Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:13, реферат
О слухах, как массовом явлении в современной массовой коммуникации. Слухи - инструмент воздействия на массовую аудиторию.
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Слух как феномен
2.2. Типология слухов
2.3. Функции слухов
2.4. Распространение слухов
3. Заключение
4. Литература
Функция
актуализации потребностей.
Слухи приводят всегда к ряду изменений. Например, к изменению моделей действительности (ориентирующая и дезориентирующая функции), изменение и актуализация различных побудителей активности (мобилизующая функция, демобилизующая функция, функция актуализации потребностей, удовлетворения потребностей), изменение фоновых состояний деятельности, изменение различных установок и отношений, социальных стереотипов (интегрирующая функция, дезинтегрирующая функция). Эти последствия дают основания полагать, что неформальные каналы коммуникации могут оказывать достаточно серьезное влияние на поведение аудитории.
Особой
формой слухов являются спутанные слухи.
Они возникают и
2.4. Распространение слухов.
Слух — динамичное, постоянно изменяющееся по содержанию сообщение. Г. Олпорт и Л. Постман выделили паттерны изменений содержания сообщения в социальной и индивидуальной памяти: сглаживание, заострение, ассимиляцию.
В
ходе циркуляции слух имеет тенденцию
становиться более коротким, сжатым,
легче усваиваться и
Важным для понимания распространения слухов является вопрос о каналах передачи, та как именно через них слухи добираются до реципиента и оказывают на него влияние. На определенном уровне оказывает особое значение начинает приобретать массовая коммуникация, которая становится один из каналов распространения слухов.
Существует два фундаментальных условия, совпадение которых делает возможным возникновение и распространение слухов.
Интерес аудитории. Наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, которую отличает высокая актуальность и связь с потребностями людей. Считается невозможным распространить в среднеевропейском городе «слух-пугало» о якобы предстоящем повышении цен на верблюдов в Саудовской Аравии. Каждый отдельный европеец, услышав об этом, почти наверняка поверит слуху, но никто не станет передавать его другим соотечественникам просто потому, что и для него, и для них это совершенно неактуально. Примеры невозможного слуха придумать легко — достаточно выделить наименее интересный вопрос для той или иной общности.
Напротив, даже самое невероятное по содержанию сообщение имеет шансы быть подхваченным и передаваться в качестве слуха, если оно вызывает интерес и отвечает потребностям людей.
Дефицит надежной информации. Второе условие возникновения слуха — неудовлетворенность интереса и информационных потребностей. Жизнь сама должна порождать потребность в информации на ту или иную тему. Потребность должна быть актуальной, т. е. неудовлетворенной. При этом условии почти любое сообщение будет заполнять информационно-потребностный вакуум и пользоваться успехом, передаваясь в виде слуха. Ощущение неудовлетворенности интереса возникает в двух случаях. Либо это всякое отсутствие информации на данную тему вообще, либо же ситуация, в которой имеющаяся информация не представляется аудитории надежной.
Обычно это является следствием явного недоверия к источнику информации. Достаточно частый и типовой вариант — недоверие к официальным, правительственным источникам информации. Именно в таких случаях массово расцветает «информационный андеграунд» и реактивно возникает, причем самопроизвольно, альтернативное официальной информации «массовое народное творчество» в виде обилия слухов на наиболее интересные темы.
Общество пользуется различными каналами массовой коммуникации. Для распространения слухов используется канал неформальных коммуникаций. Так как по каналам слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».
Информация, распространяемая в виде слухов, считается неточной. Однако исследования показывают, что слухи чаще оказываются точными. Согласно исследованию Дэвиса, если речь идет о сведениях об организации, не подлежащих обсуждению, 80—99% слухов бывают точными; но если говорить об информации личного характера или о в высшей степени эмоциональных сведениях, уровень точности и достоверности будет намного ниже. Дэвис утверждает: «Люди склонны считать слухи неточными потому, что ошибки в них носят более драматичный характер и, следовательно, более прочно запоминаются, чем то, что, в общем-то, изо дня в день они были вполне точными». Кроме того, независимо от их точности «все свидетельствует об огромном влиянии слухов, как позитивном, так и негативном» [5].
Внутри каждой социальной группы происходит активный обмен информацией на уровне обыденного общения, накапливается личный и коллективный опыт. В этом смысле общественное мнение выполняет функцию осмысления социальных процессов с позиции их влияния на состояние общественного организма. Распространение мнения осуществляется различными способами, в том числе и по неформальным каналам коллективной коммуникации – слухи, сплетни, стихийное обсуждение в любой точке пересечения небольших спонтанно образовавшихся групп людей или больших масс.
Механизмы распространения слухов. Классический пример — ситуация, описанная еще Н. В. Гоголем в «Мертвых душах». Совершенно фантасмагоричная с точки зрения обычного здравого смысла информация о скупке заезжим гостем «мертвых душ» соответствовала одной из базовых человеческих потребностей — в легком и быстром обогащении. Именно поэтому совершенно вроде бы нелепая затея П. И. Чичикова мгновенно обросла многочисленными подробностями и потребовала удобоваримой интерпретации. Среди возникших разнообразных версий (типа «похищение губернаторской дочери», «капитан Копейкин» и т. п.), кто-то из горожан вдруг предположил, что у них инкогнито появился «переодетый Наполеон». Так и родился вполне определенный, но скорее пугающий слух.
