Прикладные отрасли психологии, их вклад в фундаментальную науку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Психология – наука о самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью организма. Психология как наука, имеющая свой предмет, базируется на своей собственной аксиоматике и для собственного развития не нуждается в привлечении основополагающих принципов других наук: философии, социологии, биологии и т.д., но, являясь одной из наук о человеке, связана с ними межпредметными связями.

Содержание работы

Введение

1. Фундаментальные науки: история психологии, общая психология

2.Прикладные отрасли психологии:

2.1.Возрастная и педагогическая психология

2.2. Социальная психология, медицинская психология, юридическая психология.
2.3. Математическая психология.
2.4. Психология труда как область научного знания о человеке и его трудовой деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

Психология реферат.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

      Медицинская психология.

      Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.

      Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил четкого и однозначного определения. Некоторые считают, что понятия

      ³ Возрастная и педагогическая психология./Под ред. Петровского А.В. 2-изд., испр. и доп. М., 1979.

      "медицинская психология" и "клиническая психология" тождественны. Другие видят в них разницу и разводят их. В перечне научных дисциплин, вошедших в "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования", есть учебная дисциплина под названием "Клиническая психология" (150 часов), но предмета под названием "Медицинская психология" в этом перечне нет. Однако такая отрасль знаний есть, и студенты психологической специальности ее уже практически изучают. Что касается клинической психологии, то, если судить по ее содержанию, раскрытому в государственном стандарте образования, она должна изучаться студентами-медиками, а не психологами, ибо последние по профилю своей работы не имеют дела с больными, находящимися на стационарном лечении (в клинике, больнице).

      Мы  будем исходить из понимания, что  медицинская психология представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, и ее содержание не тождественно содержанию клинической психологии.

      Однако  предмет медицинской психологии различные авторы, признающие ее самостоятельной научной отраслью, определяют по-разному.

      Предметом медицинской психологии как прикладной отрасли психологической науки можно считать психологические воздействия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влияние на человека, т. е, психотравмирующие и психотерапевтические факторы.

      Теоретическое содержание медицинской психологии составляют те отрасли психологической науки, которые изучают аномальные состояния психики (патопсихология, нейропсихология, специальная психология), а также некоторые отрасли медицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучающие психосоматические проявления различных болезней, психологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздействий на больного.

      Прикладной  аспект медицинской психологии заключается  в использовании научных психологических и медицинских знаний для диагностики, лечения и предупреждения (профилактики) заболеваний нервно-психического характера.

      Основными разделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, психокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология. 4

      Юридическая (правовая) психология.

      Юридическая психология - наука, изучающая явления  и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Иначе говоря, это наука о психологии правоприменительной деятельности и ее субъектов, т.е. сотрудников правоохранительных органов. Юридическая психология в системе государственного образования изучается в юридических вузах и на юридических факультетах университетов. Она также преподается в вузах правоохранительной системы, экономических и управленческих учебных заведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической культуры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

      Курс  юридической психологии преподается  также в некоторых гуманитарных вузах, не входящих в систему государственного образования: студентам, специализирующимся по практической психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и маркетинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психологии и других отраслей психологической науки, которые тоже преподаются в указанных вузах, и особенно большой набор психологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональных психологов. Поэтому в программу курса юридической психологии для студентов-психологов не входят общепсихологические вопросы, тогда как для студентов других, непсихологических специальностей они составляют примерно половину содержания учебного предмета.

      4. Карвасарский Б.Д. Медицинская  психология. - Л.: Наука, 1999. – 265с.-стр.120-150

      2.3Математическая  психология.

      Математическая  психология, являясь одной из отраслей психологической науки, занимает в ней не какое-то отдельное обособленное место, а выполняет важную интегрирующую функцию. Использование сходного математического аппарата при решении исследовательских задач в области психологии позволяет зафиксировать их однотипность и, тем самым, выделить  интегральные психологические проблемы, объединяющие  частные задачи,

 возникшие в различных психологических отраслях.

