Половая идентификация юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому цель исследования – изучить особенности психосексуального развития в юношеском возрасте. Объект исследования – половое поведение в рамках психосексуальных установок и ориентации. Предмет исследования – процесс психосексуального развития в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

- изучить теоретические подходы и методологические проблемы возрастной психологии при изучении юношеского периода;

- рассмотреть особенности половой идентификации в юношеском возрасте, особенности ее протекания и факторы на нее влияющие;

- изучить методы диагностики особенностей половой идентификации в юношестве;

- разработать рекомендации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы половой идентификации в юношеском возрасте

1.1 Половая идентификация.…………………………………………………...5

Родовая половая идентификация……………………………………………….9

Юность-период жизни………………………………………………………....12

Гендерная идентичность…………………………………………………….....18

Дифференциально - психологические аспекты психосексуального развития…………………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………...27

Список используемой литературы…………………………………………….29

Приложения…………………………………………………………………….30

Содержимое работы - 1 файл

курсовая0.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Гендерная идентичность

      Гендерная идентичность - это широкая концепция, включающая все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских  черт, обусловленная большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов. Столлер подчеркивает, что в ходе развития эффекты идентификаций с объектами как своего, так и противоположного пола накладываются друг на друга, поэтому окончательная гендерная идентичность - то есть личностная идентичность в соединении с биологическим полом - представляет собой сочетание мужских и женских черт.

      Среди многих факторов, участвующих в формировании ядра гендерной идентичности: физиологические  и биологические силы, психологические  факторы, объектные отношения, функции Эго и когнитивные способности, - со многих сторон обсуждавшиеся Гринэйкр (1950, 1958), Кольбергом (1966, 1981), Столлером (1968a, 1976), Мани и Эрхардтом (1972), Ройфом и Галенсоном (1981) и другими.

      Хотя  ядро гендерной идентичности устанавливается в первые несколько лет жизни, гендерная идентичность в широком смысле по мере дальнейшего развития продолжает усложняться, разрабатываться, детализироваться. На различных стадиях развития накладываются эффекты избирательных идентификаций с каждым из родителей. Кроме того, имеют место определенные попытки разотождествления, которые действуют как стимул развития. Ранние идентификации дорабатываются более поздними. Окончательный результат этих процессов - гендерная идентичность, включающая множество элементов из многих стадий развития.

      Проблемы  с гендерной идентичностью, как  правило, являются результатом нарушения  идентификации в период развития: чрезмерная идентификация мальчика с матерью может привести к  феминизации, а дочери с отцом - к  маскулинизации.

      Гендерная самоидентичность, как специфические  психологические установки, связана  с одной стороны, с половым  диморфизмом, а с другой - социокультурными условиями, которые отражаются в  социальных нормах маскулинности как  ориентации на достижения и феминности – как ориентации на коммуникативность.

      Самоосознание определенной гендерной идентичности во многом зависит от бессознательных  фантазий о том, что слывет мужским  или женским. Мальчик в подобной ситуации находится в более выигрышном положении, поскольку он без труда определяет свою половую принадлежность, наблюдая и касаясь своего полового члена.

      Современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер этого  личностного образования. Оно рассматривается, прежде всего, как осознание и  переживание индивидом позиции «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола.

      Гендерная идентичность рассматривается как  внутренняя динамичная структура, интегрирующая  отдельные стороны личности, связанные  с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола, в единое целое без потери их своеобразия.

      Как в любом сложном психологическом  образовании, в гендерной идентичности выделяются три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. В нашу модель гендерной идентичности вошли два: когнитивный и эмоциональный. В данной модели выделяются позитивная гендерная идентичность и отклонения от нее. Под позитивной гендерной идентичностью понимается такая конфигурация элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень самовосприятия и оценки со стороны общества.

      В основе адекватного типа идентичности лежит дифференциация субъективного  пространства по признаку пола и проекция собственного «Я» в ту область, которая  соответствует биологическому полу индивида. Это соответствует объединению в психологическое "Мы" представителей своего пола и противопоставлению его психологическому "Они", включающему представителей противоположного пола.

      Психическое состояние и самочувствие юношей с незавершенной психосексуальной идентификацией значительно хуже, чем у тех, кто, так или иначе завершил этот процесс, они больше нуждаются в психотерапевтической помощи, чаще совершают попытки самоубийства и т.д.

