Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:58, курсовая работа
Гипотеза исследования: младшим подросткам преимущественно свойственны стратегии совладения с трудностями, связанные с социальной поддержкой их деятельности, а также стратегии избегания.
Задачи исследования.
Представить общую характеристику стратегий совладающего поведения субъекта.
Охарактеризовать особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности.
Выявить основные стратегии совладающего поведения подростков на основе анализа литературы.
Определить содержание копинг-стратегий подростков 12-13 лет.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ………………………………………………………
Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта………………………………………………………
1.2. Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности…………………..................................
1.3. Основные стратегии совладающего поведения подростков………………………………………………………………..
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ…………………
2.1. Организация и методики исследования…………………....
2.2. Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения подростков ………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……
И.М.
Никольская, И.Р. Грановская отмечают,
что включаясь в
Существует несколько подходов к классификации психологических защит. Самым обычным делением является классификация защит на зрелые и примитивные. К первым относятся рационализация, интеллектуализация, юмор, сублимация и др., а ко вторым – диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, отрицание, изоляция, идентификация с агрессором и др. Разделить защиты можно и по другому принципу, согласно которому одни из них действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), а другие – на уровне трансформации, переработки материала (например, рационализация) [8].
Карвасарский Б.Д. считает, что все защиты можно разделить, как минимум на пять групп. В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают. Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности (рационализация, интеллектуализация, изоляция, формирование реакции, идентификация, проекция). Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения. Это механизмы реализации в действии, соматизация тревоги, сублимация. К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа – регрессии, уход в фантазии, уход в болезни. Существуют и другие защиты – всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация и др., которые выделяются в иных классификациях.
В настоящее время большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. В этих процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Но каждый раз основную часть работы по преодолению негативных переживаний берет на себя какая-то одна из них. (Например, переориентация внимания при отрицании, забывание при подавлении, построение логических доводов для оправдания своих поступков при рационализации) [10, c. 18]
Современное толкование защит опирается на представление о том, что это – механизмы нормально функционирующей личности, но только в том случае, если она использует большой репертуар защит, применение которых не вызывает фиксации на проблеме и склонности к их ригидному повторению. Считать защиты проявлением психически нездоровой личности означает – упрощенно понимать данную проблему.
Совладающее поведение нередко рассматривается как понятие, близкое по своему содержанию к психологической защите. Анализируя работы Н. Хаан, Сотникова Ю.А. указывает, что защитное и совладающее поведение основываются на одинаковых тождественных процессах, но отличаются полярностью напрвленности – либо на продуктивную, либо на слабую адаптацию. Совладание берет начало с восприятия вызова, запускающего когнитивные, моральные, социальные и мотивационные структуры, действие которых является основным для адекватного ответа. В ситуации новых для личности требований, при которых существующий ответ не является подходящим, проявляется совладающее поведение. Если новые требования непосильны для личности, тогда совладающее поведение может принимать форму защитного [21].
Cстратегии совладания рассматривают не только как осознанные варианты бессознательных защит, но и как родовое, более широкое понятие по отношению к ним, включающее в себя и бессознательные, и осознанные защитные техники [25].
Нартова-Бочавер С.К. пишет, что будучи свободно употребляемыми в различных работах, понятие «coping» охватывает широкий спектр человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций, от движений роженицы во время схваток до написания психотерапевтического письма [20].
В широком смысле слова coping включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Дополнительные условия – как внешние, характеризующие саму задачу, так и внутренние, представляющие собой психологические характеристики субъекта, – заостряют содержание coping, отличая его от простого приспособления.
Ранние исследования копинга проводились в рамках изучения защитных механизмов, и до сих пор некоторые исследователи продолжают использовать термин «копинг» в значении адаптивных защит.
Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита в отличие от копинга характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния.
Сложности в сравнительном изучении особенностей психологической защиты и совпадающего поведения заключаются в том, что некоторые авторы напрямую определяют совладающее поведение как осознанный вариант бессознательных защит. Другие считают, что отношение между защитным и совладающим поведением более сложное. Совладающее поведение рассматривается как родовое, более широкое понятие, включающее в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники [22].
Как
отмечают многие авторы, существуют значительные
сложности в разграничении
Лазарус Р. рассматривает психологическую защиту как пассивное копинг-поведение. Он выделил параметры дифференциации между защитными механизмами и механизмами совладания:
Анцыферова Л.И. подчеркивает, что главной задачей защитных механизмов в отличие от копинга является контролирование и подавление негативных психических состояний, возникающих под действием стрессора в условиях, когда стрессор продолжает действовать. Она отмечает: «…люди, прибегающие к механизмам психологической защиты в проблемных и стрессовых ситуациях, воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом. Люди же, предпочитающие в подобных ситуациях конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения» [3].
В своих работах Карвасарский Б.Д. рассматривал механизмы психологической защиты и механизмы совладания как адаптационные процессы индивидуума. Он указывает, что если процессы совладания (по Р. Лазарусу) направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации, и особенно защиты, направлены на смягчение психического дискомфорта.
Для разграничения психологической защиты и осознанных стратегий совладания В.А. Ташлыков предлагает следующую схему анализа.
Стратегии и способы совладания в отличие от механизмов защиты, подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. То есть предметом психологии совладания, как специальной области исследования, является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями [25].
Специалистами отмечается, что «основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних» [8, с. 52]. Никольская И.М. подчеркивает, что копинг-поведение – это «адаптивные, целенаправленные и потенциально осознанные действия» [8, с. 51].
Корытова Г.С. в своей работе [13] пишет, что в последнее время в исследованиях все чаще отмечается единство процесса взаимодействия совладающего поведения и механизмов психологической защиты, которые условно называются защитно-совладающим стилем. Совладание выступает как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами личности. Психологическая защита рассматривается как более ранний, но одновременно более устойчивый базисный конструкт, формирующийся на основе типологических свойств и эмоционально-динамического паттерна личности.
Резюмируя
содержание данного параграфа, отметим,
что, несмотря на близость сравниваемых
понятий, их разделяют. Основное отличие
копинг-поведения от механизмов психологической
защиты и их использования индивидом –
это сознательность, выбор и изменение
в зависимости от ситуации. Механизмы
защиты склонны к более быстрому уменьшению
эмоционального напряжения и тревоги
и работают по принципу «здесь и теперь».
Они неосознаваемы, и в случае их закрепления
становятся дезадаптивными. Механизмы
совладания более пластичны и требуют
от человека большей затраты энергии,
включения когнитивных, эмоциональных
и поведенческих усилий. Вместе с тем,
имеет место «единство процесса взаимодействия»
защитных механизмов и совладающего поведения,
их «непрерывного чередования» и «тонкой
грани постоянного перехода» от защит
к совладанию.
1.3.
Основные стратегии
совладающего поведения
подростков
Проведенный в предыдущих параграфах анализ привел нас к тому, чтобы понимать совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком подходе стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которого человек справляется с жизненными трудностями. Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на подростковый и юношеский возраст.
Все это дает нам основание для более детальной проработки вопроса о развитии стратегий совладания в подростничестве, как значимом этапе в формировании личности.
Информация о работе Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте