Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:58, курсовая работа
Гипотеза исследования: младшим подросткам преимущественно свойственны стратегии совладения с трудностями, связанные с социальной поддержкой их деятельности, а также стратегии избегания.
Задачи исследования.
Представить общую характеристику стратегий совладающего поведения субъекта.
Охарактеризовать особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности.
Выявить основные стратегии совладающего поведения подростков на основе анализа литературы.
Определить содержание копинг-стратегий подростков 12-13 лет.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ………………………………………………………
Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта………………………………………………………
1.2. Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности…………………..................................
1.3. Основные стратегии совладающего поведения подростков………………………………………………………………..
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ…………………
2.1. Организация и методики исследования…………………....
2.2. Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения подростков ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……
Прежде всего, отметим, что стратегии совладания подростков, как и взрослых, проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной сферах функционирования личности Но имеется существенная разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей [8].
Так, Лебединский В.В. указывает, что возрастной нормой для ребенка и подростка 12 лет является эмоциональный уровень реагирования на «вредности» жизни. Дети и подростки чаще используют эмоциональные способы борьбы со стрессом, так как заострение эмоциональных свойств личности – их характерная особенность. «Отреагировать неприятную жизненную ситуацию с помощью эмоций: горя («плачу»), гнева («воплю, кричу») или аффекта в целом («схожу с ума») – для детей самое обычное дело» [8, с. 136].
В книге Никольской И.М., Грановской Р.М. «Психологическая защита у детей» описывается, что «…стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а иногда, напротив, полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то (здесь начинает проявляться защита по типу проекции) [8, с. 135].
Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности или изменении ее форм. Например, выход из поля травмирующей ситуации (уединение, покой) или смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки). Также наиболее распространенным для подростка способом ухода от трудностей является общение с друзьями, сверстниками. Подростки активно осуществляют переключение на поиск поддержки (быть выслушанным, получить понимание).
Младшим подросткам эффективно помогают инфантильные стратегии «кусаю ногти», «борюсь, дерусь», «схожу с ума». А старшим – «обнимаю, прижимаю, глажу» и «молюсь». Скорее всего это связано с ростом полового влечения, характерного для подросткового и юношеского возраста, в основе которого лежит потребность в физическом контакте, нежности, ласке. «Молитвы» как обращение к Богу связаны с более глубоким осознанием всемогущества Творца и его добродетельских и защитнических функций [9].
Используя биографически-описательный подход Томе Х. разработал систему категорий с помощью которых описал формы реакции молодых людей (возраст 12-22 года) на конфликты и трудности. Среди них ведущими факторами, наиболее часто проявляющимися оказались «достижение», «противодействие, оппозиция», «приспособление к требованиям ситуации и потребность окружения», а также поиск и поддержка социальных контактов.
В качестве редких реакций в подростковом возрасте определены «обвинения», направленные на себя или окружающих, «податливость», «психосоматические реакции» и «внутреннее дистанциирование». Автор правомерно подчеркнул зависимость «иерархии реакций» от таких факторов, как смена поколений, здоровье, политико-экономическая и историческая ситуации.
Согласно исследованиям Тышковой М. у подростков 11-12 лет преобладающей реакцией на негативные ситуации является реакция протеста, символический уход из экстремальных ситуаций или попытки сделать конструктивный вывод из прошлых неудач [23].
Еще одной специфической формой поведения подростков в ситуациях психологической угрозы является детский ритуализм. Он может выступать симптомом нарушения психического благополучия или в форме сознательно конструируемых поведенческих стратегий.