      При контент - анализе литературы было обращено внимание на то, что слабо изучен процесс гендерной самоидентификации в юношестве. Но поскольку половое созревание и гендерная самоидентификация центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста, то мы решили провести исследование, направленное на выявление степени завершенности гендерной самоидентификации у современных юношей. В качестве референтной группы, мы выбрали юношей в возрасте от 16 до 20 лет, имеющих различное образование и сферы интересов.

      В качестве основного метода диагностики  нами был разработан и использован опросник, опирающийся на психоаналитическую теорию З. Фройда. С помощью него, мы выявляли целостность образа мужского начала, путем анализа метафорических представлений исследуемых о своем половом члене и его жизни в социуме.

      Выбор данного метода был обусловлен тем, что такая форма опросника позволяет свести к минимуму эффект «социальной желательности» и получить доступ к бессознательным представлениям о самоидентификации исследуемого с мужским полом.

      Нами  была исследована группа юношей в возрасте от 16 до 20 лет, с целью выявления и анализа ассоциативных образов мужского начала.

      Проведенный анализ показал, что чем целостней  и маскулинней образ мужского начала, тем более, полное принятия себя как мужчины и более адекватное отношение к женщинам. Целостность образа определялась согласно психоаналитической теории Фрейда, и исходя из этого мы определяли маскулинность. А исходя из особенностей социокультурного контекста, мы выявляли адекватность отношения к женщинам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дифференциально-психологические  аспекты психосексуального  развития

      Психосексуальное  развитие у разных людей неодинаково. Прежде всего, налицо важные половые различия, которые отчасти обусловлены биологически, а отчасти связаны с поляризацией мужских и женских ролей.

      Половое созревание мальчиков происходит позже, но протекает более бурно, чем  у девочек. Для мальчиков характерна фаза так называемой юношеской гиперсексуальности, которая начинается еще в подростковом возрасте и продолжается в течение 2–3 лет после завершения пубертата. Период гиперсексуальности характеризуется повышенной половой возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий. Вопрос о наличии такой фазы у девочек является спорным. Хотя они созревают раньше мальчиков, оргазмическая активность нарастает у них не резко, как у мальчиков, а медленно и постепенно, достигая апогея много лет спустя после созревания. Женская сексуальность отличается от мужской и психологически. По мнению ряда ученых, соотношение чувственности и нежности у женщин принципиально иное, чем у мужчин. У девочки сначала появляется потребность в психологической близости с юношей и только потом – эротические чувства. Поэтому девушки, даже в старших возрастах, чаще называют свои отношения с юношами дружбой, т.к. они более чувствительны к тонким психологическим нюансам во взаимоотношениях(2).

      Различия  эти весьма существенны. Но считать  их универсальными, естественно-биологическими нельзя. Дело в том, что в большинстве  известных нам человеческих обществ, проявление сексуальности у мужчин поощрялось, тогда, как женщине обычно отводилась пассивная роль. Буржуазная мораль XIX в. возвела это требование, в ранг биологического закона, провозгласив, что женщина по природе своей асексуальна, лишена полового влечения и даже в браке только уступает «низменным» желаниям мужчины. В этих условиях женщина из страха потерять самоуважение и репутацию порядочной должна была не только скрывать, но и подавлять в себе чувственность. Эмансипация женщин, ослабив «двойной стандарт», поставила под вопрос и эту установку. В последние десятилетия разница в сексуальном поведении юношей и девушек (возраст начала половой жизни, ее мотивы, интенсивность и т.д.) значительно уменьшилась, произошел сдвиг в сторону более «маскулинной» модели поведения.

      Однако  ослабление поляризации мужской  и женской сексуальности не снимает  различий в поведении и установках. Сексологические исследования показывают, что, как и прежде, юношей нередко  толкает начинать половую жизнь  любопытство, жажда самоутверждения  и половые потребности (их связи более экстенсивны, лишены глубокой эмоциональной привязанности), а девушки выше ценят эмоциональную близость, считая физическое сближение скорее средством упрочить психологический контакт с юношей, чем самоцелью(3).

      Важные  психофизиологические и мотивационные различия существуют в пределах одного и того же пола. В начале XX в. многие ученые полагали, что физиологические половые потенции у всех людей одинаковы, так что, чем раньше человек начинает половую жизнь и чем интенсивнее ведет ее, тем раньше его возможности будут исчерпаны. Современная сексология доказала, что единой, одинаковой для всех «нормы» интенсивности половой жизни не существует. Сила, частота и длительность полового возбуждения варьируют в зависимости от половой конституции человека, которая, по определению Г.С.Васильченко, представляет собой «совокупность устойчивых биологических свойств, складывающихся под влиянием наследственных факторов и условий развития в пренатальном периоде и раннем онтогенезе; половая конституция лимитирует диапазон индивидуальных потребностей в определенном уровне половой активности и характеризует индивидуальную сопротивляемость в отношении патогенных факторов, обладающих избирательностью к половой сфере»(1).

      Тип половой конституции мужчины впервые отчетливо проявляется в период полового созревания, причем в числе признаков фигурирует возраст пробуждения полового влечения и возраст первого семяизвержения. Чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протекает и тем быстрее заканчивается; наоборот, более позднее начало созревания обычно характеризуется и более вялым его течением. Раносозревающие мальчики не только раньше начинают, но и в последующие, взрослые годы ведут более интенсивную половую жизнь. Эти индивидуальные различия очень велики. Из различия типов половой конституции вытекает необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам.

      Судя  по имеющимся психологическим данным, сексуальное поведение и чувства  индивида зависят также от его характерологических особенностей, в частности экстравертированности (повышенная общительность, открытость внутреннего мира, интерес к другим людям и несклонность к углубленному самоанализу) или интровертированности (необщительность, замкнутость, больший интерес к собственным переживаниям, чем к другим людям). Определяя коммуникативные свойства личности, эти качества, естественно, влияют и на сексуальность. Экстравертированные индивиды обычно раньше начинают половую жизнь, легче завязывают контакты с лицами противоположного пола, более свободно выражают свои чувства, они более гедонистичны, их отношения чаще имеют несколько безличный характер.

      Интроверты, напротив, более сдержанны, даже заторможены, не любят слишком явных проявлений сексуальности и разговоров о ней, предъявляя к ней весьма высокие требования. Эти свойства проявляются обычно уже в ранней юности, причем экстраверты и интроверты ведут себя по-разному и испытывают трудности разного порядка. Однако конкретный характер любовной жизни человека (выбор объекта любви, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности и т.д.) зависит также от многих других обстоятельств и условий. В изучении их литература и искусство далеко опередили научную психологию(2).

      В ранней юности центральной проблемой обычно является сочетание «секса» т.е. физического, чувственного, генитального наслаждения, и «любви», т.е. тотальной человеческой близости, психологической интимности, слияния душ. У подростка эти потребности разобщены, у взрослого человека в идеале они сливаются. Но степень и длительность такого слияния зависят от множества условий. Подавленность эмоциональных реакций, невротизм, крайний эгоцентризм, делая человека неспособным к психологической интимности, подрывают и его шансы на успешную любовь. Серьезные трудности порождает и приверженность жестким стереотипом «маскулинности – фемининности»: мужчина, который видит в женщине только сексуальный объект (это часто сочетается с пониженным самоуважением), обычно не способен к эмоциональному самораскрытию и психологическому контакту с ней. Подготовка юношей и девушек к семейной жизни требует совершенствования системы морального воспитания и полового просвещения(3)

      Надежды на то, что функции полового просвещения  возьмет на себя семья, не оправдываются. Многие родители жалуются, что не знают, как рассказать детям о таинствах пола. Но зачастую старшие не знают также, что и когда рассказывать: собственный опыт недостаточен, а научной литературы мало. Даже там, где источников достаточно, родители все-таки уклоняются от бесед. Опросы, проводившиеся в разных странах, показали, что единственный эффективный канал семейного полового просвещения – линия мать–дочь (информация о менструации, половой гигиене и т.д.). Видимо, это не случайно. В первобытных обществах, где функции четко распределены, подготовкой подростков к половой жизни также занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, специально облеченный этими обязанностями. Информация столь интимного порядка, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители и дети. Не только родители чувствуют себя неуютно при разговорах на половые темы, но и подростки предпочитают получать эту информацию каким-то иным путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и шокирует(3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Половая идентификация юношей и девушек