суицидогенный характер. Особенно опасны периоды возникновения реактивных депрессий, когда вероятность завершенных суицидов максимальна. Пресуицидальный период у этих пациентов длителен, они тщательно продумывают способы реализации суицида и меры, исключающие оказание помощи. Наиболее важным являются симптомы достижения психологического комфорта только в интоксикации и обсессивного влечения к алкоголю, Появление этих симптомов алкогольной болезни переводит ранее существовавшие отрицательные эмоции в клинически оформленный субдепрессивный синдром невротического регистра. Так наличие обсессивного влечения к алкоголю создает внутриличностный конфликт между желательностью приема алкоголя и ситуационной необходимостью воздержаться от алкоголизации. Наличие интроперсонального конфликта приводит к появлению преобладающего гипотимного фона, на котором ранее существовавшая симптоматика трансформируется, становится клинически очерченной, во многом определяет поведение суицидента.[1]

Информация о работе Состояние алкогольного опьянения как мотив к совершению суицида