Особенности личности и ценностно-мотивационной сферы лиц с речевыми расстройствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:43, доклад

Краткое описание

Словарь 'Психология' (1990) дает такое определение: 'Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности'.
Ядром личности является ценностное, организующее начало. Приписывая человеку сознательное (или несознательное) поведение, мы, в сущности, подразумеваем его упорядоченность, направленность, определяемую его системой ценностей.

Содержимое работы - 1 файл

Особенности развития личности детей с патологиями речи.Доклад..docx

— 56.68 Кб (Скачать файл)

Дети с импрессивной алалией  трудно воспринимают информацию. Они  не могут долго слушать, когда  им что-то читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и перестают слушать. Новые слова и структуры ребенок  осваивает медленно, к речи не критичен, в поведении хаотичен, действует  часто импульсивно.

Повышенная  речевая активность не компенсирует познавательных и коммуникативных  трудностей, так как ребенок не может ее контролировать. В свою очередь, осваиваемая им речь не может  служить основой для своевременного формирования других высших психических  функций, в частности эмоционально-волевых  качеств. Образуется порочный круг, который  может быть разорван только целенаправленной работой логопеда и психолога.

 

 

Самооценка

 

В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях. С целью проверки данного утверждения были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи.

Примерно  половина из каждой группы детей адекватно  оценивают свои возможности (соответственно 47 % детей со стертой дизартрией и 50% здоровых детей).

Среди дошкольников с речевыми нарушениями  по сравнению со здоровыми детьми существенно преобладают те, для  которых характерна заниженная самооценка (соответственно 40 и 17%), что проявляется  в большей тревожности и неуверенности  в себе.

Вместе с тем среди здоровых детей оказалось склонных переценивать себя почти в три раза больше, чем среди дошкольников с речевыми нарушениями (соответственно 13 и 33 %). То есть в среднем дети, страдающие речевыми нарушениями, проявляют большую по сравнению со здоровыми детьми осторожность в оценке своих качеств. Можно предположить, что причина этого - в объективных трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни. Интересные различия были выявлены в самооценке здоровых детей и дошкольников с речевыми нарушениями. Обе группы достаточно высоко оценивают собственную доброту, при этом дошкольники с речевыми нарушениями ставят это качество на первое место, а здоровые на второе после веселости. По-видимому, это свидетельствует о том, что для детей с нарушением речи доброта имеет особое значение, так как они нуждаются в благожелательном отношении к себе. Также интересно, что дошкольники с речевыми нарушениями отдают предпочтение физическим качествам (росту и быстроте), а здоровые дети больше ценят нравственные свойства.

Одинаково неудовлетворены  обе группы детей своим вниманием, оценивая его хуже всего, что является реакцией на постоянные требования к  детям со стороны взрослых. Также весьма низко оценивают дошкольники с речевыми нарушениями свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объективный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается здоровых детей, то они не удовлетворены более всего своими эстетическими качествами.

Отметим также, что самооценки дошкольников с речевыми нарушениями более низкие, чем у здоровых детей, и менее дифференцированны. Вместе с тем корреляция самооценок неречевых характеристик с тяжестью дефекта отсутствует.

Исследование самооценки заикающихся (степени неудовлетворенности  различными качествами по 9-балльной шкале - чем выше балл, тем больше неудовлетворенность) позволили сопоставить степень  субъективной неудовлетворенности  своей речью с аналогичным  показателем при оценке других характеристик, включая общее здоровье, психические  процессы (внимание, память, интеллект) и личностные особенности (характер, счастье). Оказалось, что речь получает достоверно более низкие оценки заикающихся (6, 22 балла) по сравнению с другими характеристиками, в частности, общим здоровьем (3, 96 балла) (Р=0), тогда как лица без речевой патологии ниже всего оценивают свое здоровье и память (3, 84 и 3, 87 балла) и лучше всего - речь (3, 16 балла) (Р =0, 049). Также установлено, что заикающиеся в среднем достоверно хуже, чем здоровые, оценивают все свои качества. Удалось показать, что самооценка речи заикающихся коррелирует с тяжестью речевого дефекта (Р<0, 01), но такого соответствия самооценок не наблюдается с другими характеристиками, в том числе с объективными показателями памяти и внимания.

Заикающиеся связывают жизненный успех по преимуществу с возможностью преодоления своего дефекта, а в качестве средства преодоления на первое место ставят свойства личности.