В исследованиях базисных копинг-стратегий у подростков 11-12 лет, проведенных Сирота Н.А., Ялтонским В.М., Лыковой Н.М. обнаружены следующие факты. У подростка 11-12 лет еще не сформирован свой индивидуальный стиль совладания со стрессом. В его наборе стресспреодолевающих стратегий присутствуют все предлагаемые окружающей действительностью пути преодоления стресса. При этом подросток пока еще не отдает явного предпочтения ни одному из них. Вместе с тем, отмечается, что приоритетную тенденцию развития в младшем подростничестве получают копинг-стратегии поиска социальной поддержки и стратегии избегания. Это создает ситуацию риска для всей популяции подростков исследуемого возраста. В силу своего возраста 11-12-летние подростки находятся на некоторой условной грани развития, когда вектор их копинг-поведения может быть легко изменен в сторону активного адаптивного поведения или неадаптивного поведения ведущего к формированию зависимости. Следовательно, очевидна необходимость своевременной внешней поддержки, укрепляющей средовые и личностные ресурсы, способствующей социально адаптивному развитию подростка.
При
изучении подростковых стратегий преодоления
авторы чаще фиксируют преобладание
эмоционально ориентированных форм
преодоления. Дефицит конструктивных
стратегий объясняется
Что касается интеллектуальных стратегий, то они возрастают постепенно с переходом подростка на уровень теоретичного, абстрактно-логического мышления (12-14 лет).
К старшему подростковому возрасту человек научается использовать такие конкретные механизмы совладания с внутренним напряжением, которые используют взрослые люди. Например, взаимодействуют с продуктами человеческого творчества (читают книги, слушают музыку, ходят в кино) или творчески самовыражаются (пишут стихи, поют, рисуют). Постепенно подростки все больше прибегают к обдумыванию и осмысливанию затруднительных ситуаций. Межличностное общение со сверстниками, которое порой находится на уровне глубоко интимных отношений, стимулирует обсуждение и всестороннюю рефлексию самых разнообразных трудностей подростка.
Необходимо отметить, что в поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса подростки часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.
Для подростков с аддиктивным поведением свойственна такая характерная особенность, как сниженная переносимость трудностей. Это обусловлено наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворения своих потребностей). Также у этих подростков зачастую наблюдается скрытый комплекс неполноценности, имеющий свое отражение в частой смене настроения, неуверенности, избегания ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными. У таких подростков имеет место обостренное стремление произвести на окружающих положительно впечатление.
Следует отметить, что возрастные различия в своей основе являются естественными и природообусловленными, они четко сочетаются с половыми ролями и заставляют мальчиков и девочек разного возраста развиваться по жестко заданной природой генетической программе.
В исследовании Никольской И.М., Граносвкой Р.М. представлено сравнение, каким стратегиям совладания отдают предпочтение мальчики и каким – девочки. Так, выявлено, что мальчики чаще других используют стратегии: «мечтаю, представляю», «смотрю телевизор» (по 93%), «прошу прощения, говорю правду», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (по 91%). У девочек наиболее частыми были четыре стратегии: «обнимаю, прижимаю, глажу» (92%), «плачу, грущу» (82%), «смотрю телевизор, слушаю музыку» (80%) и «стараюсь расслабиться, оставаться спокойной» (80%). При этом статистический анализ показал, что мальчики в два раза чаще, чем девочки, используют такую стратегию, как «борюсь, дерусь», и в полтора раза чаще – стратегию «дразню кого-нибудь». Замечена большая потребность мальчиков в физической или вербальной агрессии по отношению к другому лицу с целью аффективной разрядки [8, с. 160]. В неприятной для себя ситуации мальчики достоверно чаще девочек прибегают к стратегии совладания «сплю» как к необходимому и эффективному способу восстановления физических сил. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сама с собой». Эти различия указывают на большую потребность девочек в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия. Для девочки очень важным является наличие мамы как своеобразной психологической защиты. Отрыв от матери изменяет все поведение ребенка, формируя реакцию пассивного протеста (отказ от еды, сна, пищи, игр) [8, c.161].
