Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:39, отчет по практике
Цель практики:
- закрепить теоретические знания и получить навыки их практического применения.
- ознакомление со спецификой деятельности клинического психолога.
- практическое проведение теоретической и экспериментальной работы в качестве психолога.
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА.
1.1. Направления деятельности медицинского психолога. 4
1.2. Этические нормы клинического психолога. 5
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ (ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ) ИССЛЕДОВАНИИ.
2.1. Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций. 7
2.2. Методики для исследования памяти. 7
2.3. Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов. 8
2.4. Психометрические методы исследования интеллекта. 14
2.5. Методики для исследования личности. 16
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.
ХАРАКТЕРИСТИКА НА СТУДЕНТА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Оценка полученных результатов производится по следующим основным шкалам.
I — шкала ипохондрии (сверхконтроля, соматизации тревоги) измеряет степень фиксированности обследуемого на своих соматических функциях. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о частоте и неопределенности соматических жалоб, о желании вызвать сочувствие у окружающих.
Примеры утверждений:
• Несколько раз в неделю у меня бывает изжога (да).
• У меня часто бывает чувство, будто моя голова стянута обручем (да).
II — шкала депрессии (тревоги и депрессивных тенденций) свидетельствует о преобладании депрессивного настроения, пессимизма, неудовлетворенности.
Примеры утверждений:
• Работа дается мне ценою значительного напряжения (да).
• У меня прерывистый и беспокойный сон (да). Временами я уверен в собственной бесполезности (да).
III — шкала истерии (эмоциональной лабильности, вытеснения факторов, вызывающих тревогу). Высокие показатели по ней характерны для истероидных личностей, склонных к механиз-мам психологической защиты по типу вытеснения.
Примеры утверждений:
• Я люблю читать о преступлениях и таинственных приключениях (нет).
• Я никогда не падал в обморок (нет).
В шкале истерии выделяют две подшкалы (D. N. Wienez, 1948) — явственных, очевидных, и «тонких» проявлений. Примеры утверждений по первой подшкале:
• Я часто ощущаю «комок» в горле (да).
• Меня беспокоят приступы тошноты и рвота (да).
Примеры утверждений по второй подшкале (они относятся к личностной оценке социальных ситуаций или к особенностям восприятия обследуемым своего окружения и самого себя):
• Безопаснее никому не доверять (нет).
• Думаю, что многие люди преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться помощи и сочувствия окружающих (нет).
«Тонкие» проявления истерии показывают, что обследуемый усиливает, утрирует представления о социально-позитивных чертах своей личности. Это считается характерным для больных истерией, игнорирующих возникающие перед ними сложные психологические проблемы, вытесняющие их, и рассматривается не как сознательная тенденция, а неосознаваемые установки личности в связи с ее социальной и психической незрелостью (W. Sanocki, 1978).
IV — шкала психопатии (импульсивности, реализации эмоциональной напряженности в непосредственном поведении).
Примеры утверждений:
• Временами мне очень хотелось покинуть дом (да).
• В школе меня вызывали к директору за прогулы (да).
V — шкала мужественности — женственности (выраженность мужских и женских черт характера).
Примеры утверждений:
• Я люблю поэзию,
• Думаю, мне понравилась бы работа лесничего.
• Я очень люблю охоту.
VI — шкала паранойи (ригидности, ригидности аффекта). Высокие показатели характерны для лиц с постепенным накапливанием и застойностью аффекта, злопамятствам, упрямством, медленной с подвижностью мыслительных процессов, повышенной подозрительностью.
Примеры утверждений:
• Если бы люди не интриговали против меня, я бы добился гораз-до большего (да).
• Испорченное настроение не всегда легко исправить чем-нибудь интересным (да). В шкале паранойи выделяют (D. N. Wiener, L. A. Harmon, 1946) подшкалы очевидных и «тонких» проявлений. Примеры утверждений по первой подшкале:
• Временами я нахожусь во власти какой-то злой силы (да).
• Думаю, что за мной следят (да).
Примеры «тонких» проявлений:
• Временами мне в голову приходят такие мысли, что о них лучше никому не рассказывать (да).
• Большинство людей честны лишь потому, что боятся наказания (нет).
VII — шкала психастении (тревожности, фиксации тревоги и ограничительного поведения). Отражает склонность к реакциям тревоги и страх, сенситивность, неуверенность в себе.
Примеры утверждений:
• Меня беспокоит страх сойти с ума (да).
• В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом (да).
VIII — шкала шизофрении (индивидуалистичности, аутизации). Направлена на выявление шизоидных черт личности, отгороженности от окружающего, аутизма. Включает в себя также утверждения, относящиеся к продуктивной психопатологической симптоматике (бреду, галлюцинациям).
