Невербальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:55, реферат

Краткое описание

Карьера политического деятеля, его взлеты и падения, успехи и поражения являются совокупным результатом многих факторов. И одно из ведущих мест среди них принадлежит невербальному поведению. Общеизвестно, какой мощью, мобилизующим воздействием обладает слово. Но в жизни политика нередки ситуации, когда поступки бывают красноречивее всяких слов.

Содержимое работы - 1 файл

Понятие.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Понятие - невербальная коммуникация

Карьера политического деятеля, его взлеты и падения, успехи и поражения  являются совокупным результатом многих факторов. И одно из ведущих мест среди них принадлежит невербальному  поведению. Общеизвестно, какой мощью, мобилизующим воздействием обладает слово. Но в жизни политика нередки ситуации, когда поступки бывают красноречивее всяких слов.

Согласно  Бриллю невербальная коммуникация представляет собой базовую форму передачи информации от одного человека к другому (Brill "Body movement and Nonverbal communication", An Annotated Bibliography 1971-1982, Bloomington). Невербальная коммуникация является важнейшим, наряду со звуковой речью, средством общения и взаимодействия. Традиционно принято отождествлять речь со словом, то есть с вербальной знаково-символической функцией речи. Между тем, звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при этом независимо от семантики слова, то есть как бы "между слов", невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.

Что касается терминов "невербальная" и "экстралингвистическая" коммуникация, то второе понятие, означая практически  то же, что и первое, характеризует  все формы невербального поведения  человека не вообще, а в процессе речевого общения. Ряд работ по невербальной коммуникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесике, то есть выразительных движений - мимике, жестам, пантомимике (Лабунская В. А. «Невербальное поведение», Р-на-Д, 1999, Рюкле Х. «Ваше тайное оружие в общении», М., 1996, и т.д.). Кинесические аспекты невербального поведения, сопровождающие общение, проанализированы в книге А. А. Леонтьева «Психология общения». Он различает четыре вида невербальных компонента общения:

  1. Значимых для говорящего.
  2. Значимых для реципиента.
  3. Значимых для корректировки заключительной фазы общения,
  4. Не значимых для общения (Леонтьев А. А. «Психология общения», М., 1997).

Таким образом, как показывает термин "невербальная коммуникация", понятие это можно  определить как систему неязыковых форм и средств передачи информации.

По  одним данным, при нормальной коммуникации между людьми только треть значимой информации передается на вербальном уровне, а приблизительно две трети - на невербальном. Другие исследователи (например, А.Меграбян) считают, что в акте коммуникации непосредственно слова 55% - невербальные символы занимают 7%, 38% - звуки и интонации.

Невербальное  поведение можно рассматривать  как систему невербальных средств  общения, применение которых предоставляет  политику дополнительные возможности для того, чтобы посредством создания благоприятного о себе впечатления решить конкретную задачу и в конечном счете достигнуть искомой политической цели.

Невербальное  поведение политика во все времена  привлекало к себе в обществе пристальное  внимание. Источники такого интереса в самой сущности невербального поведения как одного из компонентов харизмы, в специфике коммуникативной деятельности политика, в особенностях ментальности народа, реципиента. Отсюда перед создателями политического имиджа встает задача подбора такого методического комплекса инструментов формирования и совершенствования экспрессивного аппарата политика, применение которого позволило бы максимально реализовать стратегию политического лидера.

За  рубежом, в странах с давней демократической традицией, в отличие от России, исследование этой проблемы имеет под собой солидную базу. Однако и в нашей стране за последнее десятилетие в этом направлении достигнут значительный прогресс. И в целом современный теоретический и методологический уровень изучения проблемы невербальной коммуникации, где невербальное поведение рассматривается в качестве предмета анализа, предоставляет широкие возможности как для теоретического осмысления, так и для практического использования имеющихся разработок.

С начала 70-х гг. для изучения невербального поведения стали применяться строгие методы оценки, проверки, статистического анализа. В это же время формируются основные направления исследований: развитие невербальных средств общения, выражение эмоций в мимике, жестах, пантомимике, характера личности на основе интерпретации невербального поведения; невербальные компоненты взаимодействия и коммуникации, культурные характеристики невербального поведения.