Мальчикам лучше всего помогают две стратегии: «прошу прощения, говорю правду» и «смотрю телевизор, слушаю музыку» (по 70% положительных ответов); девочкам – «обнимаю, прижимаю, глажу» (78%). Чаще, чем девочкам, мальчикам на уровне тенденции помогает стратегия: «ем или пью». Достоверно чаще, чем мальчикам, девочкам помогают стратегии «молюсь», «обнимаю, прижимаю, глажу». И, на уровне тенденции, «говорю с кем-нибудь». Это убедительно показывает, что в трудную для себя минуту женщины больше нуждаются в ком-то, «реальном или воображаемом», с кем они могут вступить в разные формы вербального и невербального взаимодействия. В одиночестве им находиться значительно труднее, чем мужчинам. По данным психологов, во всех культурах девочки демонстрируют лучшие навыки общения, чем мальчики. Это социальная чувствительность, умение использовать речь как средство коммуникации, легкость невербального общения, способность сопереживать, выражать свои эмоции [10].
Существенное влияние на выбор субъектом способов совладания оказывают социокультурные переменные. К ним относят социальное взаимодействие и межличностные отношения – детско-родительские, супружеские, дружеские, профессионально-деловые; культурный контекст как самостоятельную детерминанту успешного/неуспешного совладания [15, c. 90].
Важнейшим аспектом, который помогает понять формирование основных стратегий совладающего поведения подростков, является изучение влияния семьи и системы детско-родительских отношений. Экман П. отмечает, что индивидуальный набор защитных и совладающих механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования.
Негативное воздействие со стороны родителей заключается в недостаточном удовлетворении базовых потребностей ребенка, вызывающее болезненное состояние напряжения или психическую депривацию. На структуру психологических защит и совладаний ребенка влияют такие факторы как властность матери, подавляющая ребенка; сверхзабота, пресекающая потребность ребенка в свободе и автономии; жестокость и авторитарность родителей; эмоциональное отвержение; барьеры общения.
Специалистами в сфере совладающего поведения подробно рассматривается такое явление как социальное «наследование» совладания, в основе которого лежит межпоколенное взаимодействие. Т.Л. Крюкова пишет: «В одних случаях передача и усвоение социального опыта осуществляется в ходе обучения и воспитания, т.е. является специально организованным процессом. В других случаях – таковым не является и происходит путем подражания и идентификации при непосредственном общении ребенка со взрослым. Последнее позволяет говорить о возможности межпоколенного «наследования» способов совладающего поведения в семье и рассматривать этот процесс как передачу и присвоение семейных моделей копинга, усвоение опыта, знаний, умений, навыков и качеств совладающего (или несовладающего) с трудностями человека» [15, с. 91]. В зависимости от того, что лежит в основе этого процесса – обучение и воспитание или подражание и идентификация, социальное «наследование» копинга изучается в контексте экологического (социокультурного) или регулятивного факторов совладающего поведения субъекта.
Так,
в исследованиях Гущиной Т.В. выявлены
особенности проблемно-
Необходимо подчеркнуть, что в большинстве случаев в выработке адекватных совладающих стратегий, подросткам требуется профессиональная помощь. По большому счету именно в этом состоит одна из важных задач специалистов «помогающих профессий» – педагогов, психологов, социальных работников, врачей, психотерапевтов, сопровождающих адаптационные процессы личности.
Крюкова Т.Л. пишет: «Жизненно необходимые навыки совладания могут направленно формироваться и развиваться в разнообразных сферах (здоровье, обучение, экстремальные ситуации и др.), что является залогом психологического благополучия и здоровья человека. Обобщенный алгоритм направленного обучения человека навыкам копинга включает следующие компоненты: нахождение способа снижения негативных эмоций, чтобы появилась возможность мыслить рационально; развитие навыка классификации различных стрессоров; обдумывание альтернативных действий при воздействии разных стрессоров и оценка кратко- и долговременных последствий этих действий; прояснение и рефлексия целей и намерений совладания; планирование и рефлексия выбранного курса действий, инициирование, контроль, завершение и их оценка [14].
Информация о работе Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте