Содержание деятельностного подхода в отечественной психологии, изучение его теоретических ориентиров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы выступает раскрытие содержания деятельностного подхода в отечественной психологии, изучение его теоретических ориентиров.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить основные теоретические ориентиры категории деятельности
2) Рассмотреть методологические функции деятельности

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Деятельностный подход и категория деятельности в 5
психологии 5
1.1. Категория деятельности в психологии: основные теоретические ориентиры 5
1.2 Методологические функции деятельности 6
1.3. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как направление в развитии деятельностного подхода 9
1.4. Общая характеристика строения деятельности в исследованиях А. Н. Леонтьева 11
Глава 2. Деятельность и сознание. Человек как субъект деятельности и жизнедеятельности 19
2.1 Характеристика «образующих» сознания 19
2.2 Разработка проблемы деятельности в трудах С. Л. Рубинштейна 22
Заключение 25
Литература 27

Содержимое работы - 1 файл

Деятельн_подход _курс_.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

      Согласно  взглядам Л. С. Выготского психическое  развитие человека осуществляется посредством его воспитания и обучения как одной из форм присвоения общественно-исторических способностей. Для человека присвоение культуры выступает не как условие, а как источник развития. Л. С. Выготским был сформулирован основной закон развития высших психических функций человека: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва, как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая» [1]. Индивидуальная психическая деятельность, таким образом, первоначально задана в социальном общении, в коллективной деятельности.

      5. Деятельностная детерминация психики  предполагает наличие аналогии в структуре внешней (трудовой) деятельности и психических функций (гипотеза психологических орудий), т. е. имеется, согласно Л. С. Выготскому, принципиальное сходство в структуре трудовой деятельности и психических процессов, существуют аналогии: «процесс труда – психические процессы», «орудия труда – психологические орудия».

      Л. С. Выготский, являясь основателем  деятельностного подхода, акцентировал внимание на первой методологической функции деятельности – деятельности как общем объяснительном принципе. Генезис и структура психических функций объяснялись им с использованием категории предметно-практической деятельности (деятельности как надиндивидуальной категории). 

1.4 Общая характеристика строения деятельности в исследованиях

А. Н. Леонтьева 

      Ключевыми моментами теории деятельности А. Н. Леонтьева являются следующие методологические принципы [2]:

  1. Принцип предметности. Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения, согласно А. Н. Леонтьеву, обнаруживается их предметная природа. Предмет при этом необходимо понимать не как стимул или объект, существующий сам по себе и воздействующий на субъекта, а как «…то, на что направлен акт, т.е. как нечто к чему относиться живое существо, как предмет его деятельности – безразлично, деятельности внешней ли внутренней. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может» [2].

     2. Принцип активности. Принцип активности раскрыт А. Н. Леонтьевым в положениях о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. А. Н. Леонтьев подчеркивал зависимость психического отражения от того, «что человеку нужно», – от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Важно при этом отметить, что такая пристрастность психического отражения сама объективно детерминирована и выражается не в неадекватности образа, а в том, что она позволяет активно проникать в реальность. Иначе говоря, пристрастность, «субъективность на уровне чувственного отражения следует понимать не как его субъективизм, а скорее как его «субъектность», т. е. его принадлежность деятельному субъекту» [2]. Противопоставление принципа активности субъекта принципу реактивности позволяет преодолеть подход к человеку как лишь приспосабливающемуся к окружающим условиям. Принцип активности позволяет постулировать положение о творческом и преобразующем характере деятельности субъекта.

  1. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности. Положение о неадаптивной природе человеческой деятельности следует из знаменитой леонтьевской формулы активности: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет». На активный и неадаптивный характер человеческой деятельности указывает то, что «психическое отражение предметного мира порождается не непосредственно внешними воздействиями, а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его независимым свойствам, связям, отношениям».

     4. Принцип интериоризации и экстериоризации. Внутренняя деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, вторична: она формируется в процессе интериоризации внешней предметной деятельности. Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности в предсуществующий ей внутренний план сознания, а в формировании самого этого плана. А. Н. Леонтьев, вслед за Л. С. Выготским подчеркивал не только предметную, но и социальную природу интериоризации. Социальная природа интериоризации раскрыта и отражена Л. С. Выготским в основном генетическом законе культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности. Вторая грань интериоризации – экстериоризация – отражает переход от «я» к «мы» и представляет собой необходимое условие возникновения новообразований. Благодаря ей внутренние формы действия становятся как бы видимыми субъекту, доступными наблюдению, управлению и контролю.

      5. Принцип опосредствования. Принцип опосредствования включает несколько ключевых положений: а) опосредствование психического отражения тем содержательным процессом, который связывает субъекта с предметным миром, т. е. процессом предметной деятельности; б) опосредствование межличностных отношений совместной предметной деятельностью.

  1. Психологическое строение деятельности. Одной из центральных идей общепсихологической теории деятельности является анализ структуры деятельности. А. Н. Леонтьевым раскрыта психологическая структура деятельности, выделены основные единицы деятельности, раскрыты закономерные связи этих единиц между собой и их связь с деятельностью как целым. Целостная деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, имеет следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели (единство целей и условий составляет задачу) и соотносимые с ними деятельность, действие, операции, функциональные блоки [2].
  2. Общность строения внешней и внутренней деятельности. Определяется тем, что они обе опосредствуют связи человека с миром. Общность строения усматривалась А. Н. Леонтьевым в возможности переходов от одной деятельности к другой (интериоризации и эксте-риоризации). Внутренняя деятельность в процессе своего формирования приобретает такие средства, которые позволяют субъекту решать задачи, невыполнимые в плане внешней деятельности и наоборот.

