Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:35, контрольная работа
Привлечение лица в качестве подозреваемого или обвиняемого связано с резким изменением в его жизни, в социальном статусе, со значительным сужением социально-ролевых функций, со сдвигами в психике, усугубляющимися в условиях изоляции. Арест вызывает у одних людей повышенный уровень тревожности, чувство обреченности, отчаяния, безысходности, полной зависимости от лиц, осуществляющих правосудие, у других — чувство озлобленности, агрессивности, активное противодействие правосудию.
Допрашиваемое
лицо должно быть подготовлено к осознанию
бессмысленности своего противодействия.
Все разнообразие психических приемов
воздействия должно осуществляться
в пределах одной допустимой формы
— в форме убеждения, которое
связано с сознательным изменением
позиции противоборствующего
Правомерным считается любой тактический прием психического воздействия, если он не направлен на вымогательство показаний.
Эффективность тактического приема зависит от того, насколько он нейтрализует противодействие. Если противодействующее лицо навязывает быстрый темп допроса, следователю тактически целесообразно его замедлить, и наоборот, ускорить, если замедленный темп может дать преимущество противодействующему лицу.
Однако
ни в коем случае нельзя судить о
правдивости или ложности показаний
лишь по внешнеэмоциональным
Гипотетический вывод
о противодействии может быть
сделан лишь при полном несоответствии
показаний лица логическим взаимосвязям
в системе имеющихся
Психологически обоснованный тактический прием отличается избирательной направленностью — он должен оказать наибольшее воздействие на психическое состояние допрашиваемого и быть нейтральным в отношении невиновных. Шаблонные приемы, примитивные хитрости не только недейственны, но и показывают тактическую беспомощность следователя.
Все
приемы психического воздействия можно
разделить на три группы: 1) приемы,
содействующие распознанию
Внутри этих групп возможна дополнительная классификация. Так, приемы психического воздействия на противодействующее лицо с целью изменения его позиции и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:
- приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности допрашиваемого;
- приемы, основанные на доверии допрашиваемого следователю;
- приемы осведомления допрашиваемого о наличии значительной достоверной доказательственной информации;
- приемы повышенной эмоциональной насыщенности, связанные с предъявлением неожиданной информации, вызывающие острые эмоционально-волевые состояния.
Лицо, противодействующее следствию, постоянно оценивает смысл и значение задаваемых ему вопросов, опасаясь возможного разоблачения. Система вопросов следователя создает постоянный негативный фон психического напряжения. Неожиданное изобличение на этом психическом фоне вызывает резкие эмоциональные реакции, что нередко приводит к отказу от позиции противодействия.
Однако не только прямое изобличение во лжи, но и все то, что интерпретируется таким лицом как приближение к изобличению, ослабляет его психическое состояние, вызывая волнение и тревогу. На этом фоне можно эффективно использовать прием формирования у допрашиваемого преувеличенного представления об информированности следователя.
Демонстрируемая
следователем осведомленность по одним
обстоятельствам получает непроизвольную
расширенную интерпретацию. С этой
целью он может широко использовать
данные о личности подозреваемого (обвиняемого),
о деталях его поведения
Следует сказать, что
изобличение
Большое
значение для эффективности психического
воздействия имеет система
В
тактических целях вопросы
Действия следователя, предъявляемая им информация могут иметь большую силу воздействия в случае их приложения «к слабому месту» в позиции обвиняемого, если эта информация допускает многозначность ее трактовки. Особенно большую изобличающую силу имеет получение таких сведений, которые могут быть известны лишь участнику расследуемого события.
Путь к уяснению истины лежит через вопросы «почему?», «с какой целью?», «как вы объясните...?» и т.п. При этом следователь рефлексирует, предвосхищает возможный ход размышлений допрашиваемого, строит свое поведение, рассуждая за противодействующее лицо. Успех допроса зависит от превосходства рефлексирующей деятельности следователя над рефлексирующей деятельностью допрашиваемого. Рефлексивно управляя поведением противодействующего лица, следователь дает ему основание для принятия таких решений, которые в конечном итоге способствуют установлению истины. Чем ближе следователь к тактическому выигрышу, тем больше опасность для допрашиваемого, тем активнее его оборонительные действия. Однако реорганизация оборонительных действий поспешна, в ней обнаруживаются слабые места. Поэтому целесообразно идти на создание трудных, иногда остроконфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя.
Напряженные
психические состояния
В тех случаях когда, допрашиваемый начинает колебаться в выборе линии поведения, целесообразно использовать прием накопления положительных ответов. При этом ему задаются лишь такие вопросы, на которые можно получить положительные ответы.
Формирующийся стереотип
продуктивного взаимодействия может
облегчить в дальнейшем получение
ответов на вопросы. Рекомендуется
также психически напряженные состояния,
связанные с ответом на трудные
вопросы, перемежать вопросами-релактантами,
Длительный психический дискомфорт вызывает раздражение и желание противодействовать. «Один из обвиняемых как-то удачно заметил, что долгий допрос с «уличающими вопросами» напоминает ему состояние, которое он испытывает в кресле стоматолога... Следователь должен получить информацию от допрашиваемого, не причиняя ему лишней «боли», неоправданных нравственных страданий, балансируя его эмоциональные состояния и сохраняя психологический контакт для дальнейшей работы на допросе»5. Положительное отношение к следователю возникает, если он объективен, не придерживается обвинительного уклона. Более того, на первых порах следователь может сделать акцент на смягчающих ответственность обстоятельствах.
Эффективным может оказаться анализ всех просчетов, допущенных подозреваемым (обвиняемым) при совершении и сокрытии преступления, убеждение в бесперспективности его надежд на обман правосудия.
Иногда допрашиваемый, ознакомившись с предъявленными доказательствами, изменяет свои прежние показания, адаптирует их к ситуации. Поэтому необходимо предвидеть и нейтрализовать любую возможности приспособления ранее данных показаний к предъявляемым доказательствам.
Позиция запирательства подозреваемого (обвиняемого) не должна перерастать в межличностный конфликт. Владея эффективной тактикой расследования, используя имеющиеся доказательства, приемы правомерного психического воздействия, следователь изобличает виновного, а не конфликтует с ним.
Значительные
трудности возникают при
Рецидивисты во многих случаях совершают преступления в составе преступной группы. Обычно ситуативная сплоченность таких групп быстро распадается после задержания — каждый из участников стремится, как правило, выгородить себя за счет других. Кроме того, рецидивисты, имея некоторые правовые познания, правильно оценивают уличающие их доказательства и во многих случаях после их предъявления не ведут бессмысленного противоборства.
В
случаях расследования
Обычно
рецидивисты тщательно
Возможное
дерзкое, грубое поведение рецидивиста
при допросе требует выдержки,
хладнокровия, эмоциональной устойчивости
следователя. Корректность, терпеливость,
объективность, незлобность — важнейшие
предпосылки эффективности
Рассмотрев
все наиболее значимые моменты психологического
характера, подводя итог, нужно указать,
что все доступные следователю
и допустимые приемы воздействия
на обвиняемого невозможно перечислить.
Важно только отметить, что, следователь
не должен прибегать к запугиванию,
унижению человеческого достоинства,
необоснованным обещаниям и т. д.
Задача юридической психологии как
науки заключается в подведении
теоретической базы к творческим
находкам следователей.6
Информация о работе Психологические особенности и приемы допроса подозреваемого и обвиняемого