Причины кризиса традиционных гендерных отношений в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время феномен гендерных отношений является объектом изучения многих современных наук. Гендерная проблематика постепенно включается в систему психологического научного знания вообще и социально-психологического знания, в частности. Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы. Как показывают многие исследования, современная социальная реальность предъявляет множество сложных и противоречивых требований и к мужчинам, и к женщинам.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ……………... 5
1.1 Дифференциация понятий «пол» и «гендер»………………………….. 5
1.2 Основные направления развития гендерных исследований в зарубежной и отечественной психологии………………………………….. 7
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ……………………………………... 14
2.1 Уровни социально-психологических отношений……………………... 14
2.2 Гендерные отношения. Влияние гендерных стереотипов, норм и установок на формирование моделей поведения………………………… 16
ГЛАВА 3 КРИЗИС ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………… 19
3.1 Гендерная социализация как фактор, влияющий на формирование традиционной модели поведения…………………………………………... 19
3.2 Причины кризиса традиционных гендерных отношений…………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 25

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВАЯ2.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

    Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых.

    Существует  тенденция обучать и обучаться  поведению, соответствующему гендеру, хотя в зависимости от конкретного  общества есть различия в том, чему именно учат. Исследования выявили, что  поведение родителей и учителей в процессе социализации детей дифференцировано по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек акцент делается на послушании, ответственности и трудолюбии, для мальчиков - на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы. Если ребенок не делает того, что ожидается от его пола, то его дразнят, высмеивают, укоряют, иногда применяют и физические наказания. В обществе, где женщины менее зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспитания девочек в покорности и послушании. Предположительно, полоролевая социализация в разных культурах является схожей до той степени, в какой схоже разделение труда по признаку пола.

    В образе жизни конкретного общества часто либо преувеличиваются, либо нивелируются различия между полами. Конструктивная социализация - это формирование андрогинной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния положительно влияет на социальное и психологическое состояние человека [11]. 
 
 

    3.2 Причины кризиса традиционных гендерных отношений 

    Функционирующие в обществе гендерные представления, стереотипы, установки как отражение общественного сознания по поводу социальных ролей и статусов мужчин и женщин, различных аспектов их взаимодействия усваиваются индивидами как субъектами гендерных отношений. Эти гендерные представления, стереотипы, установки начинают влиять на реальные практики межполового взаимодействия, т. е. конструировать поведенческие модели гендерных отношений.

    Исходя из теории социального конструирования гендера, это — заключение о том, что сконструированные гендерные отношения могут быть деконструированы, перестроены, изменены. Деконструкция гендерных отношений предполагает выстраивание этих отношений в соответствии с партнерской моделью взаимодействия, при этом две взаимодействующие стороны выступают как равноправные субъекты, обладающие одинаковой ценностью и значимостью друг для друга.

    Выравнивание  статусных позиций партнеров осуществляется за счет трансформации и коррекции несовременных, устаревших и непродуктивных гендерных представлений, стереотипов и установок[8].

    Для белорусской семьи последних двух десятилетий, как и для всего общества, переход в новое качество жизни происходил скачкообразно, она неожиданно столкнулась с совершенно иными социально-экономическими и социокультурными условиями, оказавшись под воздействием ряда сопряженных друг с другом процессов, затронувших все общество в целом. Преодоление возникшего в связи с этим разрыва между традиционным сознанием и реальным бытием требовало кардинальных изменений мировоззрения, как на уровне общества, так и в рамках малых групп, особенно, семьи.

    Фундаментом этих перемен являются радикальные  сдвиги в ролевых и статусных  позициях мужчины и женщины как  системообразующих начал институтов брака и семьи. С одной стороны, усиление неформального начала семейно-брачных отношений, а также универсализация гендерных ролей приводит к потере устойчивости браков, к масштабному падению уровня брачности и рождаемости. Главным субъектом такого общества становится не семья, а индивид, личность. С другой стороны, отказ от строго нормативного общественного регулирования семейной жизни людей предоставил возможность устанавливать гибкие, подвижные, удовлетворяющие интересам представителей обоих полов гендерные границы, смоделировать разнообразные семейно-ролевые конструкты с позиции гендерных взаимоотношений.

    Наиболее  масштабное влияние на семью имеет  возросшая эмансипация женщин, и  обострение проблем, связанных с  кризисом институтов традиционной семейной культуры, проявляющихся в трансформации гендерных ролей в семье и формировании эгалитарных отношений.

    Еще одной серьезной культурной трансформацией, причем пока еще мало исследуемой, является растущая инфантилизацию (в другой терминологии – «кризис мужской идентичности») молодых и не очень молодых мужчин, наблюдаемое снижение их «самости» – самостоятельности в образе жизни, самообеспечиваемости, самоответственности и инициативности в поведении и т. д [12].

    Распространившиеся  сегодня взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины в браке, распределение семейных обязанностей, дифференциация труда в публичной и частной сферах позиционируются как добровольный социальный контракт равноправных агентов. Сложность в том, что подобный социальный контракт основывается на сложившихся традиционных представлениях о содержании половых ролей, подкрепленных убеждениями в «природном» предназначении полов. Именно сомнение в социокультурной и исторической неизменности в положении мужчин и женщин, вызвало к жизни необходимость в новом понятии, которое бы раскрывало природу пола не столько с биологических позиций, сколько с социокультурных. Этим можно объяснить введение в поле научного дискурса категории «гендер».

