Содержание деятельностного подхода в отечественной психологии, изучение его теоретических ориентиров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы выступает раскрытие содержания деятельностного подхода в отечественной психологии, изучение его теоретических ориентиров.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить основные теоретические ориентиры категории деятельности
2) Рассмотреть методологические функции деятельности

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Деятельностный подход и категория деятельности в 5
психологии 5
1.1. Категория деятельности в психологии: основные теоретические ориентиры 5
1.2 Методологические функции деятельности 6
1.3. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как направление в развитии деятельностного подхода 9
1.4. Общая характеристика строения деятельности в исследованиях А. Н. Леонтьева 11
Глава 2. Деятельность и сознание. Человек как субъект деятельности и жизнедеятельности 19
2.1 Характеристика «образующих» сознания 19
2.2 Разработка проблемы деятельности в трудах С. Л. Рубинштейна 22
Заключение 25
Литература 27

Содержимое работы - 1 файл

Деятельн_подход _курс_.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

      Действия  и операции, по мнению А. Н. Леонтьева, имеют разное происхождение, разную динамику и судьбу. Генезис действия лежит в отношениях обмена деятельностями, операция же есть результат преобразования действия, происходящего в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизации».

      Исследование  деятельности, согласно А. Н. Леонтьеву, требует анализа именно ее внутренних системных связей и отношений. А. Н. Леонтьев неоднократно отмечает, что деятельность представляет собой процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями. «Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она превратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру, другую деятельность; наоборот, действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью; наконец, действие может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия» [12]. Взаимные переходы типа «деятельность – действие – операция» и «мотив – цель – условия» происходят постоянно. Подвижность «образующих» системы деятельности выражается, таким образом, в том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы, прежде относительно самостоятельные. Так, например, в случаях, когда действие протекает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций, целостное действие может дробиться на ряд отдельных последовательных действий, при соответствующем дроблении общей цели на ряд промежуточных подцелей. Противоположный процесс имеет место тогда, когда достигаемые в процессе деятельности промежуточные результаты сливаются и перестают осознаваться субъектом. Уточняя различные стороны деятельности, А. Н. Леонтьев отмечает: «…действие как процесс, который направлен на осознаваемую в связи с определенным мотивом цель, это есть сторона деятельности, внутренне связанная с той «единицей» сознания, которую мы обозначаем термином личностный смысл… содержание или стороны действия, которые отвечают условиям действия, это операция. С этим содержанием деятельности тоже связана своеобразная «единица» сознания, а именно значение» [12].

      Таким образом, анализ психологического строения деятельности показывает, что категория целостной деятельности соотносима с понятием потребности и с понятием мотива, с определением их предметного содержания. Мотив побуждает человека к выявлению цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, удовлетворяющего мотив и потребность. В целом процесс, рассмотренный со стороны мотива, выступает в качестве особенной деятельности, со стороны цели – в качестве действия, со стороны условий осуществления действий – в качестве операции

 

Глава 2. Деятельность и сознание. Человек как субъект деятельности и жизнедеятельности

2.1 Характеристика «образующих» сознания

 

      Сознание, согласно А. Н. Леонтьеву, в своей  непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И далее он отмечает: «сознание человека, как и сама его деятельность не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связи отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности… Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания» [11]. Отмечая психологическую многомерность сознания, А. Н. Леонтьев, в качестве его образующих выделил: личностный смысл, значение и чувственную ткань.

      Чувственная ткань сознания. Чувственная ткань представляет собой строительный материал образа: чувственная ткань «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой» [11]. Образы различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д. На примере экспериментальных процедур А. Н. Леонтьев отмечает особую функцию чувственных образов, которая состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мире. Иными словами, благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий вне его сознания – как объективное «поле», как объект его деятельности. Функция чувственного содержания сознания, таким образом, выражается не прямо, а лишь косвенно – в безотчетном переживании «чувства реальности».

      Чувственная ткань, иными словами, может быть представлена в сознании двояко: как то, в чем существует для субъекта предметное содержание (в нормальных условиях чувственная ткань и предметное содержание слиты между собой); либо сама по себе, что обнаруживается в условиях специально направленной интроспекции, или в специальных экспериментальных условиях, например, в опытах с адаптацией к инвертированному зрению.

      Значение. Значение, понимаемое в психологической традиции как содержания общественного сознания, указывает на то обстоятельство, что сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором фиксирован опыт деятельности, общения и мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт [10]. Значение в психологической теории деятельности рассматривалось как форма сознания, т.е. как осознание человеком своего – человеческого – бытия, а также как реальная психологическая «единица сознания», как факт индивидуального сознания.

      Значения  преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык. В языковых значениях фиксированы общественно выработанные способы (операции) действия. Таким образом, отмечал А. Н. Леонтьев, в значениях слов реализуется для сознания общественное значение предметов.

      Рассматривая  проблему значения, А. Н. Леонтьев отмечал  двойственность существования значений для субъекта. Значения выступают перед субъектом, с одной стороны, «в своем независимом существовании – в качестве объектов его сознания, т.е. функционируя в процессах, репрезентирующих объективную действительность». С другой, являются достоянием, «образующей» индивидуального сознания: функционируя в «объективном своем бытии» значения «необходимо вступают во внутренние отношения, которые связывают их с другими «образующими» индивидуального сознания; в этих внутренних отношениях они единственно и обретают свою психологическую характеристику» [10]. В этом своем существовании значения индивидуализируются и «субъективируются», при этом, отмечает А. Н. Леонтьев, не утрачивая своей общественно-исторической природы.

      Личностный  смысл. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Оно в силу принадлежности живому субъекту и реальной включенности в систему его деятельностей всегда пристрастно, т. е. сознание есть не только знание, но и отношение. По определению ученого, личностный смысл есть оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Разрабатывая вопросы строения внутренней и внешней деятельности, А. Н. Леонтьев отмечает, что мало иметь в виду факт детерминации ее структурных элементов – действий и операций – объективными свойствами предмета (предметной ситуацией). То, как выступает предмет, зависит, прежде всего, от отношения человека к нему. Личностный смысл истолковывает ситуацию для субъекта. «Человек отвечает не на среду, а на свое «понимание» = на окружение, как оно выступает для человека» [10]. В смысле предмета «кристаллизуется мое отношение к предмету» [там же]. Деятельность, целенаправленный характер действий, опосредованы, таким образом, по А. Н. Леонтьеву, личностным смыслом, отношением человека. Изменение смысла ведет к изменению мотивов деятельности, изменению деятельности человека.

      В отличие от значений, отмечал А. Н. Леонтьев, личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания не имеют своего «надындивидуального» существования. «Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами» [10]. И, далее: «Общественное значение предмета (значение слова) определяется общественно-исторически, оно есть общественно-историческое отображение, обобщение действительности. Оно есть мой предмет». Если «В значении кристаллизуется общественно-историческое отношение», то личностный смысл есть «Мое отношение к значению (= к предмету, как значению)… Смысл, следовательно, есть «значение для меня значения» [10].

      Смысл, по словам А. Н. Леонтьева, принадлежит  не предмету, а деятельности и лишь в деятельности предмет выступает для субъекта как смысл. Смысл есть, таким образом, «само отношение, осуществляющееся в деятельности» [10].

2.2 Разработка проблемы деятельности в трудах С. Л. Рубинштейна

 

      Впервые психология субъекта начала развиваться, главным образом С. Л. Рубинштейном, еще в 1920-30-е годы. Субъект, согласно С. Л. Рубинштейну, это человек, люди, на высшем (индивидуализировано для каждого из них) уровне активности, целостности (системности), автономности и т. д. Для субъекта окружающая действительность выступает не только как система раздражителей (с которой он взаимодействует на уровне реакций) и сигнальных раздражителей, но прежде всего как объект действия и познания, а другие люди выступают для него тоже как субъекты. Субъект, согласно С. Л. Рубинштейну, это субъект творчества, созидания, инноваций. Любая его деятельность (хотя бы в минимальной степени) является творческой и самостоятельной [8].

      Согласно  С. Л. Рубинштейну и его последователям, человек становиться субъектом по мере того, как он – будучи еще ребенком, подростком и т. д. – начинает выделять себя из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т. д. [9]. Как видно, категория субъекта по С. Л. Рубинштейну многомодальна: она выявляет не только разные характеристики самого субъекта, но и его разные отношения к миру. Согласно С. Л. Рубинштейну такими отношениями являются следующие: познавательное, деятельностное (деятельность), этическое (отношение к другому человеку) и включающее последнее – созерцательное: субъект в процессе сознания реорганизует объект, но не изменяет его онтологически, реально, выявляет его подлинную сущность. Каждому из этих отношений присуща своя «логика», своя качественная определенность [1]. Так, например, по мере становления человека как субъекта он формирует, создает, конструирует хотя бы простейшие понятия, элементарное понятийное мышление. На данном этапе развития деятельности и общения окружающая действительность именно в понятиях начинает выступать для людей в качестве объекта. Как видно, вся в целом познавательная деятельность осуществляется только субъектом и в принципе невозможна без него. Объект существует только соотносительно с субъектом, субъект возникает, действует, живет лишь во взаимосвязи с объектом и с другими людьми как субъектами [9].

      Разрабатывая  теорию личности как субъекта единства сознания и деятельности, С. Л. Рубинштейн делает следующие важные теоретические обобщения относительно основных особенностей деятельности [9].

  1. Деятельность субъектна, т. е. принадлежит человеку, а не животному и не машине, не может быть деятельности бессубъектной (выделен субъект деятельности).
  2. Деятельность осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов (выделены субъекты деятельности и совместная деятельность).
  3. Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т. е. всегда предметна, реальна, содержательна.
  4. Деятельность сознательна и целенаправленна.
  5. В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются, и прежде всего в ней они могут быть объективно исследованы.

      Выделяя в качестве специфической особенности  человеческой деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, С. Л. Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи. Вместе с тем, объективное содержание предметов, которыми он оперирует, и общественной жизни, в которую он своей деятельностью включен, входит определяющим началом в психику индивида. «Значение деятельности в том прежде всего и заключается, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта» [7]. Категория деятельности используется С. Л. Рубинштейном для раскрытия неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту фундаментальную взаимосвязь.

      Таким образом, разрабатывая теорию личности как субъекта единства сознания и деятельности, С. Л. Рубинштейн выделил деятельность субъекта как творческую, целостную и автономную, выделяя в качестве специфической ее особенности созидательный и целенаправленный характер.

 

Заключение

 

      В процессе выполнения данной курсовой работы мы выяснили, что важной задачей теории деятельности на всех этапах ее развития было объяснение возникновения различных уровней и форм субъективного отражения объективного мира, иными словами различных уровней и форм психики. Вне целостной системы деятельности не может быть понято психическое отражение. А. Н. Леонтьев показал, что психическое отражение рождается в процессе развития чувственно-практической деятельности, что образ (психическое отражение) всегда занимает существенное место в системе деятельности, и что в отрыве от деятельности нельзя понять ни его генезис, ни его функционирование.

Информация о работе Содержание деятельностного подхода в отечественной психологии, изучение его теоретических ориентиров