Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 08:11, курсовая работа
Задачи исследования:
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феномена суицида, рассмотреть основные концепции суицида, изучить особенности личности суицидента
2. Определить методики для практического исследования психического состояния больного алкоголизмом.
3. Установить влияние психического состояния больного алкоголизмом на формирование суицидального поведения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СУИЦИДА В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ 4
1.1. Социально – психологические аспекты феномена суицида 4
1.2. Суицид как следствие утраты смысла жизни 11
1.3. Суицидальные действия при различных стадиях алкоголизма 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СУИЦИДА В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ 19
2.1. Методические основы исследования психического состояния
больного алкоголизмом 19
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования психического
состояния больного алкоголизмом 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Необходимость и актуальность изучения личности человека, страдающего алкоголизмом диктуется, прежде всего, потребностями практики борьбы с данным заболеванием. Психология исследует механизм иммунитета личности и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики алкоголизма.
Состояние алкогольного опьянения отражается на психологии человека. Алкоголизм порождает угнетенное состояние. Оно является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У больного алкоголизмом может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь, что, безусловно, может выступить фактором формирования суицидального поведения.
Таким образом, целью нашего исследования является: изучение мотивов суицидального риска в состоянии алкогольного опьянения
Предмет исследования: феномен формирования суицидального поведения в состоянии алкогольного опьянения.
Объект исследования: психическое состояние больного алкоголизмом.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем суицидального риска и личностной тревожностью больного алкоголизмом.
Методы исследования: теоретические методы, включающие изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (тестирование, наблюдение, беседа). Конкретными методиками исследования являются: тест выявления суицидального риска Кучер А.А., Костюкевич В.П., , методика Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина «Шкала оценки уровня личностной тревожности».
Теоретической основой работы явились фундаментальные труды по изучению феномена суицида таких ученых, как Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс, Э. Шнейдмана, Э. Гроллмана, А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Р. Быстрицкас и Р. Кочюнас, Хайнц Хензелер; рассматриваются теории, объясняющие причины самоубийств (З.Фрейд, К. Меннингер, К.Г. Юнг, К. Хорни, В. Франкл, Э. Фром, А.Г. Амбрумова), исследованы теоретические аспекты особенностей личности заключенного в работах В. Г. Деева, А. И. Ушатикова, О. Г. Ковалева, Е. Н. Козакова, М.Н.Гернета, А.Д.Глоточкина и В.Ф.Пирожкова.
Изучение феномена сознательного суицида, исключающего какую-либо психопатологию и составляющего более половины всех совершающихся в мире суицидальных действий приводит психолога к однозначности понимания важности раскрытия не только сугубо индивидуальных корней суицида, но и усугубляющих условий.
У суицида в тех его формах, в которых мы застаем его в наше время, есть два плана изучения: доступная для статистики, социологии, юридической науки «поверхность» явления и скрытая - индивидуальная природа.
Сегодня суицидологи, как правило, определяют сознательный суицид как результат проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий план насилия. Перед нами, таким образом, обнаруживает себя феномен особой болезни сознания, для которой еще не придумано психологического термина, но именно по этому своему показателю он становится объектом пристального внимания психологов.
Загадка суицидального сознания — это та область, в которой может и должна проявить себя современная психологическая теория, учитывая, конечно, достижения исследователей во всех возможных аспектах рассмотрения данного мрачного явления.
Самоубийство как предмет изучения и сегодня еще пропитан ложными сведениями и предубеждениями. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению его психологии и психопатологии, с тем, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Следует заметить, что по вопросу о суицидах не существует полного согласия даже между крупными теоретиками. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают его под различными углами зрения.
З. Фрейд утверждал, что в своем стремлении отучить детей от их опыта ранней сексуальной жизни педагоги часто бросают еще не зрелых учеников на произвол судьбы перед суровыми испытаниями дальнейшей жизни. Он говорил, что, хотя о самоубийстве известно мало, но, по-видимому, оно действительно является отрицанием жизни из-за страстного желания смерти. [21] В определении З.Фрейда смерть является чем-то большим, чем просто событием телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Убийство - это агрессия, устремленная на других, а суицид - это агрессия, направленная на себя. Очень важно, подчеркивал Фрейд, что убийство нельзя оправдать, и оно может быть предотвращено. Суицид также, по сути, является убийством наизнанку, не должен быть оправдан и может быть предотвращен.[21]
К.Меннингер разделяет позицию З.Фрейда о том, что в жизни человека существует напряженная борьба между инстинктами самосохранения и саморазрушения. Исследовав глубинные мотивы самоубийства, он выделил три составных части суицидального поведения.[13]
Для того чтобы совершить самоубийство, во-первых, необходимо иметь желание убить. Желание убить в этом случае обращается против «желающего» и реализуется путем самоубийства.