Круг  невербальных средств общения гораздо  шире, чем круг элементов, входящих в собственно структуру невербального поведения личности. Поэтому невербальное поведение по праву рассматривается как индивидуальная форма использования средств общения.

О целостности невербального поведения  личности, о взаимодействии его основных структурных компонентов свидетельствуют те функции, которые оно выполняет в межличностном общении:

  • презентация "Я" личности;
  • диагностика актуальных психических состояний индивида;
  • маскировка "Я" личности;
  • идентификация партнеров по общению;
  • социальная стратификация;
  • отражение характера и динамики взаимоотношений партнеров по общению;
  • регуляция пространственных и временных параметров взаимодействия;
  • поддержание оптимального уровня психологической близости между партнерами;
  • уточнение, понимание, изменение вербального сообщения;
  • контроль состояния, его нейтрализация или создание социально-значимого эффективного отношения;
  • разрядка, регуляция процесса общения.

Э.Гоффман , обсуждая вопрос о создании человеком  образа своего тела ("маски") для участия в ролевой игре, ритуалах, драматических спектаклях, а также для маскировки истинных намерений, подчеркивает, что невербальное поведение может функционировать в соответствии с различными сознательными целями (Гоффман Э. «Представление себя другим в повседневной жизни», М., 2000). А. Кендон, отвечая на вопрос: "Как люди взаимодействуют?", - указывает на то, что сознательное использование пристального взгляда, изменение позы, синхронных движений могут оказать значительное влияние на процесс разговора, в том числе на характер коммуникации между политиком и электоратом. Организация пространства, с точки зрения Гоффмана, основывается именно на невербальных символах: одежда, жесты, пространственная коммуникация, взгляд. При проведении специальных мероприятий по принципу: коммуникация - политик - избиратели, эти составляющие переднего плана (по Гоффману) учитываются (A. Kendon “Nonverbal communication, interaction and gesture. Mouton”, №4. 1981). L. Putham и L.Mc. Callister (Л. Путхам и Л. Маккалистер) выделяют десять невербальных категорий, выполняющих функцию контроля за течением беседы и выражающих внимательное отношение к партнеру (контролирующее поведение - пауза, медленное раскачивание туловища вперед-назад, копирование позы партнера, изменение позы, жестикуляция; располагающее внимательное поведение - кивание головой, поддакивание, внимательный взгляд, улыбка).

П. Экман и У. Фризен исследуют степень "контролируемости" частей тела как  источников информации и ее зависимость  от трех основных характеристик:

  1. "пропускной способности", то есть количества различных по значению невербальных сигналов, которые можно послать в единицу времени;
  2. внешней обратной связи партнеров и
  3. внутренней обратной связи - через осознание своего экспрессивного поведения (См. подробнее работы: P. Eckman, W. Friesen “Hand Management” //Journal of Communication 1972, V.22, p.353-374; P. Eckman, W. Friesen “Measuring Facial movement” // Environmental Psychology and Nonverbal Behavior. V. 1, p. 56 - 75, 1976).

М.Снайдер  вводит понятие "самомониторинг" для обозначения индивидуальных различий в том, как люди управляют процессом самопрезентации в социальных ситуациях и контролируют его (M.Snyder “Self Monitoring of Expressive Behavior” // Journal of Personality and Social Psychology, 1974, Vol. 30). Исследователь выделяет три составлящих, на которые ориентируются люди для построения самопрезентации: образ другого, образ "Я" и образ ситуации. Люди с высоким уровнем самомониторинга, будучи заинтересованными в ситуационном соответствии поведения, более чувствительны к экспрессивному поведению и самопрезентации своих партнеров, к их эмоциональным переживаниям, что дает им возможность успешно планировать свое поведение, придавать ему четкость и адекватность. Более того, это позволяет быстро справиться с разнообразием социальных ролей, с мастерством и легкостью выбрать соответствующую маску.

Все это представляется важным в связи  с публичностью профессии - политик. Политический лидер по-разному реализует  свои невербальные модели поведения: В. Путин, обладающий достаточно эффективной моделью общения, имеет также высокий уровень самомониторинга; Г. Зюганов (замкнутость, наличие признаков эмоциональной нестабильности, особенности речи) или допустим, В. Жириновский (агрессивность, эмоциональная неустойчивость, доминирование, авторитарность) в общении - имеют несколько другой тип общения, и зачастую в кризисных ситуациях уровень самомониторинга при невербальной презентации падает.