Внимание: каждый, кто впервые это слышал, откровенно смеялся нелепости предположения, но потом рассказывал об этом следующему собеседнику, добавляя что-то вроде: «Выдумают же такую глупость!» Н. В. Гоголь писал: «...право, трудно даже понять, как устроен этот смертный: как бы ни была пошла новость, но лишь бы она была новость, он непременно сообщит ее другому смертному, хотя бы именно для того только, чтобы сказать: "Посмотрите, какую ложь распустили!" — а другой смертный с удовольствием преклонит ухо, хотя и после скажет сам: "Да это совершенно пошлая ложь, не стоящая никакого внимания!" — и вслед за тем сей же час отправится искать третьего смертного, чтобы, рассказавши ему, после вместе с ним воскликнуть с благородным негодованием: "Какая пошлая ложь!" И это непременно обойдет весь город, и все смертные, сколько их ни есть, наговорятся непременно досыта и потом признают, что это не стоит внимания и не достойно, чтобы о нем говорить».
Далее механизм распространения слухов действует уже почти автоматически: «На Руси же общества низшие очень любят поговорить о сплетнях, бытующих в обществах высших, а потому начали об этом говорить в таких домишках, где даже в глаза не видывали и не знали Чичикова, пошли прибавлениями еще большие пояснения. Сюжет становился ежеминутно занимательнее, принимал с каждым днем все более окончательные формы...» (По: Гоголь Н. В. Собр. соч. в 4 тт. — Т. 3. М., 1999. — С. 201, 203, 223.)
Циркуляция
слуха стремительно нарастала, едва
не превратив смешное
«Может быть, некоторые читатели назовут все это невероятным; автор тоже в угоду им готов бы назвать все это невероятным; но, как на беду, все именно произошло так, как рассказывается, и тем еще изумительнее, что город был не в глуши, а напротив, недалеко от обеих столиц. Впрочем, нужно помнить, что все это происходило вскоре после достославного изгнания французов. В это время все наши помещики, чиновники, купцы, сидельцы и всякий грамотный и даже неграмотный народ сделались по крайней мере на целые восемь лет заклятыми политиками. "Московские ведомости" и "Сын Отечества" зачитывались немилосердно и доходили к последнему чтецу в кусочках, не годных ни на какое употребление. Вместо вопросов: "Почем, батюшка, продали меру овса? Как воспользовались вчерашней порошей? " — говорили: "А что пишут в газетах, не выпустили ли опять Наполеона из острова?"»
Распространению
слуха способствовал
Помимо
уже названных основных условий,
возникновению и
С другой стороны, существует и влияние противоположного фактора — длительного пребывания общности в эмоционально обедненной, «скучной» ситуации, и потребность в эмоциональной «подзарядке», в эмоциональном насыщении. Такая потребность требует удовлетворения.
По мнению Р. Л. Росноу, специально занимавшегося исследованием психодинамики слухов, слухи как особый информационный феномен играют сильную эмоционально-облегчающую и «очищающую», почти катарсическую роль. Это подтверждает закон Г. Олпорта-Л. Постмэна.
Закон
Олпорта-Постмэна гласит: интенсивность
слуха (вероятность возникновения, скорость
и масштаб распространения, степень влияния
на поведение толпы) — функция, производная
от значимости его содержания и уровня
неопределенности информации по интересующему
вопросу:
интенсивность
слуха = заинтересованность х неопределенность
информации.
В
упрощенном виде это выглядит следующим
образом:
С
= И *Д,
где
С — слух, И — интерес, Д
— дефицит. Знак умножения означает,
что при нулевом значении одного
из сомножителей произведение равно
нулю. Неопределенность информации —
это дефицит, но не всякой, а субъективно
надежной информации. Он обратно пропорционален
количеству официальных сообщений (КС)
и доверию к источнику (ДИ):
ДИ=1/(КС*ДИ)
Если
соединить две приведенные
С=И/(КС*ДИ)
В специальных экспериментах было установлено, что содержательная значимость слуха — не самый существенный фактор. Весьма существенны такие факторы, как тревожность и эмоциональная неуверенность общности, способствующие принятию и распространению слуха, причем значимость последнего зависит от того, порождены ли слухи ситуацией или имманентно присущи данной общности, т. е. порождены ей самой.
На возникновение слухов влияют и мелкие детали. К ним относится, например, демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность сообщения.
Трансляция «засекреченного» сообщения — фактор повышения социального статуса источника, подчеркивает его «информированность», вхожесть «в сферы». Важной деталью оказываются ссылки на «авторитетные источники». Еще одна деталь: желание повысить престиж часто толкает людей на передачу и сочинение слухов и сплетен.
Особенности распространения слухов. В ходе самопроизвольной циркуляции слухов с ними происходят определенные трансформации. Они сводятся к трем тенденциям. Во-первых, происходит определенное «сглаживание» содержания слуха. Во-вторых, «заострение» его эмоциональных компонентов. В-третьих, возникает своеобразная «адаптация» слуха к особенностям аудитории