Проблемы психической нормы и патологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Клиническая (медицинская) психология - раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава I. Сопоставление понятий «норма» и «патология»…………………....6
Параграф 1. Понятия медицинской «нормы» и «патологии»………....6-11
Параграф 2. Понятия «норма» и «патология» в психологии…………12-16
Краткие выводы по главе I…………………………………………………....17
Глава II. Исследования нормы и патологии поведения на примере
подростков………………………………………………………………..........18
Параграф 1. Причины отклонения подросткового поведения от
нормы (девиантное поведение)…………………………………………...18-24
Параграф 2. Определение юношеской психопатологии……………..24-30
Краткие выводы по главе II………………………………………………..30-31
Заключение…………………………………………………………….........31-33
Список источников и литературы……………………………………34-35

Содержимое работы - 1 файл

Баннова финал.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Понятно, что общество может с трудом отделять патологию, нуждающуюся в лечении, от необычных особенностей индивидуального поведения - в этом последнем случае никто не имеет права вмешиваться в жизнь человека. Время от времени мы видим людей или слышим о людях, которые с обычной точки зрения ведут себя весьма странно, например, узнаем о том, что некто живет один с дюжиной кошек и практически ни с кем не разговаривает. Поведение подобных людей отклоняется от нормы, оно может приносить человеку неприятности или горе, может способствовать психической дисфункции, однако многие специалисты считают его скорее эксцентричным, чем патологическим.

Если мы можем согласиться на то, что признаками патологического поведения являются отклонение от нормы, страдания, дисфункция и иногда опасность для себя или для других, мы не должны забывать, что эти критерии часто бывают весьма расплывчатыми. Где та грань, когда признаки патологического поведения - отклонение от нормы, страдания, дисфункция и опасность - проявляются в такой степени, что поведение человека следует признать патологическим? Скорее всего, на этот вопрос невозможно ответить.

И все же, если пытаться определить патологию в поведении подростка, то нужно принимать во внимание его компетентность - то есть способность адаптироваться в среде. Суждения об отклонении требуют знаний о достижениях юношей в сравнении с достижениями их сверстников, а также знаний об их индивидуальном курсе развития. Фактически, изучение подростковой патопсихологии учитывает не только уровень неадекватного поведения, демонстрируемого ими, но также то, насколько успешно они проходят этапы нормального развития. Как и в случае отклонения, критерии для определения компетентности могут быть весьма специфичными и узконаправленными, или, наоборот, исключительно пространными и широкими.

Грузинские социологи [29; 76 c.], опросив 1310 мальчиков с 10 до 18 лет из разных типов школ и сравнив ребят, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, с обычными подростками, получили следующую картину.

Наибольшую склонность к преступному поведению обнаружили 16-18-летние юноши. Большинство делинквентных подростков (80 процентов против 16 процентов в контрольной группе) живет в неблагополучных семьях, что, в свою очередь, связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей; характерные черты этих подростков — хроническая неуспеваемость, обособление от школьного коллектива и плохие взаимоотношения с учителями.

По наблюдениям психиатров и криминологов, среди несовершеннолетних правонарушителей довольно много людей, которые, хотя и являются вменяемыми, имеют определенные отклонения от нормы. Например, по данным В. П. Емельянова [10; 94 c.], изучавшего в течение 5 лёт несовершеннолетних преступников Саратовской области, 60 процентов из них имеют какие-то отклонения в психике. Среди психически здоровых юношей преступность в 1,7-2 раза ниже, чем у олигофренов, и в 15-16 раз ниже, чем у психопатов. Однако взаимосвязь между юношеской преступностью, с одной стороны, и умственным развитием и психопатологией - с другой, неоднозначна и зависит от многих других факторов. Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций - это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийство - не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80 процентов суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее, все это смертельно серьезно и требует чуткости и внимания учителей и психологов-консультантов, когда они, наконец, появятся в нашей школе.

Статистические нормы психического здоровья подростков и юношей по большинству психологических тестов несколько иные, чем для взрослых. Как сказывается это на их поведении, что в нем считать нормальным, а в каких случаях следует обращаться к психиатру? Вслед за К. Леонгардом и А. Е. Личко, целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфическне психические расстройства (заболевания) и, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т. е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. В результате этого появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Болезнь начинается в подростковом периоде только потому, что ее латентный, скрытый период простирается на много лет и она просто не успевает развиться в детстве.

Нарушения вызываются тем, что в подростковом возрасте среда и общество начинают предъявлять индивиду непосильные для него требования. Например, усложнение учебных программ в старших классах выявляет у некоторых подростков так называемую пограничную умственную отсталость, неспособность справиться с заданиями.