      Здесь уместно вспомнить идею Л.С. Выготского о сравнении методологии со «скелетом», каркасом – внешним, наблюдаемым в простейших случаях, когда «внутренности» остаются мало дифференцированы и слабо детерминированы этим каркасом, и внутренним, являющимся опорой каждого движения, а также о необходимости различать низшие и высшие типы методологической организации (Выготский, 1982). В настоящее время можно констатировать, что использование математического аппарата соответствует первому типу методологии.  Исследователь не имеет строго представления о том, какие методы, в каких конкретных случаях целесообразно применять, а исходит в первую очередь из того, что ему знакомо и привычно. Осознанное, с этой точки зрения, интегрирование математики в такой методологический каркас позволяет осуществить его преобразование из внешнего во внутренний. Можно предположить, что постановка проблемы и тип решаемой задачи существенным образом определяют выбор того или иного метода. Именно поэтому, по всей видимости, неправомерно говорить о создании единого учебника по математической психологии, дающего рецепты на все случаи жизни. Возможна лишь выработка основных стратегий, в рамках которых ученый должен проявить свой исследовательский талант, чувство «темы» и «данных». Однако для того, чтобы такого рода творчество стало действительно доступным, необходимо в полном масштабе освоить технологию исследования – совокупность приемов, алгоритмов и техник, используемых в психологической науке на протяжении всей истории ее развития. Это  приводит к выводу, что анализ истории математической психологии является  чрезвычайно актуальным. Такой анализ, в свою очередь,  включает два аспекта. Во-первых, раскрытие  истории применения разнообразных  методов анализа данных, полученных в психологических экспериментах, построения различных математических моделей, позволяющих операционализировать изучение тех или иных психологических феноменов. Во-вторых,  осмысление возможности и перспективности использования математики в психологии в методологических работах.

     На  протяжении многих столетий развитие математики определялось требованиями естественных наук, главным образом физики. Социальные и гуманитарные данные отличаются от естественнонаучных. Соответственно, необходимость установить, каким образом, и в какой степени эти отличия определяют специфику использования математики в психологии, определить границы принципиальной и реальной возможности и невозможности применения тех или иных методов анализа. В конце 19-начале 20 веков развитие психологической науки колебалось между естественнонаучным и философским направлениями. Такая ситуация была обусловлена рядом причин. Во-первых, социальным – различием в статусах ученых-философов  и представителей  естественнонаучного экспериментального направления; преимущества в научной конкуренции мог получить ученый, институционально перейдя из одной области в другую (Бен, Коллинз,2002). Во-вторых, познавательными - математики находили в психологии привычную для них высшую степень абстрагирования изучаемых понятий; физиологов и рефлексологов привлекал общий объект исследования (поведенческие реакции, «механизмы человеческой натуры»); гуманитарии надеялись, что в рамках психологической науки будут сформулированы новые идеи о традиционно философских концептах (душу, духе и др.).

      Обращение психологов к математическим методам, так же как и встречный интерес  математиков к возможности применения их аппарата к решению психологических  задач, существует давно. Неоднократно предпринимались попытки сделать психологию «нормальной экспериментальной наукой», развивающейся по аналогии с физикой. Разрабатывающие психологию ученые мечтали получить в своей области уравнения, подобные ньютоновским. В 1822 году И.Ф. Гербарт выступил на заседании Лондонского королевского общества с лекцией «О возможности и необходимости применять в психологии математику». В этой работе, помимо общеметодологических положений о целесообразности применения математических методов в психологии, автором была предложена конкретная математическая модель Я-концепции. Первые работы по математической психологии были выполнены в области психофизики на материале выявления количественных соотношение между изменениями величины раздражителей (объективных стимулов) и соответствующими им изменениями реакций (субъективных ощущений), а также психометрики, где они были направлены на развитие методов анализа психодиагностических данных, главным образом, на построение тестов с    помощью методов факторного анализа.

