Психология политического лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:44, реферат

Краткое описание

Феномены власти чрезвычайно сложны, основываются они на повсеместно встречающейся ситуации социального конфликта, возникающего из-за несовместимости целей различных людей и средств их достижения.
Поначалу в изучении феномена лидерства основное внимание уделялось относительно небольшому числу великих людей, а также явных лидеров, работающих в организациях и, по-видимому, обладающих определенными чертами характера, которые присущи им в неодинаковой степени.

Содержимое работы - 1 файл

Психология политического лидерства.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

Возможность господства может  быть средством для успокоения, освобождения от тревожности. У нормального человека ощущение власти может возникать  в результате реализации его превосходства в чем-либо, будь то физическая сила или умственные способности. Невротическое стремление к власти рождается из ненависти, чувства собственной неполноценности, иначе говоря, нормальное стремление к власти рождается из силы, невротическое – из слабости. То, что невротики выбирают такой путь, объясняется тем, что именно власть, престиж и обладание ресурсами могут дать ощущение большей безопасности. Стремление контролировать всё может принимать более легкую форму, когда человек сознательно предоставляет другим полную свободу действия, настаивая при этом на своем делании знать всё об этих действиях.

Ещё одна характеристика стремления к власти, господству – нежелание  в чем-либо уступать, сдаваться. Мысль  о соглашении с чужим мнением, принятием совета вызывает у индивидуума  внутреннее сопротивление, способное  перерасти в конфликт.

       У людей, для которых стремление к престижу стоит на первом месте, господство есть способ безнаказанного унижения других. Обычно это желание появляется в детстве у людей, прошедших через ряд связанных унижением переживаний. Некоторые из подобных тенденций могут проявляться подсознательно: в пренебрежении к другим людям, в ощущении их зависимости. Предпосылкой к господству может стать также желание ущемлять интересы других людей, которое само по себе не является невротическим. Оно может быть принятым в определенных культурах, оправдываться сложившейся ситуацией или считаться вопросом целесообразности.

      У невротичных людей эти желания имеют сильный эмоциональный заряд. Даже если преимущество, которое они извлекают из ситуации, незначительно, они приходят в прекрасное расположение духа. Их удовлетворение имеет два источника: осознание того, что они перехитрили других, и что они нанесли им ущерб. Например, родители могут действительно разрушать жизнь своих детей, требуя жертв с их стороны, со ссылкой на то, что у них есть по отношению к ним обязательства. Осознавая факт господства, нормальный человек делает акцент на том, что он хотел бы иметь различные преимущества перед другими, невротик же лишь сожалеет, что не имеет того, что имеют другие, даже если оно совсем ему не нужно.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология подчинения

 

Человек – существо общественное. Род, племя, община, нация – это  сообщества, принадлежность к которым  помогала выживать в борьбе с силами природы, а затем и в борьбе с конкурирующими сообществами. Только та община была сильной, где интересы каждого были подчинены единой воле. Общины, не обладавшие подобной централизацией, погибали в борьбе с более сильными. Таким образом, у членов сообщества вырабатывался инстинкт подчинения.

«Человек, - утверждал Кант, - это животное, которое с момента, когда оно начинает жить среди  других индивидуумов своего вида, нуждается  в хозяине». Каждый из людей готов  подчиняться, т. к. подсознательно ищет того, кто даст уверенность в безопасности.

Подчинение – это реакция  на приказ, явный или скрытый. Мы привыкаем к приказам с детства, они составляют значительную часть  того, что именуется воспитанием. Приказ нельзя обсуждать, ставить под  сомнение, он должен быть настолько  ясен, чтобы быть понятным сразу. Приказу  подчиняются потому, что сопротивляться нет смысла: приказывает тот, кто  всё равно победит. Власть приказа  не допускает сомнений: появление  сомнений ставит необходимость повторного установления власти.

То, что мы именуем приказом, разыгрывается между людьми: господин приказывает рабу, мать  ребенку. Приказ, каким мы его знаем, пошел  от своего биологического прообраза. Теперь он применяется как в общесоциальных, так и в интимных контекстах человеческой жизни, в т. ч. и в политике. Существо, находящееся в подчинении, привыкает получать блага только от одного лица. В отношении между начальством и подчиненными роль предоставляемого блага опосредованно играет заработная плата.

     Одной из  наиболее явных форм подчинения  стала дисциплина. Дисциплина является  необходимым условием сохранения  сложившихся форм поведения и  социального окружения. Принятие  их награждается, отвержение –  наказывается. Формируется порядок,  контролирующий поведение индивида, ощущаемый им как «социальное  зеркало» («что обо мне подумают»).

     В результате  внешний контроль провоцирует  возникновение системы самоконтроля. Власть окружения внедряется  в индивида. Социальное зеркало,  таким образом становится, частью совести, фрейдовского Супер-Эго.

