Психолингвистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:23, реферат

Краткое описание

психолингвистика образовалась в 50-х годах XX века.
Она возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный прежде всего с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным.

Содержимое работы - 1 файл

Психолингвистика.docx

— 48.08 Кб (Скачать файл)

В 1906 г. С.-Петербургский университет командирует Льва Владимировича за границу. Год он проводит в Северной Италии, самостоятельно изучая живые тосканские диалекты; в 1907 г. переезжает в Париж. Здесь, в лаборатории экспериментальной фонетики Ж.-П. Руссело в Коллеж де Франс он знакомится с аппаратурой, изучает по фонетическому методу английское и французское произношения и работает самостоятельно, накапливая экспериментальный материал. Осенние каникулы 1907 и 1908 гг. Лев Владимирович проводит в Германии, изучая мужаковский диалект лужицкого языка в окрестностях города Мускау (Мужаков).

Изучение этого затерянного  в немецком языковом окружении славянского  языка крестьян подсказано было ему  Бодуэном-де-Куртенэ в целях разработки теории смешения языков. Кроме того, Лев Владимирович стремился всесторонне изучить какой-нибудь живой, совершенно ему незнакомый бесписьменный язык, что он считал особенно важным для того, чтобы не навязывать языку каких-нибудь предвзятых категорий, не укладывать язык в готовые схемы. Он поселяется в деревне в окрестностях города Мужаков, не понимая ни полслова на изучаемом диалекте. Он учит язык, живя одной жизнью с семьей, принявшей его, участвуя с нею в полевых работах, разделяя воскресные развлечения. Собранные материалы Лев Владимирович оформил впоследствии в книгу, представленную им на соискание докторской степени. Конец своей заграничной командировки он проводит в Праге, изучая чешский язык.

***

Словарь под ред. акад. Л.В. Щербы, изд-во Советская энциклопедия, М., 1969

Вернувшись в Петербург  в 1909 г., Лев Владимирович становится хранителем кабинета экспериментальной  фонетики, основанного при университете еще в 1899 г., но находившегося в  запущенном состоянии.

Кабинет стал любимым детищем  Льва Владимировича. Добившись некоторых  дотаций, он выписывает и строит аппаратуру, систематически пополняет библиотеку. Под его руководством в течение  более тридцати лет в лаборатории  непрерывно ведутся экспериментальные  исследования, посвященные фонетике и фонологическим системам языков различных  народов нашего Союза. В лаборатории  впервые в России Лев Владимирович организует фонетическое обучение произношению западноевропейских языков.

В начале двадцатых годов  Лев Владимирович составляет проект организации Лингвистического института  с широким привлечением различных  специалистов. Связи фонетики с другими  дисциплинами всегда были ясны для  него. Он говорит: «Будучи заинтересован в развитии общего языкознания и в частности фонетики, я давно обратил внимание на то, что вопросами речи занимаются, кроме лингвистов, в разных науках: в физике (акустика звуков речи), в физиологии, в психологии, в психиатрии и неврологии (всевозможные афазии и другие расстройства речи); наконец, к вопросам речи с практической стороны подходят и деятели сцены (певцы, актеры) и имеют значительный запас интересных наблюдений. Однако все работают совершенно изолированно друг от друга... Мне всегда казалось, что от взаимного сближения все указанные дисциплины выиграют, и что сближение естественнее всего должно происходить в лоне общего языкознания...».

В плане своей научной  деятельности Лев Владимирович почти  полностью осуществил эти свои идеи. Начиная с 1910 г. он читает введение в  языкознание на педагогическом факультете Психоневрологического института, ведет занятия по фонетике на курсах для учителей глухонемых. Лев Владимирович был сотрудником Института дефектологии Академии педагогических наук. В 1929 г. в лаборатории организуется специально для группы врачей и логопедов семинар по экспериментальной фонетике. Лев Владимирович несколько раз выступает с докладами в Обществе врачей-отоларингологов. Не менее живыми являются его связи с артистическим миром, со специалистами по дикции и постановке голоса, с теоретиками пения. В начале двадцатых годов Лев Владимирович с увлечением работает в Институте живого слова. В тридцатых годах он читает циклы лекций по фонетике и по русскому языку в Русском театральном обществе, делает доклад на вокальном факультете Ленинградской Государственной консерватории.

В двадцатых и тридцатых  годах Лаборатория экспериментальной  фонетики Ленинградского университета превращается в первоклассное научно-исследовательское  учреждение. Она пополняется новым  оборудованием, увеличивается состав ее сотрудников, круг ее работ расширяется. Со всех концов Союза, преимущественно  из национальных республик, сюда едут учиться.

***

Фото: М. Ривес 
Могила Л. В. Щербы на Ваганьковском кладбище в Москве

Период жизни Льва Владимировича, начиная с 1909 и до 1916 г., является плодотворным в научном отношении. За эти шесть лет он пишет две  книги, защищает их, становится магистром  и доктором. Лев Владимирович ведет  занятия по экспериментальной фонетике, семинары по старославянскому языку, по языковедению, по русскому языку, читает курс сравнительной грамматики индоевропейских  языков, который он строит каждый год  на материале нового языка.