      8.Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Характер психической деятельности изменяется в зависимости от того, с какими компонентами деятельности – мотивами, целями или условиями выполнения действия – связан объект.

      Рассмотрение  деятельности в качестве предмета психологии, выделение и анализ структуры  и механизмов деятельности являются центральными вопросами психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева.

      В психологии под структурой принято понимать единство элементов, целостности и их всесторонних связей [5]. Системно-структурный анализ психологических явлений предполагает выделение единиц анализа, которые отражают характеристику явления как целого, а также раскрытие закономерных связей этих единиц между собой и со структурой в целом. В системно-структурном анализе можно выделить, таким образом, несколько этапов.

      На  первом этапе необходимо установить, какое явление берется за целостность. В качестве последней может рассматриваться вся психологическая наука в целом, или ее отдельные отрасли или проблемы; как система может рассматриваться личность в целом, или ее определенной свойство; это может быть определенная деятельность или только одно действие и т. п.

      На  втором этапе целесообразно выяснить, что является единицами анализа этой целостности. Под единицами анализа понимаются условно недробимые и относительно сопоставимые ее части. Так, например, единицами анализа деятельности являются действия.

      На  третьем этапе необходимо раскрыть наиболее существенные связи единиц между собой и их связи с системой в целом: причинные связи, взаимозависимости и взаимовлияния в проявлении и развитии и т. п.

      На  следующем этапе анализа важно  выявить необходимое и достаточное  число подсистем или подструктур, в которые входят, или на пересечении которых находятся все единицы анализируемой целостности. Подструктуры или подсистемы, как и элементы, объединяются понятием компоненты. При исследовании компоненты должны быть упорядочены и классифицированы, что является главной задачей структурного анализа в психологии.

      На  завершающем этапе необходимо сопоставить  связи элементов между собой и системой с обобщенными связями подструктур (подсистем) и системой и установить генетическую иерархию компонентов, сложившуюся в процессе развития системы.

      На  основе анализа работ А. Н. Леонтьева  разработана схема анализа психологической  структуры деятельности. Согласно теоретическим взглядам А. Н. Леонтьева, «тело» деятельности образуют некоторые инвариантные единицы: предметные и структурные компоненты.

      Предметное  содержание деятельности (предметные компоненты) в деятельности субъекта образуют:

  1. мотив – предмет, на который направлена деятельность, или предмет потребности;
  2. цель – представление о результате действия (что должно быть достигнуто);
  3. условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются способы достижения цели;
  4. цель, данная в определенных условиях, представляет собой задачу деятельности.

      Структурные единицы деятельности составляют:

  1. отдельная (особенная) деятельность, которая может быть выделена по критерию побуждающих ее мотивов;
  2. действия – процессы, подчиняющиеся сознательно поставленным целям; могут быть относительно самостоятельными и входить в разные виды деятельности;
  3. операции – способы осуществления действий, непосредственно зависят от условий достижения конкретных целей;
  4. выполнение задач осуществляется с помощью действий и операций.

      Согласно  А. Н. Леонтьеву, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. «Деятельности без мотива не бывает; «немотивировнная» деятельность – это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» [5]. Каждая деятельность отвечает определенной потребности субъекта и стремится к предмету этой потребности. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность, он и есть ее действительный мотив. Главное, что отличает одну деятельность от другой, отмечает А. Н. Леонтьев, состоит в различии их предметов. Мотив деятельности может быть как вещественным, так и идеальным, главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

      Основными «составляющими» деятельности являются осуществляющие ее действия. Действие – это процесс, подчиненный сознательной цели. А. Н. Леонтьев отмечает, что «подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия» [5]. По мнению А. Н. Леонтьева, выделение целей и соответствующих этим целям действий приводит к расщеплению прежде слитых в мотиве функций. Если за мотивом полностью сохраняется функция побуждения к деятельности, то действия, которые осуществляют эту деятельность и побуждаются ее мотивом, реализуют функцию направления деятельности, то есть являются направленными на цель.

      Согласно  А. Н. Леонтьеву, деятельность и действия представляют собой подлинные и не совпадающие между собой реальности. Одно и тоже действие может осуществлять разные деятельности (иметь совершенно разные мотивы), переходить из одной деятельности в другую, являясь, таким образом, относительно самостоятельным. Справедливо и обратное: мотив может конкретизироваться в разных целях и породить соответственно разные действия.

      Цели  деятельности, по мнению А. Н. Леонтьева, не изобретаются и не ставятся субъектом произвольно, они даны в объективных обстоятельствах. В связи с этим, выделение и осознание целей представляет собой не автоматический, одномоментный акт, а относительно длительный процесс «апробирования целей действием». Другой важной стороной процесса целеобразования является конкретизация цели и выделение условий ее реализации. Действие в конкретных условиях его реализации имеет особое качество, особую «образующую» – способы, которыми оно осуществляется. Таким образом, помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто), действие имеет и операциональный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто). Способы осуществления действий А. Н. Леонтьев назвал операциями [7].

Информация о работе Содержание деятельностного подхода в отечественной психологии, изучение его теоретических ориентиров