      Дисциплина  основана на системе запретов. Только некоторая часть возможных  форм поведения развивается, остальные  – подавляются. То, что человек  ходит, говорит, пишет и т.п.  определенным способом, вытекает  не только того, что данные  формы поведения развивались  под влиянием научения, но и  из того, что другие возможные  их формы оказались подавленными.

Инстинкт подчинения и  привитое послушание проявляются, в  частности, в ролевом поведении, причем даже тогда когда исполняется  роль не настоящая, а по просьбе экспериментатора. Убедительное доказательство силы послушания получено в экспериментах С. Хейни. Студентов попросили принять участие в эксперименте, в котором одним из них необходимо было играть охранников, другим – заключённых. При этом никто не говорил им, как надо вести себя, так что они играли свои роли соответственно преставлениям о них, полученным в жизни из кино, детективов и т.д. . Эксперимент был спланирован на две недели и максимально приближен к реальной действительности. В результате студенты, игравшие заключенных, быстро впали в состояние апатии. Другие же, игравшие охранников, стали агрессивными и придирчивыми. Эксперимент пришлось прекратить через шесть дней, поскольку последние стали настолько безжалостными, что могли нанести вред заключенным. Авторы эксперимента полагают, что «охранники» вели себя подобным образом не в силу личностных особенностей, а согласно ситуации и конкретно своей роли в ней. Многие из них в жизни мягкие люди и сами были шокированы тем, как себя вели.

 

Типологии лидеров

 

Специфика лидерства обусловлена  особенностями группы, которыми он руководит: в демократичных группах  решающее значение имеют иные функции  лидера, нежели в авторитарных. Однако это не означает, что руководитель группами с демократической структурой легче, просто функции здесь качественно отличны. Многие из функций входят в круг обязанностей руководителей. В зависимости от набора функций выделяются следующие типы лидеров:

  • Лидер как администратор. Наиболее очевидной является роль лидера как главного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления действий или они предписываются ему сверху, в круг его обязанностей неизменно входит функция наблюдения за их исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а предписании ее другим членам группы.
  • Лидер как планировщик. Он часто исполняет обязанности разработчика методов и средств, с помощью которых группа достигает своих целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов действий. Часто только лидер знает досконально план действий, тогда как остальные члены группы знакомы лишь с отдельными частями плана.
  • Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является формулирование идей и основного направления деятельности группы, ее координации.

     В основном  групповые цели и методы их  достижения имеют три источника:

 

  1. Указания «сверху», получаемые группой от руководства в соответствии с субординацией;
  2. Указания «снизу», т.е. решения самой группы; тем не менее, лидер несет ответственность за их реализацию, поскольку он является основным выразителем мнения большинства.
  3. Решения самого лидера (при условии, что он обладает автономией в их принятии)

Таким образом, достижение групповых  целей - обязательная функция лидера.

  • Лидер как эксперт. К нему обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному  специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры прибегают к услугам других специалистов и консультантов. В организациях с менее формальной структурой или в спонтанно возникших группах лиц, обнаружившие наибольшую осведомленность в сфере групповых целей сами становятся лидерами. Так, например,  в сложных условиях экспедиции проводник благодаря знанию местных особенностей может стать фактическим руководителем группы. Почти во всех случаях, если объем знаний и квалификация человека необходимы для достижения групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера.
  • Лидер как представитель группы во внешней среде. Здесь лидер – официальное лицо, выступающее во внешней среде от имени группы. поэтому для группы важно знать, способен ли он в полной мере представлять их интересы.
  • Лидер как регулятор отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется  через коммуникационные связи различного рода. В некоторых группах вся информация исходит от лидера; иногда в группе существуют приближенные к лидеру лица, которые замыкаю в себе «управленческий аппарат»; существует тип групп, где лидер является лишь «одним из нас».
  • Лидер как источник управляющих воздействий. Этот тип лидера предъявляет высокие требования к личностным качествам лидера, особенно в группах, где большее внимание уделяется не материальному, а моральному фактору. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять с ней силу поощрений и наказаний.

Помимо административного  регулирования деятельности членов группы и  применения обычных мер поощрения, лидер может умело применять неформальные воздействия, которые характерны для малых групп. Люди, знающие близко друг друга уважительно относятся к тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд.

  • Лидер как третейский судья или миротворец. При возникновении конфликтов между членами группы лидер должен быть и судьей и утешителем одновременно, т.е. кого-то осуждать, кого- то поддерживать. Лидер может пресекать или поддерживать трения внутри группы в зависимости от того, каковы его личные планы.
  • Лидер как символ группы. При высокой сплоченности группы ее члены стремятся не только к внутренним, <span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Ari

Информация о работе Психология политического лидерства