С 1914 г. он руководит студенческим кружком по изучению живого русского языка. Среди активных участников этого  кружка можно назвать С. Г. Бархударова, С. М. Бонди, С. А. Еремина, Ю. Н. Тынянова.

Параллельно Лев Владимирович берет на себя административные обязанности  в различных учебных учреждениях: он ищет возможностей влиять на организацию  преподавания, на его характер, стремится  поднять преподавание, как родного  языка, так и иностранных до уровня современных достижений науки. Он неутомимо  борется с формализмом и рутиной  в преподавании и не поступается  своими идеалами. Так, в 1913 г. Лев Владмирович уходит из С.-Петербургского учительского института, где теперь «главным делом преподавателя считается не сообщение знаний, а неукоснительное исполнение чиновничьих правил, вытесняющих науки и парализующих самодеятельность учащихся»,– пишут его бывшие ученики.

Наиболее яркой страницей  деятельности Льва Владимировича в  двадцатых годах являются разработка им фонетического метода обучения иностранному языку и широкое распространение  этого метода. Характерно внимание, уделяемое чистоте и правильности произношения. Все фонетические явления  изучаемого языка получают научное  освещение и сознательно усваиваются  учащимися. Значительное место в  преподавании занимают слушание и разучивание  патефонных пластинок с иностранными текстами. В идеале все преподавание должно быть построено на пластинках, подобранных в определенной системе.

www.phonetics.pu.ru 
Лекция Л. В. Щербы по общей фонетике

В основе этого усиленного изучения звуковой стороны языка, лежала идея Льва Владимировича о том, что  полное понимание иностранной речи неразрывно связано с правильным, вплоть до интонаций, воспроизведением их звуковой формы. Идея эта связана  с общей лингвистической концепцией Льва Владимировича, считавшего, что  самым существенным для языка  как средства общения является его  устная форма.

В 1924 г. Лев Владимирович избирается членом-корреспондентом  Всесоюзной Академии наук. Тогда же он входит в состав Словарной комиссии Академии наук, которая работает над  изданием большого словаря русского языка, предпринятым еще акад. А. А. Шахматовым. В результате этой работы у Льва Владимировича зарождаются свои идеи в области лексикографии. Во второй половине двадцатых годов он работает над составлением Академического словаря русского языка, стремясь на практике применить свои теоретические построения.

С 1930 г. Лев Владимирович начинает работу по составлению русско-французского словаря. Он строит свою теорию дифференциальной лексикографии, вкратце изложенную в предисловии ко второму изданию  словаря, созданного им в результате почти десятилетних работ. Словарь  этот является не только одним из лучших советских пособий по французскому языку, его принципы и система  положены Государственным издательством  иностранных и национальных словарей в основу всех работ над аналогичными словарями.

Фото: И. Благовещенский 
Бюст академика Л.В.Щербы, установленный во дворе филфака СПбГУ около входа на кафедру фонетики

К середине тридцатых годов  относится и другое пособие по французскому языку, написанное Львом  Владимировичем:Фонетика французского языка. Книга эта является итогом его двадцатилетней исследовательской и педагогической работы над французским произношением. Она построена на сравнении французского произношения с русским.

В 1937 г. Лев Владимирович становится во главе общеуниверситетской  кафедры иностранных языков. Он реорганизует преподавание языков, внедряя в него свою методику чтения и раскрытия  содержания иностранных текстов. С  этой целью он ведет для преподавателей специальный методический семинар, демонстрируя свои приемы на латинском  материале. Его идеи нашли отражение  в брошюре Как надо изучать иностранные языки. За два года своего заведывания кафедрой Лев Владимирович значительно поднимает уровень знания языков студентами.

Кроме того, он участвует  в широко развернувшихся работах  по стандартизации и урегулированию орфографии и по грамматике русского языка. Лев Владимирович входит в  состав коллегии, редактирующей школьный учебник по грамматике русского языка  С. Г. Бархударова, участвует в составлении «Проекта правил единой орфографии и пунктуации», вышедшего в 1940 г.

В октябре 1941 г. Лев Владимирович эвакуируется в город Молотовск Кировской области. Летом 1943 г. он переезжает в Москву, где возвращается к привычному образу жизни, с головой уходя в научную, педагогическую и организационную деятельность. С августа 1944 г. он серьезно болен. Скончался Лев Владимирович 26 декабря 1944 г.

(Д. Л. Щерба Лев Владимирович Щерба, из сборника статей Памяти академика Льва Владимировича Щербы, изд-во ЛГУ, 1951)

«Он до последних  дней жизни был рыцарем филологии, не изменявшим ей в годы самых больших  потерь, унижений и нападок на филологическое образование. 
Заветы Л. В. Щербы нам дороги и долго еще будут вдохновлять нас. Идеи его будут жить и станут достоянием многих-многих – и даже тех, кто никогда не услышит и не узнает имени Щербы».

 


Информация о работе Психолингвистика