На  основе образа ситуации, образа "Я", образа другого составляется "личностный сценарий в ситуации". Этот сценарий представляет собой "развертывание избранного партнера", "последовательность вербальных и невербальных актов поведения". Регулирующему взаимодействию со стороны субъекта подвергаются различные поведенческие акты как вербального, так и невербального характера, развертывающаяся цепочка которых составляет стиль поведения в целом.

По  мнению Т.Шибутани, сознание и рефлексивное мышление являются инструментами приспособления к ситуации, но исполняются они  только тогда, когда человек получает от самого себя на этот счет специальные указания. Рефлексия невербального поведения представлена им как процесс воображаемой репетиции, "когда действующее лицо манипулирует перцептуальными объектами, образами (включая "Я" образы) и различными символами" (Шибутани Т. «Социальная психология», 1999, стр.168). Положения о том, что "лицо человека и некоторые из его физических особенностей служат символами его "Я" концепции, что понятия "Я" образ и "Я" концепция относятся не к каким-то частям тела, а к неким закономерностям в человеческом поведении (Там же, стр.195, 177), находят свое развитие в теоретических и методических работах, посвященных различным аспектам невербального поведения.

Кинеcическое  поведение национально. Например, в  отечественных книгах по этикету поведения даны рекомендации: "Воспитанный человек должен уметь слушать собеседника, а потому должен смотреть на него не "пустыми" глазами, а внимательно и "заинтересованно". Специалисты по сценической искусству учат своих учеников говорить при словесном общении не столько уху, сколько глазу; при общении важны глаза слушателя, которые показывают "время" разговора; собеседник говорит, глядя глаза в глаза, а слушатель слушает глазами то есть люди, которые прячут глаза при разговоре, меньше воздействуют на слушателя (Акишина А. А., Кано Х. "Национальная специфика коммуникации и словарь русских жестов" // Словари и лингвострановедение, М., 1982, стр. 157-162). В японских традициях этикета слушания нижестоящему нельзя смотреть в глаза вышестоящему. Это рассматривается как дерзость и непочтение. Существенные различия обнаруживают в себе национальные формы даже у такого казалось бы общепринятого жеста как приветствие, с которого начинается любая коммуникация. В знак приветствия могут использоваться:

  1. Хлопанье в ладони - племя лаонго;
  2. Хлопанье и одновременное постукивание себя локтями по ребрам - племя балонда;
  3. Резкое разъединительное движение, чтобы получился щелчок сведенных вместе ладоней - нигерийцы;
  4. Щелканье пальцами - дагомейцы;
  5. Поглаживание своего лица ладонями своего собеседника - полинезийцы;
  6. Обнюхивание щек друг друга, потирание друг о друга носами - малайцы, монголы, бирманцы;
  7. Щелканье каблуками и поклон - немцы, австрийцы;
  8. Поцелуй руки женщины - Центральная Европа, Латинская Америка;
  9. Легкий наклон корпуса вперед, руки подняты на уровне груди, ладони сведены вместе, сложены в виде крыши, то есть кончики пальцев обеих рук сомкнуты - индийцы;
  10. Наклон корпуса и пожимание своей одной рукой другой руки - выходящее из употребления китайское приветствие;
  11. Соединение ладоней в шлепке, медленное их поднимание выше уровня головы и разъединение - племена банту; (Kraut N. N. “Introduction to Social Psychology”, N. Y., 1942; Biun Th. “The international dictionary of Sign Language: A Study of human behavior”, L., 1969);
  12. Голова над правым плечом партнера, три хлопка по спине, потом голова под левым плечом партнера. Еще три хлопка по спине - латиноамериканцы (среди мужчин);
  13. Легкий удар по голове и плечам партнера - эскимосы;
  14. Прикладывание ладони ко лбу (напоминает отдание чести у военных) - египтяне;
  15. Передача друг другу какого-либо предмета (часть тыквы), который держат в правой руке, поддерживая при этом левой рукой правый локоть - некоторые африканские племена;
  16. Объятие с потиранием кончиками пальцев друг другу спины - полинезийцы. (Аленикова С. Язык жестов. // Наука и жизнь. М., 1985, N 7, С. 143 - 147).

Информация о работе Невербальные коммуникации