Возраст определяет своеобразие болезненных переживаний, накладывает отпечаток на протекание болезни. Например, у подростков разные психические заболевания внешне протекают в форме дисморфомании.

Переходный возраст ускоряет, подталкивает развитие нарушений, наметившихся уже в детстве. Процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям. Период полового созревания (пубертат) провоцирует выявление ранее скрытой патологии развития.

Если посмотреть на юношескую психопатологию не с точки зрения психиатрии, а с точки зрения психологии нормального развития, бросается в глаза ее особенно тесная связь с проблемами самосознания и эмоций.

Нормальная жизнедеятельность личности означает не просто обмен информацией со средой, но и установление с ней каких-то эмоционально значимых отношений. В условиях стресса положение меняется; конфликтная ситуация, которую индивид не в силах разрешить, вызывает у него отрицательные эмоции огромной силы, угрожающие его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать связь своего «Я» и травмирующей среды или хотя бы сделать ее менее значимой.

Будучи необходимой предпосылкой познания, отстранение создает между субъектом и объектом психологическую дистанцию, которая легко перерастает в отчуждение, когда объект воспринимается уже не только как странный и удивительный, но и как имманентно чуждый, посторонний, эмоционально незначимый. Психиатрический синдром отчуждения как раз и описывает чувство утраты эмоциональной связи со знакомыми местами, лицами, ситуациями и переживаниями, которые как бы отодвигаются, становятся чужими и бессмысленными для индивида, хотя он и сознает их физическую реальность. [10]

 



Выводы по главе II.

В главе раскрывается тема нормы и патологии поведения в подростковом возрасте и, также, рассматриваются причины формирования девиантного поведения с точки зрения возрастной, социальной и диффренциальной психологии.

В первую очередь, причиной отклоняющегося поведения является семья. Если у ребенка хорошие взаимоотношения с родителями, то, в большинстве случаев никакая пропаганда наркотиков, сигарет и алкоголя на него не возымеет никакого действия. Однако не стоит исключать фактор любопытства, который присущ всем детям. Но таких меньшинство. Больше все же тех детей, которые таким образом пытаются либо завоевать уважение, потому что дома его не ценят или он просто так думает, либо показаться взрослым. И еще один фактор, описываемый в этой главе: сам по себе подростковый возраст. В это время в организме происходит тотальная перестройка, что не может не отразиться на психической деятельности.

Подросток начинает осознавать своё «Я» по-новому. Хочется быть взрослым, но не получается. Взрослые его в свою компанию не принимают, так как считают его еще маленьким, а с детьми ему уже не интересно. Эти обстоятельства заставляют его чувствовать дискомфорт. И чтобы избавиться от этого чувства он находит себе соратников – «свою» компанию. Там он проявляет себя, часто не в адекватной форме, например, оскорбляет другого, считая это атрибутом взрослости.

И наконец, касаясь темы определения юношеской патологии поведения можно сказать, что основная трудность заключается в том, что пубертат лишь усиливает акцентуации характера.  Но они вполне нормальное явление, ведь это крайний вариант нормы. А норма в каждом обществе своя и зависит от духовных ценностей этого общества.


Заключение.

Основная гипотеза этой курсовой работы заключалась в следующем: понятие «норма», как и понятие «патология», это не застывший конструкт, а динамическая система, которая изменяется с течением времени и выявлением новых граней индивидуальности человека. После проделанной работы по изучению этого вопроса в трудах таких ученых как Гиппократ, Г.Селье, И.П. Павлов, Б.С. Братусь, Б.Д. Карвасарский, Б.В. Зейгарник, К. Леонгард и многих других, можно смело говорить о том, что выбранная гипотеза оправдана и доказана. Мы рассмотрели, как в историческом контексте менялись значения терминов «норма» и «патология». Начиная с учения Гиппократа, выдающегося врача древности, о том, что болезнь есть непропорционально смешанные в организме человека четыре жидкости (хорошее здоровье по Гиппократу - следствие равновесия жидкостей (гуморов, соков) в теле; причина болезни, соответственно, - их дисбаланс) и, заканчивая современным определением Всемирной Организации Здравоохранения, которое звучит так: патология - это расстройство некоторых функций организма, в большинстве случаев отрицательно сказывающаяся на жизнедеятельности индивида, иногда приводящее к летальному исходу. Но это лишь медицинские трактовки этих терминов, а мы, по большей части, интересовались «нормой» и «патологией» психических процессов.