      С середины 20 века проникновение математических идей в психологию особенно усилилось, чему способствовало появление электронно-вычислительной техники и широкое распространение экспериментальных исследований. В это время математическая психология получила организационное оформление. Она (пусть и в усеченном виде) была признана частью психологической науки, подтверждением чего стало создание под руководством президента Американской психологической ассоциации Л. Терстоуна в 1935 году Психометрической ассоциации. В 1953 году возникло Общество математической  психологии, объединившее исследователей, занимающихся математическими моделями восприятия, памяти, научения, принятия решений, а также психологическими приложениями в исследованиях стохастическихпроцессов, нейронных сетей, теории измерений, теории игр.  Наконец, в начале 90х годов было организовано Общество теории хаоса в психологии и науках о жизни, задача которого состояла в объединении ученых, интересующихся теоретическими и практическими приложениями теории нелинейных динамических систем, синергетики, нейронных сетей, фракталов. клеточных автоматов в гуманитарных и социальных науках. Каждое из упомянутых обществ являлось своеобразным центром консолидации сообщества исследователей, чьи интересы так или иначе были связаны с применением математических методов в психологии.

      Практически до конца 90-х годов ХХ века наблюдались  следующие тенденции:

1. Упомянутые  три группы научных сообществ,  интересы которых во многом  пересекались, существовали  обособленно,  как в организационном, так  и в научном отношении.

2. Хотя  практически все научные сообщества  являлись международными, лидирующие  позиции в них занимали американские  психологи. 

О том, сколь большое значение наши американские коллеги придавали  адекватному и корректному использованию математического аппарата в психологии,  свидетельствует тот факт, что доклад  Дж. Келли на заседании Московского психологического общества во время его первого  визита  в Советский Союз в 1961 году после окончания Холодной войны был сделан на тему «Математический подход к психологии». В своем выступлении автор теории персональных конструктов указал на имманентно присущее индивиду свойство измерять, сравнивать, оценивать в рамках им самим конструируемых шкал. С этой точки зрения, адекватная методология психологического исследования непременно должна освоить способы моделирования соответствующих измерительных процедур.

В нашей  стране в советское время математическая психология также получила  развитие.  Целесообразность ее разработки  отмечали А.Н. Леонтьев,  Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев. Распространению методов многомерной статистики мы во многом обязаны исследованиям Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Проводились специальные секции по математической психологии на ежегодных конференциях Общества психологов СССР. В Институте психологии РАН (тогда еще АН СССР), была создана специальная лаборатория математической психологии под руководством В.Ю. Крылова.

Вместе  с тем следует отметить, что  развитие математической психологии в  отечественной науке значительно  отставало по сравнению с зарубежными  исследованиями в этой области. Это отставание особенно заметно в контексте достижений отечественной математики, занимающей в мировой науке лидирующие позиции на протяжении всего ХХ века. Такой разрыв между достижениями в теоретической математике и ее практическими приложениями (причем не только в психологии, но и в других гуманитарных и социальных науках) можно объяснить двумя причинами.

Во-первых, традиционным пренебрежением отечественных  математиков к практическим нуждам. Прикладная математика, конечно, развивалась, однако ее основным двигателем выступали практики: инженеры, военные и т. д. осваивали математику и использовали ее для своих целей. В этом контексте  представляет интерес отрывок из письма Н.Н. Лузина своему ученику А.Н Колмогорову, одному из немногих известных российских математиков, рассматривающих  прикладную математику в качестве важной научной области. Когда в начале 20-х годов Колмогоров, уже получивший признание среди своих коллег, решил заняться теорией вероятностей (одной из наиболее прикладных в то время математических дисциплин), его учитель не скрывал своего разочарования: «...Мое желание, чтобы Вы несколько удалились от работ по теории вероятностей. И вовсе не потому, что Ваш вклад в нее не фундаментален: я прекрасно знаю, что он оценивается всеми как равноценный вкладу классиков. Но самое-то теория вероятностей не стоит Вас: ее источники сомнительные... и ее действие на работающих в ней не положительное. Вам дан высокий дух, и я хочу, чтобы Вы его силы берегли для вещей, которые под силу очень немногим» В 1933 году в Германии вышло первое издание фундаментального труда А.Н. Колмогорова по теории вероятностей, являющееся в настоящее время необходимым элементом в образовании математических психологов в этой стране. Впервые на русском языке эта книга была издана только в 1936 году.

Информация о работе Прикладные отрасли психологии, их вклад в фундаментальную науку