Потребности и мотивации деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

I. Потребности как внутренние побудители активности человека

1. Какова связь между уровнем развития потребностей человека и уровнем развития его как личности?

Содержимое работы - 1 файл

ПОТРЕБНОСТИ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Потребности   и  мотивации  деятельности   человека

 

 

I.  Потребности  как внутренние  побудители активности  человека 

 

1. Какова связь между уровнем  развития потребностей  человека  и уровнем развития его как  личности?

 

Потребность – это нужда в  чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.  Потребности делятся на биологические, свойственные животным  и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.

 

Осознанные обществом, социальными  группами, общностями  и  индивидами  потребности  выступают как их интересы.  Потребности  динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с уровнем развития личности  и её включением в различные сферы и формы деятельности .  Потребности личности образуют как бы иерархию, в основе которой витальные, а последующие ее уровни - социальные  потребности , высшее проявление которых -  потребности  в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой  деятельности . За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические  потребности , которые принято называть физиологическими позывами.

 

Физиологические потребности  – самые жизненноважные, самые  мощные из всех потребностей, они обладают самой большой движущей силой  по сравнению со всеми прочими  потребностями. На практике это означает, что человек, живущий в крайней  нужде, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. При доминировании физиологических позывов, остальные  потребности  могут не ощущаться человеком.

 

В качестве еще одной  специфической характеристики организма, подчиненного единственной  потребности  - специфическое изменение личной философии будущего. Человек, измученный голодом, жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное. Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста и выражается присказкой: "Любовью сыт не будешь". Но когда он сыт, обнаруживаются другие (более высокие)  потребности ,  и  уже эти  потребности  овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти  потребности , их место тут же занимают новые (еще более высокие)  потребности ,  и  так далее до бесконечности.

 

После удовлетворения физиологических  потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают  потребности  безопасности (в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги  и  хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие  потребности ). Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме, узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае организм рассматривается как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическим позывом, рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности.

 

Потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. Люди, живущие в мирном, стабильном, отлажено функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает ни хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность в безопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. Точно так же, как насытившийся человек уже не испытывает голода, человек, живущий в безопасном обществе, не чувствует угрозы.

 

Для того, чтобы наблюдать  потребности  данного уровня в их активном состоянии, нам приходится обращаться к проблемам невротиков  и  невротизированных индивидуумов, к представителям социально и экономически обездоленных классов; массовые проявления активной работы этих потребностей наблюдаются в периоды социальных потрясений, революционных перемен. В нормальном же обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких ормах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на "черный день", в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).

 

Тягой к безопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление  человека  объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме. Можно предположить, что наука и философия как таковые в какой-то степени мотивированы потребностью в безопасности. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями.

 

Потребность в любви. После того, как  потребности  физиологического уровня  и   потребности  уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности,  и  мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для  человека , он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие "любовь" не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.

 

Невозможность удовлетворить  потребность в любви и принадлежности приводит к дезадаптации, а порой  и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложилось амбивалентное  отношение к любви и нежности, и особенно к сексуальным способам выражения этих чувств; почти всегда проявление любви и нежности наталкивается на то или иное табу или ограничение. Практически все теоретики психопатологии сходятся во мнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность в любви и привязанности.

 

Потребность в признании. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно  нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных  достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя.  Потребности  этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

 

Удовлетворение  потребности  в оценке, уважении порождает у  индивидуума чувство уверенности  в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен  и  необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования тяжелых случаев посттравматических неврозов помогают нам понять, насколько необходимо человеку чувство уверенности в себе и насколько беспомощен человек, лишенный этого чувства.

 

Потребность в самоактуализации. Если все вышеперечисленные  потребности   человека  удовлетворены, он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность оттого, что занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Говоря о самоактуализации, имеется в виду стремление  человека  к самоосуществлению, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей. Это стремление можно назвать стремлением к самотождественности, самобытности. У разных людей эта потребность выражается по-разному. Один желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоакту-ализации только после того, как удовлетворит  потребности  нижележащих уровней.

 

 

II. Психологические  теории мотивации

 

1. Проблема мотивации  в работах античных философов

 

Великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о нужде как учительнице жизни, положили начало научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.

 

Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека.

 

Дарвин показал, что  целесообразность поведения объясняется  естественными причинами, эволюционно  закреплёнными, и что в основе поведения человека и животного  лежат одни и те же принципы. Учение Дарвина оказало существенное влияние на возникшие психологические школы, которые сосредоточились на изучении внесознательных детерминант поступков человека.

 

Поведенческая теория мотивации  и теория высшей нервной деятельности.

 

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определённые поступки.

 

В настоящее время  выделяют два подхода к изучению мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов А.Маслоу, Ф.Герцберга и Д.МакКлелланда, которые считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека .

 

Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения  человека , был А. Ф. Лазурский, опубликовавший в 1906 г. книгу «Очерк науки о характерах». В ней обсуждены вопросы, связанные с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью внутренней задержке побудительных импульсов. Вопросы мотивации поведения рассматривали В. М. Bopoвский (1927), Н. Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизаторских позициях. Л. С. Выготский в своих работах тоже рассматривал проблему детерминации и мотивации поведения  человека .

 

Мотивационные концепции  второй половины ХХ века.

 

Во второй половине XX века появились мотивационные концепции  Дж. Роттера (1954), Г. Келли (1955), X. Хекхаузена (1955), Дж. Аткинсона (1964), Д. Макклелланда (1971), для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека . Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные  потребности , жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. Р. Кеттелл (1957) построил «динамическую решетку устремлений». Он выделил мотивационные диспозиции типа «эргов» (от греч. ergon - энергия, работа), в которых видел биологически обусловленные влечения,  и  «энграммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.

 

Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным  психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.

 

Теория деятельностного  происхождения мотивационной сферы  человека  Леонтьева А.Н. А. Н. Леонтьев в 1956 году писал, что мотив побуждает  отдельное, частное действие. В более  поздних работах он утверждал, что  мотивы  относятся только к  деятельности , а действие не имеет самостоятельного мотива. Если принять это как частный случай осуществления действий, то каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива, но это не значит, что эти действия не мотивированны. Просто для деятельности  и  действий имеется общий мотив. Однако цели деятельности и каждого действия в ее составе не совпадают, хотя и те и другие обусловлены смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы.

 

 

III .Мотивация и различные  виды деятельности

 

1. Сила мотива и  эффективность деятельности

 

Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная  мотивация. Однако, если мотивация слишком  сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Информация о работе Потребности и мотивации деятельности человека