Как уже было сказано, норма меняется с течением времени и норма психологическая в том числе. Изначально она вообще не выделялась из понятия медицинской нормы. Впервые эту проблему обозначил в своих трудах гениальный русский физиолог Иван Петрович Павлов. Но он развивал несколько иной подход к норме, отличающийся от современного. Дело в том, что он основывался на идее нервизма, которая восходит своими корнями к идеям другого, не менее выдающегося физиолога - Ивана Михайловича Сеченова. В концепции нервизма идеи об участии психики в регуляции физиологических функций нет, но там говорится о главенствующей роли центральной нервной системы в этом процессе. Позже на основе этой идеи Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, которое, в свою очередь, напрямую связано с психической деятельностью.

Современное толкование «психической нормы» по определению Всемирной Организации здравоохранения гласит: психическое (ментальное) здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Во второй главе можно подчеркнуть тезис о том, что в подростковом возрасте очень трудно различить тонкую грань, где акцентуация переходит в психопатию. Делая ссылку на труды Льва Семеновича Выготского,  который в своем учении о кризисах в развитии человека подчеркивал, что в то время, когда происходит переход с одной стадии развития на другую, необходимо пристально следить за ребенком и помогать ему преодолеть эти препятствия ради того, чтобы в последствии из него выросла гармоничная личность. Девиантное поведение во много обусловлено патогенными факторами, такими как неблагополучная семья, среда (люди, которые его окружают) и СМИ, пропагандирующие нездоровый образ жизни, так называемый гламур. У подростка еще неокрепшая психика и любому влиянию со стороны он легко поддается.

Как уже говорилось, с точки зрения психологии нормального развития поведение подростка напрямую связано с его эмоциями и самосознанием. Самооценка своей внешности есть часть самосознания и если она не адекватна, то, в большинстве случаев, возникают такие синдромы как дисморфофобия и дисморфомания. С помощью психотерапии от них достаточно легко избавиться, но в ситуации нормального развития с возрастом они сглаживаются и забываются. Подросток очень уязвим и очень часто он просто не знает, каким способом выделиться из толпы таких же, как он. В этом случае он начинает вести себя неадекватно. Проявляются элементы девиантного поведения. Но ведь ярко выраженные акцентуации характера в подростковом возрасте это нормально. По мере взросления они постепенно сходят на «нет» у большинства подростков, но не у всех. Тогда уже речь может идти о психопатиях.

Здесь рассмотрено множество гипотез разных авторов по поводу дихотомии нормы и патологии в психологии, но так и не найдено определенного ответа на вопрос: «А что это такое?» Каждое поколение предлагает свою трактовку и именно ее считает единственно правильной. Но эти понятия не статичны. Они развиваются вместе с теми, кто их исследует. И удовлетворяют требованиям того общества, которое есть сейчас. Мы проследили также эволюцию этих понятий и пришли к выводу, что норма поведения есть все то, что не противоречит законам, моральным и этическим устоям данного общества. А норма психическая - это адекватное функционирование нервной системы, приспособляемость и благополучие человека, приносящего пользу тому обществу, на благо которого он трудится.

             


Список источников и литературы

1.      Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. М.; Аст. Сова - 2010, - 399 с.

2.      Березин С.В., Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2007 - 285 с.

3.      Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. М.; ПраймЕврознак - 2005 - 256 с.

4.      Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986 - 185 с.

5.      Братусь Б.С. Аномалии личности. М.; Мысль - 1988 - 189 с.

6.      Варшавина Б.Е., Выготский Л.С.  Психологический словарь. Спб.; Тропа Троянова - 2008 - 256 с.

7.      Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.; Эксмо, - 2003 - 338 с.

8.      Гиппенрейтер Ю.Б., В. Я. Романова Психология индивидуальных различий. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.; АСТ, 2008 год. - 518 с.

9.      Дереча В.А. Общая психопатология. Ростов-на-Дону: Феникс - 2011 - 187 с.

10. Емельянов В. А. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980 - 154 с.

11. Зейгарник Б.В. Патопсихология. 2е издание, переработанное и дополненное. М.; Эксмо - 2010 - 368 с.

12. Зейгарник Б.В.Психология личности: норма и патология. 4е издание, стереотипное. Москва-Воронеж - 2007 - 416 с.

13. Змановская Е.В. , Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. СПб.; Питер - 2011 - 352 с.

14. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - 4е издание, переработанное и дополненное. СПб, Питер. 2008 - 553 с.

15. Карвасарский Б.Д. Энциклопедия психотерапевта. 3е дополненное издание, СПб.; Питер - 2008 - 185 с.

16. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.; Феникс - 1989 - 316 с.

17. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.; Смысл; Издательский центр «Академия». 3е издание, исправленное. - 2004 - 527 с.

Информация о работе Проблемы психической нормы и патологии