Отмечено, что у заикающихся может наблюдаться  различная мера адекватности оценки степени своего речевого дефекта.

Как известно из исследований анамнестических данных заикающихся, самые сильные переживания они испытывают в различных бытовых ситуациях. Наиболее трудна для них быстрая речь, начало речи, жесткий порядок слов, необходимость заговорить первым, монологическая и свободная речь. Так, например, быстрая речь страдает у 80 % заикающихся, а медленная только у 13 % (соотношение - 80:13); начало речи - у 71 %, окончание - у 25 % (соотношение - 71:25); проза - у 47%, стихотворная речь - у 16 % (соотношение - 47:16); монолог - у 53 %, диалог - у 39 % (соотношение - 53:39); крик - у 25 %, тихая речь - у 14% и шепот - у 9 % (соотношение - 25:14 и 25:9).

Заикающиеся дети по сравнению со взрослыми в меньшей мере осознают свои переживания, в том числе наличие вегетативных реакций, во время речи. Часто на вопрос о таких переживаниях они отвечают отрицательно, но при более детальном расспросе удается установить наличие у них тревоги, страха и, например, тахикардии или гипергидроза (потливости) ладоней. Интересно, что 73 % заикающихся считают, что речь улучшается, если человек, с которым они общаются, не знает об их речевом дефекте. Некоторые из них утверждают, что в присутствии определенных людей они могли говорить совершенно без запинок, до тех пор пока те не узнавали об их заикании. 60 % заикающихся отмечают улучшение речи, когда они находятся в состоянии полного безразличия, 42 % из них находят, что их речь улучшается, когда они чем-то сильно рассержены или разгневаны, активно и убежденно защищают кого-то или что-то важное для них. Просто сильное возбуждение улучшает речь только у 25 % заикающихся, и всего 13 % отмечают, что психологическая мобилизация во время ответственного выступления заметно улучшает речь.

Помимо специфической реакции на речевой дефект можно предполагать также изменение всей системы отношений больного, которая включает в себя знания о болезни, на осознание личностью, понимание роли и влияния болезни на жизненное функционирование, на эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью. От системы отношений больного человека к своему дефекту зависит избираемая им тактика адаптивного поведения; он активно борется за свое здоровье; соглашается с ролью больного; отвергает болезнь или находит какие-то иные защитно-приспособительные механизмы.

Полученные с помощью  различных методик данные выявили, что с возрастом у детей уменьшаются ощущения степени 'подавления' себя речевым дефектом, изменяются их отношения с 'Заиканием' - от пассивного подчинения, 'страдательной позиции', до активной борьбы. Поэтому в рисунках (проективная методика 'Я и Заикание'), прежде всего мальчики, часто изображают себя нападающими с оружием в руках на Заикание, которое в этих рисунках достаточно часто имеет вид чудовища, например, дракона

В среднем 65 % заикающихся  признают наличие страхов и 68 % - чувства  вины. Страх по поводу речи занимает центральное положение в большинстве  групп, причем достигает максимума  у старших школьников, а у взрослых несколько уменьшается. При этом у детей он носит более конкретный характер и связан с такими ситуациями, как ответ на уроке у доски, разговор с товарищем, начало речи. Полученные данные свидетельствуют о том, что заикающимся свойственны различные страхи в раннем детстве, которые постепенно утрачивают свою актуальность с возрастом, уступая место Специфическому 'страху речи'. Зная эту закономерность, можно определять направленность психотерапии заикающихся разного возраста.

Поскольку наличие у заикающихся  чувства вины, склонности осуждать себя отмечают многие авторы, рассмотрим структуру этих переживаний. Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что категории чувства вины в значительной мере сходны с категориями страхов. Это переживания по поводу своей речи, социально ориентированные переживания, в частности, по отношению к родителям (в связи с грубым отношением к ним, неблагодарностью, ссорами), ориентированные на самого себя (отболее или менее 'нейтральных', непреднамеренных ошибок и 'слабостей' до склонности причинять сознательное зло: ложь, обман, воровство). Как и в проекции страхов, выделяется своеобразное безадресное чувство вины, т. е. готовность признавать свою виновность в самом общем виде, например, при любом обвинении с чьей-либо стороны. Эти данные согласуются с результатами теста оценки фрустрационной толерантности. Следует отметить, что в некоторых случаях вина явно имеет давнее происхождение, длительное время (много лет) переживается заикающимся как актуальная, в частности это выражается в отказе назвать ее, что подчеркивает интенсивность переживания.

Особого внимания заслуживает достаточно высокий  процент во всех возрастных категориях (кроме женщин) заикающихся, считающих  себя виновными в наличии своего речевого дефекта. Далеко не во всех случаях  можно найти внешний источник самообвинения, например, упреки родителей  или кого-либо из окружающих. Чаше всего  подобное восприятие себя обусловлено  индивидуальным психологическим складом, программами адаптивного поведения.

 

 

Ценностные ориентации

 

Ценностная  ориентация- избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении. Ценностно-мотивационный аспект определяет направленность поведения и включение тех или иных механизмов при необходимости его изменения. К этому аспекту непосредственно примыкают тревожные переживания - они связываются с требующими достижения ценностями и результатами конкретного поведения, направленного на их обеспечение. Ценностные образования личности в значительной мере и определяют характер переживаний субъекта в связи с возникшим или существующим речевым расстройством.

Ценностная  ориентация человека с нарушенной речью  может быть обращена на самого себя, на окружающий мир и на свой дефект.

Клинические наблюдения и литературные данные свидетельствуют  о том, что при расстройствах  речи может нарушаться вся система  ценностей, так как этот дефект, затрудняя  общение с внешним миром, каким-то нежелательным образом изменяет самого человека, в том числе и  его самовосприятие. Но, по-видимому, это зависит от тяжести дефекта и личностных особенностей человека.

Наиболее известна концепция  ценностей, предложенная М.Рокичем. Он относит их к категории убеждений, которые, с его точки зрения, в конечном счете определяют предпочитаемое субъектом поведение. Критериями их формирования могут быть личные или социально обусловленные нормы.

М.Рокич различает терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности ближе всего к целям  человека, это объекты его устремлений (здоровье, материальные ценности, общение  с друзьями и др.). Инструментальные ценности относятся к разряду  убежденности в том, что тот или  иной образ действий, например, самозащита, трудолюбие, открытое выражение чувств, предпочтительны другим образам  действий независимо от конкретных ситуаций.

Ценностные ориентации взрослых заикающихся в сравнении со здоровыми  взрослыми были исследованы с  помощью методики Рокича в модификации  В.И.Суслова (1992). Всего было обследовано  пять групп взрослых, у которых  общая, наиболее универсальная система  ценностей имеет достаточно устойчивый, сформировавшийся характер: 59 заикающихся, две группы студентов (50 психологов и 43 педагога), 20 логопедов и 20 артистов. Несмотря на наличие определенного  сходства общих ценностей, исследование выявило ряд представляющих интерес  различий по ряду характеристик. Наиболее близки к заикающимся по возрасту студенты. Жизненные установки логопедов  полезно было сравнить с таковыми у заикающихся, поскольку они  в определенной мере должны влиять на характер взаимоотношений с последними и определять успех лечения. От лиц  артистических профессий (работников киностудии) можно было ожидать повышенной эмоциональной неустойчивости, сближающей их с заикающимися.

Удалось установить, что общие ценности заикающихся близки к ценностям лиц без речевых нарушений, в частности, это проявляется в отношении здоровья, которое они, как и другие категории испытуемых, чаще всего ставят на первое или второе место.

Дополнительно была осуществлена объективация терминальных ценностей  заикающихся с помощью цветового  теста отношений, разработанного в  Санкт-Петербургском психоневрологическом НИИ им. В. М. Бехтерева. Этот тест позволяет  характеризовать неосознаваемые отношения. Испытуемым предлагается обозначить каждую из ценностей тем или иным из восьми цветов теста М.Люшера. В результате каждый цвет приобретал свое шкальное значение как мера оценки приемлемости, предпочтения того или иного объекта, с которым субъект связывает  данный цвет. Например, если испытуемый при раскладывании цветов М.Люшера первым выкладывал зеленый цвет, а  затем обозначал этим цветом здоровье, то здоровье ставилось на первое место  в иерархии ценностей и так  далее. В результате обследования было установлено, что ранговая корреляция сознательного и неосознаваемого  ранжирования терминальных ценностей  заикающимися составляет величину 0, 903 и является достоверной на высоком  уровне значимости (Р<0, 001), т.е. между  ними нет расхождения.

Информация о работе Особенности личности и ценностно-мотивационной сферы лиц с речевыми расстройствами