    С другой стороны, отмеченные выше существенные сдвиги в социальном положении полов определили становление в XXI в. нового гендерного качества самих брачно-семейных отношений и вообще гендерных отношений в целом. Произошла глубокая институциональная перестройка всей системы отношений, связанная, преимущественно, с «гендерной революцией», в ходе которой на смену традиционной патриархальной системе с приоритетной ролью мужчины приходит все более выраженная эгалитарная форма отношений с очевидным и реальным равноправием обоих полов. Индивидуализация мужчин (расширение избирательности, рост интегральной ответственности и автономии от социальных общностей) и распространение этих качеств на женщин, на общем фоне экономической и гражданской эмансипации. Это находит свое отражение в растущей унификации полоролевых статусов и, как следствие – в нивелировании традиционных мужской и женской ролях[12].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Проведя анализ имеющихся источников, я пришла к выводу, что в настоящее время происходит ломка традиционной системы полоролевой или гендерной социализации, проявляющаяся в резком ослаблении поляризации мужских и женских ролей.

    Трансформация традиционных ролей мужчин и женщин влечет за собой перестройку, связанную с изменением традиционных стереотипов маскулинности и феминности. Стереотипы – это формула, образ, которые мало подвержены изменению. Однако сегодня происходят перемены в культурных стереотипах маскулинности и фемининности. Традиционный эталон женственности всегда был следующим: женщина должна быть нежной, ласковой, хрупкой, застенчивой, домашней, зависимой от мужчины, тем самым, предоставляя возможность мужчине быть по отношению к ней сильным и смелым. Эти качества и сейчас являются в сознании мужчин идеалом женственности. В женском же сознании появились новые черты женского самоопределения: женщина должна быть независимой, предприимчивой, профессионально успешной, энергичной, т.е. обладать качествами, которые раньше считались прерогативой мужчин.

    Изменился и эталон маскулинности: предприимчивость и высокое материальное благополучие порой ценится больше выносливости, физической силы, сильного характера и допускает проявление слабости.

    Негативную  роль в изменении, деформации стереотипов  маскулинности и феминности играют средства массовой информации. Отметим, что СМИ – в настоящее время  являются одним их наиболее значимых для молодежной среды агентов социализации. Средства массовой информации не только передают информацию, они формируют мышление, поведение молодежи и гендерные установки, которые зачастую имеют негативных характер. Если такие неблагоприятные установки к объекту имеют тенденцию быть крайне стереотипизированными, эмоционально отрицательно заряженными, то можно говорить о предубеждениях. Предубеждения дают ложную картину относительно качеств человека того или иного пола, что может привести в брачно-семейной сфере – к столкновению несовместимых ожиданий и межролевым конфликтам.

    В XXI веке уже становится практически невозможным существование традиционной модели гендерных отношений. В связи с кардинальными переменами в политической, экономической и социальной сферах жизни, классический вариант «роли мужчины» и «роли женщины» дает сбой. Нынешнее экономическое положение не позволяет женщине сидеть дома, воспитывать детей и являться образцом женственности, так как мужчина порой физически не способен полностью обеспечивать семью. В современном обществе женская идентичность сопряжена с понятиями "двойная занятость", "экономическая зависимость", "ролевой конфликт работающей женщины". Даже в больших промышленных городах по-прежнему доминирует традиционно-патриархальный идеал женщины, и, следовательно, возможности для более свободного развития позитивной женской идентичности ограничены, однако, опросы общественного мнения показывают, что ситуация в Республике Беларусь очень медленно, но изменяется в направлении гендерного равенства. Экономическая самостоятельность женщины, как и прежде, подвергается сомнению, однако для нее считается возможным самостоятельно выбирать партнера по паре, образ жизни, одежду и т. п. Однако такое положение вещей негативно складывается на мужской идентичности, которая исторически сложилась на принципах не равноправия мужчин и женщин и их иерархии в обществе.

    Итак, переход к новым стандартам жизни, прежде всего, отражается на результатах гендерной социализации молодого поколения и на семье. Потеря престижности традиционной модели гендерных отношений и традиционной формы брака, в частности, происходит в связи с транформацией традиционных ролей мужчин и женщин. Динамика полоролевой идентичности современной молодежи, которая связанна с изменением соответствующих для белорусской культуры образцов гендерного поведения, отрицательно влияет на представления молодых людей о семье и браке, формируя негативные брачно-семейные установки.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бендас  Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. -  СПб.:  Питер, 2006. — 431 с.
  2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
  3. Бутаева А.. Трансформация гендерных отношений в современной семье //http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2010/teorija_i_praktika_gendernykh_issledovanij_v_mirovoj_nauke/transformacija_gendernykh_otnoshenij_v_sovremennoj_seme/4-1-0-52.
  4. Ильин И.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / И.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
  5. Киммель М. Гендерное общество/ Пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2006. - 464 с.
  6. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений (автореферат докторской диссертации) / И.С. Клёцина. - СПб. – 2004.
  7. Клёцина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии / И.С. Клёцина //Общественные науки и современность. – 2002. - № 3. - 181-191 с.
  8. Клёцина И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений / И.С. Клёцина  // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). Научный журнал. СПб. - 2003. - № 3 (6). - 154-166 с.
  9. Коновальчик Е.А., Смотрицкая Г.Е. Воспитание гендерной культуры учащихся: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Е.А. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. – М.: Нац. ин-т образования, 2008. – 96 с.
  10. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  11. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
  12. Савенкова И. В., Клюев С. В. Современные осмысления гендерной картины общества / И. В. Савенкова, С. В. Клюев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009.  - № 11 (149). – 87-93 с.
  13. Темкина А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной россии / А. Темкина, А. Роткирх // Idantutkimus. – 1997. - № 4. - 6-24 с.
  14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2009. – 672 с.

Информация о работе Причины кризиса традиционных гендерных отношений в современном обществе