Примеры утверждений:
• Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи (да).
• Окружающее мне часто кажется нереальным (да).
• Большую часть времени я чувствую себя одиноким, даже находясь среди людей (да).
IX — шкала гипомании (оптимизма и активности, отрицания тревоги). Примеры утверждений:
• Я — значительная личность (да).
• Временами мои мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказать (да).
О — шкала социальной интроверсии (интроверсии — экстраверсии, социальных контактов). Направлена на установление степени экстравертированности — интровертированности в мышлении, эмоциональной сфере и социальной жизни.
Примеры утверждений:
• Я человек общительный (нет).
• Если надо мной подшучивают, я к этому отношусь легко (нет).
• Критика и замечания ужасно обижают и ранят меня (да).
После обработки полученных по всем оценочным и основным шкалам результатов и перевода этих показателей из «сырых» баллов в стандартизованные Т-баллы вычерчивается профиль, обрисовывающий структуру личностных особенностей, выраженность различных тенденций или симптомов.
Интерпретация профиля личности в MMPI освещена в специальных пособиях. Укажем лишь, что при интерпретации результатов учитывается наличие отдельных пиков на профиле, его высота, превалирование левой (невротической) или правой (психотической) части профиля, сочетания показателей по определенным шкалам.
Условная норма профиля личности по MMPI — в пределах 30 Т-баллов. Средние данные по нормативной группе соответствуют 50 Т-баллам. Ф. Б. Березин и соавторы рассматривают показатели, расположенные между 60 и 70 Т-баллами как проявление личностной акцентуации.
Низко расположенный («утопленный») профиль личности чаще всего наблюдается при попытке обследуемого представить себя в благоприятном свете, при диссимуляции. Нередко ему соответствуют высокие показатели по шкалам лжи и коррекции. У некоторых больных можно наблюдать профиль, являющийся вариантом нормы, хотя клиника не вызывает сомнений относительно явных психических расстройств. Такой «ложнонегативный» профиль типичен для больных шизофренией в стадии выраженного психического дефекта и свидетельствует о выраженном эмоциональном уплощении.
Большое значение придается наклону профиля. Позитивный наклон, то есть наличие более высоких показателей по шкалам психотической тетрады (4-й, 6-й, 8-й и 9-й), является признаком психотического состояния и свидетельствует о нарушении контактов с реальной действительностью, дезориентированности, растерянности. Негативный наклон, то есть преобладание высоких показателей по шкалам невротической триады (1-й, 2-й и 3-й), при наличии общего высокого подъема всего профиля является при-знаком острого аффективного нарушения.
Как и все другие личностные опросники, MMPI не дает нозологически-диагностической оценки. Профиль личности, получаемый при исследовании с помощью этой методики, характеризует лишь особенности личности в момент исследования. Поэтому он не может оцениваться как «диагностическая этикетка». Однако получаемая при таком исследовании характеристика личностных свойств больного существенно дополняет картину патопсихологического регистр-синдрома. Так, код, характеризующийся подъемом показателей по шкалам 6-й и 8-й (параноидное мышление), наблюдался нами не только при параноидной шизофрении, но и при других бредовых психозах, в частности при височной эпилепсии, протекающей с хроническим бредовым (шизоформным) синдромом.
Получаемые с помощью MMPI данные должны постоянно соотноситься с клинической симптоматикой, материалами наблюдения патопсихолога относительно особенностей выполнения обследуемым заданий по методикам, направленным на исследование познавательной деятельности, с результатами исследования с помощью других личностных методик.
В проведении патопсихологического исследования
можно различить несколько этапов. Первый
осуществляется клиницистами еще до знакомства
психолога с больным и сводится к формулировке
клинической задачи. Врач решает вопрос
о том, насколько полезным в данном конкретном
случае может оказаться патопсихологическое
исследование. С задачей знакомится патопсихолог.
В беседе с лечащим врачом он уточняет
интересующие его особенности течения
заболевания, возможные дифференциально-
Беседе с больным предшествует ознакомление патопсихолога с материалами истории болезни. Отсутствие в ней интересующих психолога данных заставляет его собирать дополнительный анамнез. Для психолога представляет интерес не только анамнез, но и особенности течения болезни, результаты других лабораторных исследований — биохимических, серологических, электрофизиологических, офтальмологических. Затем следует тщательное ознакомление с записью о психическом статусе больного в истории болезни и сопоставление этих материалов с тем, что психолог наблюдает в лаборатории. Это очень важно: несоответствие психического состояния больного в отделении по записям врача его поведению в лаборатории дает психологу основания иногда уже в начале исследования предположить симулятивное поведение или аггравацию со стороны обследуемого и соответствующим образом строить эксперимент.
Состояние больного играет очень важную роль в успешном проведении исследования. Перед началом эксперимента необходимо убедиться в отсутствии каких-либо интеркуррентных соматических заболеваний. Препятствием для исследования является получение больным психотропных средств. Нежелательно проведение исследования после бессонной ночи, физического переутомления, при чувстве голода или, наоборот, непосредственно после еды. Повторные исследования желательно проводить в то же время дня, что и первичные.
Ознакомление с историей болезни и состоянием больного позволяет исследующему уточнить задачу, поставленную перед ним клиницистами, и наметить предварительный план исследования — выбор методик, очередность их применения. Беседу с больным начинают с расспроса паспортных данных, на основании чего составляют первое суждение о состоянии у больного мнестической функции. В дальнейшем в беседе уточняется состояние памяти (кратковременной и долговременной), его внимания, характеризуется состояние сознания. Определяется ориентировка больного во времени, месте и собственной личности, как хорошо он помнит даты собственной жизни и общеизвестных исторических событий. Эти вопросы должны быть заданы в ходе непринужденной, естественной беседы и ни в коем случае не должны напоминать экзамен, определяющий психическую полноценность больного. В тех случаях, когда предполагаются расстройства памяти, обязательно надо выяснить, как сам больной оценивает свою память. В беседе выявляется наличие или отсутствие сознания болезни, отношение больного к помещению его в психиатрическую больницу и к факту проведения патопсихологического исследования. При этом больному необходимо разъяснить желательность такого исследования, исходя из его интересов, — уточнение диагноза, назначение лечения и т. п. Желательно, чтобы при этом объяснении исследующий не ссылался на необходимость определения уровня умственной деятельности обследуемого. Гораздо охотнее психически больные соглашаются на исследование памяти, внимания, сенсомоторики.
Иногда беседа патопсихолога с больным существенно влияет на дальнейший ход исследования, придает ему специфическую направленность. В беседе с больным выясняются и особенности его личности до заболевания, оценка им изменения в процессе болезни самочувствия и своей работоспособности. Определяется культурный уровень больного, его образованность, эрудиция, круг интересов, потребности.
Выполнению задания по каждой методике предшествует инструкция, составляющая часть общего определения экспериментальной ситуации и обеспечивающая сотрудничество обследуемого с экспериментатором. Поэтому подготовке инструкции придается очень важное значение. Именно инструкция способствует созданию у обследуемого определенной установки, которая должна на всем протяжении эксперимента быть как можно более постоянной.
Инструкция должна быть отработанной, предварительно испытанной и лаконичной, соответствовать умственным возможностям обследуемого. Инструкция составляется так, чтобы избежать возможности ее разноречивого понимания. В некоторых случаях в начале работы по методике инструкцию следует «подкрепить», объяснить одним-двумя примерами. Результаты исследования не следует оценивать лишь как успешные или неуспешные. Если больной не справляется с заданием, следует выяснить причину этого, так как иногда в основе неудачного решения лежат смущение, неуверенность в своих возможностях, недостаточно четко понятая инструкция. Для оценки результатов важно определить, насколько эффективной оказывается помощь исследующего — принимается ли она исследуемым или отвергается в силу негативистских проявлений либо в связи с нарочитым его поведением в ситуации эксперимента. Последнее мы условно обозначаем как сопротивление инструкции.
Необходима как можно более полная и точная запись исследующим обстоятельств проводимого опыта. Неотъемлемое условие проведения эксперимента, как тщательное протоколирование. В протокол опыта заносятся по возможности все суждения обследуемого в процессе эксперимента. Иногда после исследования в протоколе можно найти указания на своеобразные изменения мышления или личностной позиции больного, которые прошли незамеченными во время опыта. Особенно важно точно регистрировать рассуждения обследуемого по поводу решения предложенных ему заданий. Мотивировка решения нередко дает больше материала для выводов, чем одна регистрация его. Ведение протокола важно и потому, что позволяет иллюстрировать заключение исследующего конкретными фактами. Правильное ведение протокола исследования позволяет впоследствии строить обобщения, анализируя данные обследований специально подобранных групп больных.
Протоколы исследований лучше вести на отдельных листах, которые затем скрепляются. В начале протокола идут его номер по регистрационному журналу, дата, обозначается отделение, и указываются фамилия и инициалы больного. В журнале, помимо этих сведений, отмечается возраст обследуемого, диагноз, а также указывается, первичное это исследование или повторное. Желательно также вести алфавитную книгу по годам; которая поможет при необходимости найти протокол предыдущего обследования данного больного. Протоколы хранятся в хронологическом порядке.