Во-вторых, необходимо испытывать желание быть убитым. Подобно тому, как убийство является крайней формой агрессии, желание быть убитым представляет собой крайнюю форму подчинения. Требования совести зачастую оказываются столь непоколебимыми, что лишают человека внутреннего покоя. Чтобы быть наказанным из-за нарушения моральных норм, люди часто ставят себя в ситуацию, в которой они вынуждены страдать. В конце концов, они искупают свою вину только тем, что должны быть убиты.
Последним составным побуждением является желание умереть. Его можно проиллюстрировать стремлениями некоторых отчаянных водителей или альпинистов, которые буквально нуждаются в том, чтобы подвергать себя постоянной опасности. Желание умереть очень распространено и среди душевнобольных, особенно тех, которые считают, что смерть является единственным лекарством от их душевных мучений.
Основным положением
«индивидуальной психологии»
Касаясь вопроса о самоубийстве, К.Юнг указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению [26]. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство. Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности.
По мнению Г.Салливэна, суицид отражает, переориентированное на себя враждебное отношение индивида к другим людям и внешнему миру. Г.Салливен разработал теорию межличностного общения. Так же, как электроны приводятся в движение магнитным притяжением, так и человек реагирует на других значимых его людей. Взаимоотношения индивида с другими людьми является важнейшим моментом жизни. Каждый человек имеет три олицетворения «Я». Когда человек чувствует себя в безопасности, он является «хорошим Я»; в состоянии тревоги он становится «плохим Я»; в психотических кошмарах индивид превращается в «не-Я». Человек оценивает себя главным образом в соответствии с отношением к нему других людей. Если возникнет угроза его безопасности из-за неразрешенного кризиса, то конфликт и тревога могут стать для человека невыносимыми. В этих обстоятельствах у него может возникнуть желание перевести свое «плохое Я» в «не-Я» и таким образом совершить суицид. В состоянии депрессии и саморазрушение также является привлекательной альтернативой для индивида.[14, с.121]
Карен Хорни рассматривала суицид как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что К.Хорни называет «идеализированным образом», имеющимся у человека о самом себе. Она считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка. Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной К.Хорни «основной тревоги» [14, с.179]. Самоубийство может быть также «суицидом исполнения», из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами К.Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.
Эмиль Дюркгейм утверждал,
что самоубийство, которое в то
время считалось чисто
Норман Фейбероу впервые описал и систематически исследовал те формы саморазрушающего поведения, которые до этого не относились к суицидальным. Например, злоупотребление различными веществами, включая наркотики, алкоголь и табак; соматические болезни: заболевание сердца или травмы позвоночника, при которых пациенты не соблюдают назначенного лечения и режима; преступления, проституция, делинквентное поведение, которые опасны возможностью краха личности; рискованные виды спорта, такие как прыжки с парашютом, в воду с большой высоты или хэнг-глайдинг. Н.Фейбероу так комментирует эти рискованные увлечения: «Общество ценит опасные и рискованные поступки, так как они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового»[14, с.204].
По теории объектных отношений суицид рассматривается не как реакция на ситуацию, а как следствие специфического развития личности, связанного с взаимоотношениями индивида с родителями и особенностями воспитания. При этом в качестве ведущего механизма суицида признается не аутоагрессия, а стремление к смерти как возможность воссоединиться с умершим родителем. Сформировавшись в детстве, данный механизм может включаться затем в ситуации утраты или угрозы утраты значимого другого.
А.Г. Амбрумова и В.А. Тихоненко называют суицидальным поведением любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [4]. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидные попытки и завершенные суициды. Суицидная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения.
Суицидальному поведению предшествуют антивитальные переживания, при которых еще нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание жизни. Размышления об отсутствии ценности жизни выражаются в формулировках: «жить не стоит», «не живешь, а существуешь» и т. п.
Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольной активности. Суицидальные замыслы — это активная форма проявления суицидальности, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение. Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом.
В соответствии с целью суицидальное поведение подразделяется на истинное и парасуицидальное. Истинные самоубийства, покушения и тенденции имеют целью лишение себя жизни.
Парасуицид нередко используется антисоциальными личностями для эпатажа окружающих, истероидными — для шантажа. Если попытка самоубийства заканчивается завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств, а не вследствие желания смерти, ее следует отнести к несчастному случаю. Парасуицид встречается также у аддиктов с их жаждой острых ощущений, с помощью которых они пытаются вывести себя из состояния бесчувственности и безрадостности. В рамках аддиктивного поведения встречается также групповое и массовое самоубийство.
Информация о работе Состояние алкогольного опьянения как мотив к совершению суицида